Танкисты, сорвавшие в 1941-м наступление гитлеровцев на Ленинград, могут получить звание Героев в наши дни

Подвиг навсегда

Танкисты, сорвавшие в 1941-м наступление гитлеровцев на Ленинград, могут получить звание Героев в наши дни

В августе 1941 года танковой роте Зиновия Колобанова, состоявшей из пяти бронированных машин КВ, было приказано сдержать наступление немцев на Ленинград. В бою под Гатчиной красноармейцам удалось уничтожить 43 танка противника. 22 из них подбил Андрей Усов, командир орудия из экипажа ротного. В итоге наступление гитлеровцев было сорвано на 2 недели. Старшего лейтенанта Колобанова и старшего сержанта Усова представили к званию Героя Советского Союза. Но его тогда так и не присвоили. Вместо Золотых Звезд первый получил орден Красного Знамени, а второй — орден Ленина...


Этот уникальный танковый бой изучают в военных академиях Западной Европы. А на постсоветском пространстве историки приходят к выводу, что Колобанова и Усова, которые после войны жили в Беларуси, явно недооценили. И, наконец, самое главное. Несмотря на то что с момента совершенного ими подвига минуло более 70 лет, не исключено, что Героями они все же могут стать.


Лучший наводчик


Зиновий Колобанов родом из–под Нижнего Новгорода. Его боевой товарищ Андрей Усов родился в 1917 году в деревне Барсуки Заречнотолочинской волости Могилевской губернии. Работал трактористом на БелГРЭС. В армию был призван в 38–м. Служил под Москвой, осваивая тяжелые танки КВ–1. На всесоюзных танковых стрельбах входил в число призеров. Колобанов об этом знал. И когда в 41–м с Кировского завода получил 5 новеньких КВ, сделал все, чтобы стрелок–ас Усов оказался в его экипаже.


К 19 августа 1941–го на Ленинградском фронте сложилась чрезвычайная ситуация. Немцы готовились к решающему броску на Ленинград. От того места, где их поджидала рота Колобанова, до Дворцовой площади оставалось 40 минут ходу. Однако дивизию генерала Рауса, укомплектованную трофейными чешскими танками Pz.35, у совхоза «Войсковицы» красноармейцы застали врасплох на марше. Усов уничтожил по две машины в голове и хвосте колонны. А затем расстреливал ее минут 40, превратив в груду искореженного металла. В это время его товарищи «заперли» фрицев на двух других дорогах. Неприятель ожесточенно отбивался. После боя на танке ротного насчитали более 150 вмятин от вражеских снарядов! Один из них заклинил башню. Тогда поворачивать орудие советские танкисты продолжали с помощью гусениц. Не дожидаясь, пока на помощь неприятелю подоспеет авиация, рота получила приказ отходить. Задача была выполнена: гитлеровцы, потерявшие лучшие экипажи, отступили.


Герой из глубинки


Усов участвовал в боях за Псков, Ригу, Кенигсберг, Росток. После демобилизации жил в Толочине. Был вторым секретарем райкома партии. Руководил Толочинской нефтебазой. Несколько лет назад там появилась мемориальная доска, гласящая, что здесь с 1960 по 1978 год работал почетный гражданин Ленинграда Андрей Михайлович Усов, уничтоживший в одном бою 22 фашистских танка и 200 солдат неприятеля. Похоронили бесстрашного танкиста в 1986–м в Толочине. Единственным из его родственников, оставшихся в райцентре, является внук Андрей. 33–летний Усов–младший живет в дедовской квартире на улице Вокзальной, а работает дежурным по железнодорожной станции в Крупках:


— Когда дедушка умер, я маленьким был. Поэтому воспоминаний о нем осталось мало. В семейном альбоме есть его фото. О его подвиге я знаю и по–настоящему им горжусь.


Среди жителей Толочина, знавших Усова лично, я разыскал пенсионера Анатолия Шнейдера:


— Усов никогда не выставлял напоказ свое героическое прошлое. О бое под Гатчиной я случайно прочел в каком–то журнале. Я тогда увлекался киносъемкой и предложил Андрею Михайловичу сделать о нем фильм. Больше года он находил предлоги, чтобы увильнуть. Но в конце концов съемки состоялись в СШ № 2.


Фильм сохранился. Мне показали его в отделе идеологии Толочинского райисполкома. А орден Ленина Усова хранится в Толочинском историко–краеведческом музее. Его директор Ирина Пикулик показала мне и другие экспонаты, связанные со знаменитым земляком:


— Это ордена, медали, топографическая карта, прошедшая с ним всю войну, и, конечно же, фото. Есть среди них снимок, сделанный после войны на месте исторического боя.


Там, к слову, установлен мемориальный танк ИС–2 (КВ не нашли. — С.Г.). В населенных пунктах неподалеку от Гатчины именем Колобанова названы улицы, есть его бюст. В августе минувшего года из Гатчины стартовала спортивно–патриотическая международная эстафета «Память». Марафонцы и велосипедисты из Санкт–Петербурга, Нижнего Новгорода вместе с белорусскими спортсменами за четыре дня преодолели 960 километров — расстояние до Толочина. У мемориальной доски Усова они организовали торжественный митинг.


Неидеальная биография


Один из организаторов той эстафеты, член Белорусского союза офицеров минчанин Сергей Соболев, рассказал, что подробности танкового боя под Гатчиной стали открываться относительно недавно:


— В Беларуси это началось, пожалуй, с визита немецких парламентариев в Минск в 90–е годы. Среди них оказались офицеры, знавшие, что в Германии бой под Гатчиной изучается на военных кафедрах. Они попросили показать могилу Колобанова. А наши понять не могут, кто это! После отъезда делегации с большим трудом на Чижовском кладбище отыскали еле заметное захоронение — на отшибе, в лопухах.


После этого могилу Колобанова, с 1956 г. жившего в Минске и 22 года отработавшего на МАЗе, привели в порядок. В мае нынешнего года в столице на улице Ташкентской в его честь открыли мемориальную доску. На открытии присутствовали внук, правнуки, гости из Гатчины.


Именно гатчинские и санкт–петербургские историки, музейщики, ветераны нашли в архивах наградные листы Колобанова и Усова, перечеркнутые красным карандашом. Что же помешало танкистам стать Героями? Соболев, занимающийся военно–патриотической работой, активно поддерживающий контакты с российскими коллегами, полагает, что для этого была причина:


— Колобанов отличился еще в финскую кампанию. Однако после подписанного перемирия его и его солдат обвинили в том, что они братались с финнами. Последовали увольнение из армии, лишение звания и наград. Не исключено, что он даже угодил за решетку. Возможно, этот эпизод биографии и не позволил ему примерить Звезду Героя в Великую Отечественную, которую он начал, считай, с чистого листа.


Михаил Королев, полковник запаса, корреспондент районной газеты «Наша Талачыншчына», тоже в теме:


— Раз командиру не дали Звезду Героя, значит, и его подчиненные, я имею в виду Усова, этой награды не достойны. Как ни печально, но такова была логика высшего армейского руководства в СССР 1930 — 1940–х годов.


Справедливость должна восторжествовать


Сегодня такое решение выглядит, мягко говоря, странно и несправедливо. Согласен с этим сопредседатель Союза писателей Союзного государства Николай Чергинец:


— Недавно в Минске с союзными парламентариями мы проводили научно–практическую конференцию. На ней предложили Парламентскому собранию инициировать обращение к президентам России и Беларуси, с тем чтобы они рассмотрели вопрос о присвоении звания Героя России Колобанову и звания Героя Беларуси Усову посмертно. Я занимался похожим вопросом, который касался москвича, уроженца Гомельской области, легендарного советского разведчика Ивана Колоса, отличившегося во время варшавского восстания в 44–м. Звание Героя России ему присвоили 50 лет спустя. Надеемся, в случае с танкистами историческая справедливость тоже восторжествует.


В современной истории нашей страны таких прецедентов еще не было. Если количество Героев Беларуси, которых сегодня насчитывается 11, увеличится, это будет замечательный повод, чтобы накануне 70–летия Великой Победы усилить внимание патриотическому воспитанию молодежи. Повод для гордости.


svg–vt@mail.ru.

 

Советская Белоруссия №121 (24504). Суббота, 28 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter