Воспитанники Бобруйской школы-интерната мечтают обрести семью

Приют несбывшихся надежд

Вообще–то их мечты сбываются. Но не слишком часто. За последние 13 лет усыновили лишь 25 воспитанников Бобруйской школы–интерната. А сегодня их здесь сто. Многих годами не навещает родня. Обрести новую семью — несбыточная мечта. Самое печальное, что дети постарше осознают это. Оттого и не заискивают перед редкими посетителями, не бросаются навстречу, угадывая в них потенциальных родителей. Просто наблюдают со стороны. И чувствуешь себя виноватой, видя, сколько грусти в этих не по–детски взрослых глазах...

образование-интернат-здание-040215 500.jpg

В том, что детей не хотят усыновлять, здешние наставники и воспитатели не повинны. Они–то как раз делают все, чтобы те обрели семьи: дни открытых дверей, информация для потенциальных родителей на сайте... Однако большинство потенциальных родителей предпочитают малышей, которым не исполнилось и пяти лет: привыкнут быстрее, полюбят, будут называть мамами–папами, опять же их можно воспитать под себя. А сиротам из этого интерната от 7 до 18 лет. Сформировавшиеся привычки, характеры... Трудное прошлое, которое они хотели бы, да не сумеют забыть.

Прежний директор школы Ольга Первушина рассказывала: большинству пьющих родителей до детей не было никакого дела, вот они, педагоги, и пытались их отогреть. Нынешний директор Лилия Тарасевич в должности два с половиной месяца, но биографии своих подопечных изучила:

образование-интернат-дети04-040215 500.jpg
Мальчишки-сироты с удовольствием 
строят дома из глины.

— Папаша двоих мальчишек у них на глазах зарезал маму. Он — в тюрьму, дети — к нам. Счастье, что нашлись усыновители. В январе подростков забрала семья из Италии. Но это — редкость.

Мне повезло: еще за двумя ребятами приехали в день моего визита в интернат. Юлю и Никиту не усыновляют, а берут под опеку. Но для детей это — шанс начать новую жизнь.

Заместитель директора Ольга Дорошко, конечно, рада за них. Но переживает, как сложится их судьба:

— Никита к одиннадцати годам столько натерпелся — не каждый взрослый вынесет. Мать пила, его, крошечного, на несколько дней одного дома бросала. Больница, приют, интернат... Потом — опекуны. Взяли дитя, а вскоре вернули. Якобы умственно отсталый, неадекватный.

образование-интернат-семья-040215 500.jpg
Зоя и Михаил Воловики в Бобруйск приехали из Кличевского района, чтобы забрать к себе 11-летнего Никиту и 13-летнюю Юлю.

С такой характеристикой Никите светил только спецкласс. Но педагоги сделали все, чтобы снять диагноз:

— Мальчишка смышленый, любит математику. Требует к себе внимания, любви. Надеемся, ему и Юле у семейной пары из Кличевского района будет хорошо.

Глава семьи Михаил Воловик, обнимая мальчишку, обещает:

— Я его на тракторе ездить научу. На рыбалку вместе пойдем. У нас места красивые, дом большой — 6 комнат, у каждого будет своя.

14–летний Леня очень хотел отыскать старших сестер.  Педагоги, решив осчастливить подростка, обратились в передачу «Жди меня». Сестры, впервые приехав в интернат, рыдали. Накупили Леньке обновок, мобильник, забирали на выходные. Увы, праздник длился всего 3 месяца. Позже та, что живет в своем доме, оправдывалась: нам забрать Леню некуда. 

Девочки налепили фигурок  из теста, теперь раскрашивают.
Преданных дважды — сперва биологическими, а после приемными родителями, в интернате не один и не два. Еще больше тех, у кого шансов попасть в семью практически нет. Ведь, помимо трагического прошлого, у многих еще и букет болезней. 

Девятилетнего Влада не берут на каникулы не то что в семью — даже в оздоровительный лагерь. Разве что раз в год он вместе с медиком и воспитателем из интерната ездит в санаторий. Зато в больнице — частый гость. И каждый день на лекарствах. Владик не знает, чем болен. Но детское сердечко подсказывает ему: он не такой, как все, поэтому «его не выбирают». Время от времени, впрочем, он допытывается: «Почему?» И наставники едва сдерживаются, чтобы не разрыдаться. Как объяснить ребенку, что его мать была наркоманкой и он родился с ВИЧ?

Детей, которым не повезло, которых не берут даже на каникулы, около 30. На лето их увозят к себе педагоги и воспитатели:

— Наш интернат в центре города. А детям нужны смена впечатлений, свежий воздух. Возим на природу, на дачу. Приусадебного участка у школы нет. Лишь клочок земли, где недавно заложили яблоневый сад. Чтобы приучать сирот к труду, как–то адаптировать их к жизни, по осени ездим со старшими работать к фермеру. Собираем морковь, свеклу, лук. Зимой на вырученные деньги покупаем детям свежие яблоки, хурму, апельсины. А хотелось бы свой огородик, парники, где сами растили бы овощи.

А еще школе нужен ремонт. Несколько лет назад на первом этаже поставили стеклопакеты. Пришло время заменить старые деревянные окна на втором. Но самое главное для каждого ребенка — внимание и участие. Когда изредка отсюда детей забирают образумившиеся родители, трудно передать, что творится в душе тех, кто остается. Радость за друзей, зависть, обида на собственную судьбу... А еще с новой силой вспыхивает огонек надежды, что еще не все потеряно, что за ними могут приехать тоже. О том, сколько таких огоньков уже потухло и еще потухнет, педагоги и воспитатели им не говорят...

olgak53@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 30 (24660). Вторник, 17 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter