В Гродно будет создана вторая в стране международная авиакомпания

Полеты наяву и во сне

Скоро у нас появится вторая международная авиакомпания. Развивать пассажирские перевозки Министерство транспорта и коммуникаций поручает авиаторам Гродно. Первые полеты на самолетах L–410 чешского производства состоятся уже в будущем году. Такое новшество — один из этапов реализации государственной программы развития гражданской авиации в стране.

В Гродно будет создана вторая в стране международная авиакомпания


Готово ли сегодня открытое акционерное общество «Авиакомпания Гродно» хоть в малой части составить здоровую конкуренцию «Белавиа»? Чтобы ответить на этот вопрос, я отправился в аэропорт, расположенный в 16 километрах от города. Первое, что удивило — тишина вместо рева моторов. Ан-30 одиноко стоял на взлетно–посадочной полосе, а в его хвосте устроились на зимовку 13 стареньких «кукурузников» Ан–2. Редко кому из них посчастливится скоро подняться в небо. Не сезон...


Директор ОАО «Авиакомпания Гродно» Олег Качалов ситуацию объясняет просто:


— Шесть самолетов Ан–2 занимались внесением минеральных удобрений и средств защиты растений, хотя к таким видам работ готовы 11 машин. Вначале самолеты работали на наших полях, а в июне–июле — в Ставропольском крае. Мы бы и больше послали туда техники, но очень высокая конкуренция со стороны российских авиакомпаний. К новому весенне–летнему сезону снова готовим 6 самолетов. Одновременно летчики проходят занятия на тренажере — единственном в стране для Ан–2.


Это не единственный способ авиакомпании зарабатывать деньги. Самолеты обслуживают парашютный клуб, по заказу Минлесхоза делают фотосъемку. Еще три судна Ан–26 постоянно находятся вдали от своей базы — с грузами бороздят небо над Западной Европой и Африкой. Также предприятие оказывает технические услуги по обслуживанию чартерных рейсов, делает дозаправку иностранных самолетов, приземляющихся в Гродно на короткую передышку.


После скорой модернизации авиакомпания оставит себе функции грузоперевозок и технического обслуживания. Это будет хорошим подспорьем для организации пассажирских рейсов. Впрочем, такое дело для гродненских авиаторов неновое, хотя и изрядно подзабытое. 


В 70 — 80–е годы из Гродно летали не только в Минск, но и Москву, Киев, Симферополь, Брест. Не пустовали и региональные линии — в Островец, Новогрудок, Кореличи и даже за сотню километров в Волковыск. Теперь такие близкие перелеты можно представить разве что во сне...


Олег Качалов убежден, что давать новую жизнь старым маршрутам никто не собирается:


— Наша авиакомпания закроет воздушный периметр вокруг столицы. Ради чего? Организуем регулярные маршруты из областных центров в аэропорт «Минск–2». Время вылета и прилета составим так, чтобы пассажир успевал на международные рейсы. При такой стыковке не нужно будет тратить время, чтобы за сотни километров добираться в главный аэропорт страны на автомобиле. Будет действовать один сквозной авиабилет. Это касается не только полетов в Минск, но и в Варшаву, Вильнюс.


Чтобы выйти на международный уровень, гродненская авиакомпания с помощью Минтранса приобретет два самолета L–410. Не бэушных — прямиком с завода в Чехии. На первом этапе нужны два таких судна вместимостью по 19 пассажиров, в перспективе — еще два. Летный состав, в котором пока 18 пилотов, готов к переменам. Олег Качалов особо выделил направление на Калининград, куда можно впервые организовать круглогодичный рейс. Потребность в нем уже сегодня высока. Литовские авиаторы предлагают гродненцам открыть летние маршруты на балтийский курорт в Палангу. В авиакомпании не прочь также возить чартерами людей на отдых в Болгарию, Крым.


Условия для этого в аэропорту есть. Увидеть здесь приземлившиеся на дозаправку лайнеры типа Ил–76, Ту–154, Ту–204, «Боинг–757», А–320 — не такая уже большая редкость. Но возможности аэропорта, получившего статус международного еще в 1993 году, используются далеко не полностью. Одна из основных причин — недостроенный аэровокзал.


Вновь побывал у этого 9–этажного исполина, застывшего посреди поля. Зрелище удручающее. Когда–то здание было почти готово «под ключ». Но в 1991 году из–за нехватки средств его «заморозили». Расправить крылья такой махине пока не удалось, хотя попыток было много. Заместитель начальника отдела коммунального имущества и приватизации Гродненского горисполкома Дмитрий Кулак особо отметил длинную и безрезультатную эпопею по продаже самого большого в области долгостроя:


— Впервые здание аэровокзала было выставлено на аукцион почти 10 лет назад, за него хотели взять около 14 миллиардов рублей. Только в прошлом году семь раз этот объект хотели продать на торгах, последняя сумма — 2 миллиарда 681 миллион. Но покупатели, даже при отсутствии специальных условий сделки, так и не нашлись.


Полгода назад долгострой перешел из городской собственности в областную, однако изменения видны только на бумаге. Потерянный аэровокзал площадью 15 тысяч квадратных метров уже вряд ли можно приспособить для пассажиров. В здании аэропорта по соседству для них специально переоборудовали один нижний этаж. Даже если из Гродно будут часто летать самолеты, в том числе и за границу, мест в зале ожидания должно хватить всем.


К этому незавершенному комплексу уже несколько раз присматривались иностранные инвесторы. Пока робко. Возможно, тогда их останавливала высокая аукционная цена. Востребованный и окупаемый здесь проект, по мнению многих специалистов, — создание международного логистического центра.


Словом, долгострой надо отдать в надежные руки и привести его в порядок. Сколько еще ждать?

iosif_popko@mail.ru


Фото автора.


Советская Белоруссия №204 (24585). Пятница, 24 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter