В Беларуси завершилась приватизация жилья

Приватизация остановилась в полночь

Минувшей ночью не только деньги по банкоматам развозили — ровно в 24.00 в стране завершилась приватизация жилья. Поставлена точка. Окончательная и бесповоротная. Сюжеты последнего месяца разгосударствления домов и квартир и особенно финальных четырех дней, когда в стремлении максимально поддержать граждан все исполкомы страны работали по 18 часов в сутки без перерыва на обед, отличались особенной остротой. Но кто и почему дотянул до самого последнего дня? Ответы корреспонденты «СБ» решили поискать в коридорах администрации одного из самых крупных районов Минска — Московского. Сюда с заявлениями на приватизацию и в 6 утра «стучались», и после 23.00...


«Последний шаг — и метры наши!»


Фото Александра СТАДУБА

11.00. Сотрудники службы «Одно окно» администрации Московского района Минска без работы не скучают — в очереди человек 15. Первый номерок выдан еще в 7.25, уточняет начальник службы Валентина Самусик, одновременно поясняя, что большинство из ожидающих граждан — это члены семей заявителей, которые, следуя букве закона, пришли лично засвидетельствовать свое согласие:

— А вы заметили женщину лет 45 в голубой кофточке? Она тут у нас буквально прописалась: уже четвертый день исправно «дежурит» на пороге, ожидая бывшего мужа и пасынка, чтобы приватизировать трехкомнатную квартиру по улице Алибегова. Больше года Галина Андреевна вылавливала их где–то в Москве, и вот на днях так называемые родственнички соблаговолили–таки приехать. Но радовалась заявительница, похоже, рано: теперь каждый день они назначают ей здесь свидание, но — не являются! Галина Андреевна звонит им, плачет, просит... Потом вместе с нами в полночь покидает здание исполкома, надеясь, что уж завтра это издевательство над ней точно закончится. А теперь счет пошел на часы. Как бы «скорую» не пришлось вызывать...

Вообще, последние дни приема заявлений на приватизацию проходят в обстановке особых эмоций, говорит Валентина Владимировна. Еще не успев отойти от окошка, люди кому–то звонят и друг друга поздравляют, хлопают в ладоши, прыгают от счастья и... плачут. Кто от расстройства, а кто от радости. Вот и у пенсионерки Юзефы Ярчак покатились слезы, когда она получила заветную квитанцию. Несколько раз переспросила у Валентины Владимировны о сроках, когда будет принято решение исполкома по ее вопросу:

— 1 августа, да? Ну дай вам всем бог здоровья! А точно теперь все хорошо будет? Ой спасибо!..


Об этой квитанции Юзефа Анатольевна мечтала несколько лет... Фото Марины ЗУБОВИЧ

И эмоции Юзефы Анатольевны, пожалуй, понять можно: вопрос приватизации четырехкомнатной квартиры по улице Космонавтов она терпеливо и настойчиво решала несколько лет. При этом основным препятствием было отсутствие согласия мужа:

— Ну никак я не могла его уговорить, уперся — и все тут! Потом еще старший сын ушел в армию... И вот чуть больше года назад мы все–таки достигли понимания, собрали все справки. Я даже 22 миллиона накопила, чтобы оплатить первый взнос, и осталось только отнести заявление. И вдруг муж умирает!.. Почти следом за ним уходит из жизни свекровь. Всего пять похорон мы справили за один год. Понятно, что все накопленные деньги я растратила. Пришлось все начинать заново. Теперь с оплатой обещали помочь сыновья, даже если наши метры оценят дороже.

И это логично. Ведь, по словам Юзефы Анатольевны, благодаря приватизации двум ее невесткам не придется уживаться на одной площади, — теперь уже собственная квартира, скорее всего, впоследствии будет продана с целью приобретения двух новых.


Радости не было предела. Фото Александра СТАДУБА

Сотрудники службы «Одно окно» признаются, что за последний месяц стали свидетелями такого количества разнообразных семейных драм, что их хватило бы для хорошей сотни сценариев для самых душераздирающих сериалов:

— И еще понятно, когда процесс застопорился из–за того, что один из родственников сидит в тюрьме, или много лет назад исчез в неизвестном направлении, или вдруг были утрачены документы. Но ведь масса случаев, когда все участники в полном сборе, а кто–то один просто говорит «нет». Почему? Как правило, делают это из желания насолить, за что–то отомстить... Неужто не понимают, что в конечном счете делают хуже и себе?

Но самое нелепое — это то, что многие из тех, кто «запрыгивает в последний вагон», образно говоря, 24 года элементарно проспали. После 30 июня судьбу квадратных метров заявители, получившие отказ, смогут обжаловать в суде.


С этим и другими документами можно будет пойти в суд

Цифры

В Минске около 19 тысяч квартир, которые потенциально могут быть приватизированы. Лидирует Заводской район, где по договору найма жилья у государства проживают более 3,5 тысячи семей, в Московском районе — 2,7 тысячи. В Центральном и Партизанском — 979 и 980 соответственно. В остальных пяти районах города насчитывается примерно по 2 тысячи неприватизированных квартир, которые включат в состав жилых помещений коммерческого использования. За проживание в них будут брать плату с применением понижающего коэффициента в размере 0,2. С учетом его арендаторы государственных минских квартир будут платить в месяц за однокомнатную квартиру от 13,5 нового рубля до 40, за двухкомнатную — от 20 до 60 рублей, за трехкомнатную — от 29 до 87 деноминированных рублей.

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 124 (25006). Пятница, 1 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter