Репортаж: журналисты "СБ" решили проверить чистоту свислочской воды

Познавательная прогулка вдоль Свислочи

После рассказа об очистке загородных водоемов, их берегов и лесов (проблемный репортаж «Люди, не мусорьте» во вчерашнем номере) журналисты «СБ» обратили внимание на водный объект, который буквально перед глазами двух миллионов минчан, — на Свислочь. Продолжающаяся акция «Чистый водоем» по логике вещей ее касается тоже. И хотя по поверхности реки, слава богу, не плавают бутылки и пластиковые пакеты, состояние воды и берегов вызывает вопросы. Вода, мягко говоря, не выглядит кристально чистой. И что это за несимпатичные «лепешки» во множестве плывут вдоль берегов? Разберемся.



Вылавливаем эту субстанцию в самом центре города, на набережной вдоль улицы Коммунистической. Наши старания привлекают внимание минчанки, пенсионерки и спортсменки М., которая, по ее же признанию, тренируется тут ежедневно. Вчера и позавчера, уверяет, «лепешек» было намного больше. Предполагает: начальство, видно, прослышало о вашей проверке, увеличило напор воды и... «лепешки» уплыли. «Как так уплыли?» — «Они ведь живые. У них снизу ножки шевелятся». Слишком экзотическая, любительская версия — нужна профессиональная.




В городском центре гигиены и эпидемиологии, куда мы привезли банки со свислочской водой, нам не помогли идентифицировать «лепешки» и не взялись провести их анализ. Химический (на нефтепродукты, соли тяжелых металлов...) занял бы дня три, а биологический (микроорганизмы, бактерии...) и того больше. Строго говоря, на данный вид исследований лаборатория центра не сертифицирована: здесь отвечают за питьевую воду. За ее качество минчане могут быть спокойны, заверил заведующий отделом гигиены Эдуард Мороз. Если, мол, кто–то сомневается, пусть попьет водичку из крана в Москве или Питере, да хоть в любом городе Европы. Сравнивали, верим.

Генеральный директор НПЦ по биоресурсам НАН Михаил Никифоров, оценив содержимое банок на глаз и успокоив («неэстетично, но неопасно»), пригласил экспертов. Они тут же, в приемной, устроили дискуссию. Полную ясность внес профильный специалист, заведующий лабораторией гидробиологии, член–корреспондент НАН, доктор биологических наук Виталий Семенченко: «Это метафитон». Наш вопрос — что это такое? — для ученого не нов: с подобными минчане обращаются нередко.



Объясняет. Когда на дне водоема содержится большое количество загрязняющих веществ, в их среде начинают развиваться водоросли. Происходит интенсивный фотосинтез: выделяется кислород. Его пузырьки и заставляют зеленую массу всплывать. Подтверждает слова директора: это естественный процесс, метафитон неопасен. Хотя в большом количестве может порождать неприятный эффект — в процессе разложения.

Уточняем: можно ли расценивать метафитон как индикатор неблагополучного состояния воды? «Именно так». Дескать, до очистки русла в пределах городской черты, которое было проведено два года назад, ее состояние по 5–балльной системе оценивалось на «двойку» — «неуд». Сейчас чуть получше, но никак не хорошее — посредственное.

Для большего понимания ученый адресовал нас в БГУ, где действует научно–исследовательская лаборатория гидроэкологии, сотрудники которой системно изучают состояние Свислочи. Младший научный сотрудник Ирина Савич (ее диссертация посвящена именно метафитону) лишь добавила, что качество воды в речке зависит от многих факторов, в том числе от водотока, который регулирует «Минскводоканал». Это понятно: чем сильнее напор воды из Заславского водохранилища, тем быстрее она очищается.



В коротком репортаже нет места для чрезмерно детального анализа. Мы провели лишь поверхностный и не побывали, например, в экологической инспекции Минприроды, где состояние Свислочи тоже внимательно отслеживают. Насколько системно? Каковы результаты и тенденции? Что зависит от горожан, промышленности, от самой матушки–природы? Надеемся узнать это от профессионалов.



И последнее — о берегах. Применительно к Свислочи — это набережная. Хотелось бы сказать: гранитная. Если не величественная, то хотя бы приличная, опрятная, подобающая всему облику центра Минска, сверкающего чистотой и уютом. Увы. Эта набережная всегда многолюдна. С утра по ней бегут спортсмены, потом прогуливаются матери с малышами, горожане и туристы. Центр двухмиллионного мегаполиса, а какая тишина и красота! Если бы не щербатый асфальт, не безобразный полуразвалившийся парапет! Точно в таком же виде он фигурировал на фото к статье заслуженных архитекторов Бориса Юртина и Михаила Пирогова «Об архитектурной репутации», опубликованной в июне 2014 года. Тогда городские власти никак на этот снимок не отреагировали. Надеемся узнать их мнение в этот раз.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 80 (24710). Среда, 29 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter