Велосипедисты требуют больше места

Почему велосипедисты третируют пешеходов

Проблему велосипедистов и пешеходов решит дорожное законодательство
Велосипедисты упорно продолжают третировать людей на тротуарах. Один, к примеру, снес ребенка в Бресте, другой наехал на пешехода в Гродно, третий в Минске... И это только недавние случаи. Когда же владельцы двухколесного транспорта не желают лавировать между пешеходами и оказываются на проезжей части дорог и улиц, то сами попадают под колеса машин. Но только ли велосипедисты виноваты в этих бедах? Ведь им, как оказалось, нет места ни на дороге, ни на тротуаре. При том, что количество приверженцев велобайков лавинообразно растет, неопределенная ситуация с правилами движения для них требует скорейшего разрешения.



В Министерстве юстиции считают, что проблему можно решить правовым путем — через изменения в дорожном законодательстве. Проще говоря, стоит вернуться к старой практике. Ведь до 2003 года велосипедистам запрещалось ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, напомнила главный специалист главного управления нормотворческой деятельности в сфере экономики и экологии Минюста Анастасия Рынкевич: «Разрешалось ездить по велодорожкам или в один ряд по проезжей части, на расстоянии не более метра от ее правого края. По обочине можно было передвигаться, не мешая идущим. Подобное, кстати, и сейчас актуально не только в постсоветских странах (например, в России, Казахстане), но также в Германии, Франции, Китае и других».

Теперь же на велосипеде у нас можно ехать по проезжей части, только если нет велодорожки, обочины или тротуара. Но много ли в городах улиц без тротуаров?

По мнению Минюста, в Беларуси есть лишь две группы участников дорожного движения: водители механического транспорта и пешеходы, к которым приравнены велосипедисты. Хотя во многих странах они — полноценные участники движения, для которых есть своя инфраструктура, исключающая езду по тротуарам. Допустим, в Германии велодорожки выделены, есть спецразметка и знаки, разработаны специальные правила дорожного движения для велосипедистов, установлено наказание за их нарушение. В России в прошлом году появились термины «полоса для велосипедистов», «велопешеходная дорожка», изменены требования к велоездокам и их транспорту. А в Москве уже создают первую велополосу, что стало возможным из–за оптимизации ширины полос.



Как выяснил корреспондент «СБ» в Госавтоинспекции, МВД Беларуси против того, чтобы пускать велосипедистов обратно на дорогу. Аргументы вполне резонные: только этот шаг проблему не решит, нужна альтернатива, грамотная сеть велодорожек. В то время, когда любители велодвижения могли ездить по трассе, более 160 их ежегодно гибли под колесами машин. Когда выезжать на проезжую часть в большинстве случаев запретили, этот печальный показатель снизился более чем в 2 раза. Несмотря на рост числа велосипедистов. Также в ГАИ объяснили, что они все же считаются особой группой участников движения, чье перемещение регламентировано отдельной главой ПДД.

Кроме того, с января этого года в ПДД уже вносились новшества, в том числе по велодвижению. К примеру, изменился термин «велосипедная дорожка», иное значение получил дорожный знак пересечения с велодорожкой, введена новая горизонтальная разметка для велозон и совместных дорожек для вело и пешеходов. Достаточно ли этих изменений?



Да, в ПДД закреплены права и обязанности всех участников движения, но нет ни слова о расположении велосипедистов на вело– и велопешеходных дорожках, говорит специалист Минюста, считая в целом необходимым корректировку ПДД с дальнейшим изменением законодательства: «К примеру, ввиду отсутствия у нас единых правил размещения велозон на разных участках велопешеходных дорожек она идет то справа, то слева, нередко без обозначений. Взять ту, что на пр–те Независимости в Минске: на тротуар дорожники вроде бы и нанесли разделительную разметку, однако велозона оказывается то посередине тротуара, то ближе к дороге, без указания направления движения. А ширина ее зачастую такова, что едущим навстречу сложно разминуться. Еще более сужают велозону «выросшие» на ней столбы, ямы, люки и прочее. Поэтому нужно закрепить и определение ширины полосы для велосипедистов не менее 1 метра с учетом препятствий на ней. При этом возможно предусмотреть выделение велосипедных дорожек, совмещенных с тротуаром, цветом». Кстати, самого термина «велопешеходная дорожка» в ПДД нет, говорит Анастасия Рынкевич, хотя тротуары на такие зоны разметкой делят все чаще. Понятно, что так дешевле. Но что толку, если пешеходы ходят по территории велосипедистов, вынуждая их лавировать порой с риском для здоровья?

Пример с проспектом Независимости, заметили в Госавтоинспекции, лишь подтверждает, что крайне сложно обустраивать велодвижение на уже существующих улицах. По мнению автоинспекторов, нужно взывать к градостроителям, чтобы те предусматривали велодорожки еще до строительства и реконструкции улично–дорожной сети. Тем более что нормативная база для этого имеется, но местные исполнительные и распорядительные органы почему–то игнорируют эти документы. Видимо, они пока не восприняли проблему всерьез. Сколько еще бед должно случиться, чтобы ситуация наконец сдвинулась с мертвой точки?

gladkaya@sb.by

Письмо в тему

Узкий тротуар


В последнее время в «СБ» часто пишут о проблемах велосипедистов и пешеходов. Почему вышло так, что они создают неудобства друг другу? Думаю, проблема кроется в несовершенстве дорожного законодательства. Никто не может объяснить, как, скажем, при весе 90 кг и скорости 25 км/ч можно ехать по тротуару «не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов» (п. 148 ПДД)? Кто кому должен уступать, как объезжать детей, которые непредсказуемы в своем движении, как преодолевать бордюры?.. Хотя в том же п. 148 написано, что «допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги не далее 1 м от ее правого края», меня постоянно за это штрафуют. Но тогда надо и скутеристов, и мотоциклистов тоже загнать на тротуары.

Что касается велодорожек, их почти нет. В лучшем случае нарисуют на тротуаре разделительную линию, на которую никто не обращает внимания. В этом вопросе нужно вернуться к старым ПДД (по проезжей части не далее 1 м от края). Конечно, автомобилисты будут недовольны, но город должен быть удобным для людей, а не для машин. При грамотной организации движения все можно урегулировать. Считаю, что, обладая правом законодательной инициативы, МВД могло бы предложить внести в ПДД изменения, отвечающие здравому смыслу и интересам граждан.

Сергей КАПУСТИН.

Лида.

Советская Белоруссия № 158 (24788). Четверг, 20 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter