Топ-5 наиболее габаритных грузов, доставленных при помощи авиации МЧС

Полеты в заданную точку

Линии электропередачи, мосты и развязки, рамки BelToll, плотная застройка, вековые деревья... Ох и намучиться можно, если из пункта А в пункт Б нужно доставить негабаритный груз! Он ведь может быть размером с двухэтажный дом, весить столько, что даже самый сильный человек в мире его и с места не сдвинет, а при этом установить его требуется строго в конкретной точке. Безвыходных положений, впрочем, не бывает. На помощь придут вертолеты. За прошедшую неделю Ми-8 и Ми-26 МЧС с ролью успешного грузоперевозчика справились дважды — перевезли оборудование для ТЭЦ и валун на могилу Рыгора Бородулина в Ушачском районе. Специально для «СБ» начальник авиации Министерства по чрезвычайным ситуациям полковник Олег Яковлев рассказал о пяти наиболее габаритных и необычных грузах, которыми летчикам в альянсе с наземными службами довелось заниматься.


1. Самолет Ту-154 и вертолет Ми-26



— Самолет Ту-154 — это самый крупный объект, который когда–либо перемещался в нашей стране на внешней подвеске вертолета Ми-26. Было это осенью 2009 года. Перевозили по частям. Масса наиболее габаритной — центроплана с крыльями и хвостом — 17,5 тонны. При возможном для Ми-26 максимуме в 20. Сами понимаете, чтобы переместить настолько тяжелый груз, топливные баки должны быть полупустыми, а расстояние — не слишком большим. А поскольку переносили его из Национального аэропорта «Минск» в наш Институт подготовки и повышения квалификации в Светлой Роще, между которыми всего около 50 километров, это значительно облегчило операцию. Вертолет заправили по минимуму. Летели на высоте 150 — 200 метров. На наименьшей возможной скорости 80 километров в час. Ведь объект начинает раскачиваться в воздухе, а значит, в пилотировании надо учитывать определенные нюансы. Справились меньше чем за час. Подготовка к перелету заняла гораздо больше времени: дважды выезжали в Национальный аэропорт, оценивали состояние груза, возможность швартовки. Побывали и в Светлой Роще: нужно было осмотреть место установки Ту-154. В этом же году из Мачулищей в музей авиации ДОСААФ на Боровую на внешней подвеске вертолета Ми-26 перевезли... другой вертолет Ми-26. В нашей стране — впервые. Такое удавалось лишь соседям–россиянам. Доставляли в два этапа. Сделали промежуточную посадку на аэродроме в Липках. В связи с погодными условиями полет удалось продолжить лишь на следующий день.

2. Купол для Храма- памятника в честь Всех Святых в Минске


— Его мы перевозили в 2006-м. Весил купол 7 тонн. Сложность для нас была в том, что его необходимо было доставить фактически в жилой район. А в авиационных правилах прописано: летать с грузом на внешней подвеске можно лишь вне населенных пунктов. Опустить купол, ко всему прочему, нужно было с ювелирной точностью. Рядом находилась деревянная церковь. Были опасения: не нанесет ли ей сильный воздушный поток от вертолета каких–либо повреждений? К счастью, обошлось. Сам храм-памятник в тот момент только строился, но его высота была уже немаленькой, места мало, повсюду линии электропередачи. Трос пришлось использовать длинный — около 50 метров. Чтобы вы представляли сложность маневра, встаньте на стол, завяжите глаза, возьмите нитку, к которой привязан карандаш, а на пол поставьте пустую бутылку. И по командам со стороны попробуйте опустить этот самый карандаш в горлышко...

3. Оборудование для ТЭЦ


— Было это в минувшую пятницу. Стояла задача — перенести 8-тонный элемент технологического оборудования диаметром почти 5,5 метра с минской ТЭЦ-4 до площадки под Дзержинском. Каждый груз имеет свои особенности. Габариты этого не позволили бы вывезти его за пределы города иным способом: условий для проезда наземной техники по застроенной промышленной зоне нет, да и перенос коммуникаций — дело крайне сложное. В самом же городе — троллейбусные провода, перекрестки, забитые автомобилями улицы... Поэтому нас и позвали на помощь. «Грузовой» Ми-26 в данной операции сопровождал еще один вертолет. Именно оттуда руководителю полета удобнее всего следить за происходящим, давать летчикам подсказки. Кстати, мы участвовали лишь в одном из этапов операции — к пункту назначения — в Брест — бак для ТЭЦ в итоге доставили на специальном автомобиле.

4. Валун на могилу Рыгора Бородулина


— В этой операции задействовали с десяток специалистов, большинство из которых находились на земле и помогали экипажу. 2,5-тонный валун из деревни Кубличи нужно было доставить в центр кладбища. Высокие деревья практически полностью заслоняли обзор. Эта работа довольно сложная, прежде всего в моральном плане. Ответственность колоссальная! Вокруг множество других могил. Одно неверное движение могло привести к повреждению соседних надгробий. Но все было сделано очень точно и аккуратно.

5. Бронеколпак для «Линии Сталина»

— На немецкой линии обороны под Борисовом была выстроена система дотов, один из которых оказался прикрыт уникальным бронеколпаком. По словам тех, кто увлекается историей, подобных артефактов очень и очень мало. Один точно есть в Италии... Сам колпак стоял в своеобразном стакане, залитом бетоном, поэтому для начала предстояло его обрезать, затем — определить вес, от которого во многом зависят детали перевозки. Рассчитали: масса должна быть примерно 2.350 кг. И почти попали в точку. Ситуация осложнялась тем, что эти доты находились в районе кладбища. Рядом — могилы, кругом — вековые сосны. Для нас подобные операции были тогда фактически в новинку, однако справились! Кстати, бронеколпак мы перевозили не на Ми-26, а на гораздо меньшем Ми-8.

КСТАТИ

Одно из самых ответственных мероприятий авиации МЧС — перевозка органов для трансплантаций. Об этой стороне своей деятельности летчики говорят скупо (вопрос деликатный, сопряжен с медицинской тайной): помимо прочих органов, доставили медикам 66 донорских сердец.

КОМПЕТЕНТНО

Олег Яковлев, начальник авиации Министерства по чрезвычайным ситуациям:

— Если говорить о перевозках негабаритных грузов, то нельзя замыкаться на действиях одного экипажа. Чтобы такая операция удалась, важна слаженность и наземных служб. Нужно дать ряд заявок, запросов, организовать стропальщиков, проинструктировать их, провести определенные занятия. Инженеры должны подготовить вертолет, внешнюю подвеску...


deu@sb.by

Фото МЧС.

Советская Белоруссия № 226 (24856). Суббота, 21 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter