Почему не приживается новая мера защиты пассажиров на остановках

Остановка по требованию безопасности

Загадочные бетонные конструкции, выросшие прямо на проезжей части улицы Тимирязева в Минске, как выяснилось, призваны обезопасить людей на остановках. Возле торгового центра «Ждановичи» уже больше года идет эксперимент: рядом с остановочной платформой стоит заграждение, отделяющее полосу общественного транспорта от основного потока машин. Состоит это сооружение из делиниаторов — невысоких элементов из армированного бетона, прикрепленных к дорожному полотну. На них столбики высотой до 300 мм, одна из функций которых — исключить возможный вылет автомобиля на остановку. Если эксперимент признают удачным, то применять делиниаторы будут массово. Однако говорить о том, что проблема безопасности пешеходов решена, оказалось преждевременно.

Фото Артура ПРУПАСА, «СБ».

Водители: делиниаторов почти не видно в темноте

Старший инженер по организации дорожного движения отдела ГАИ Центрального района Минска Виталий Коростик говорит, что оценить успешность задумки можно будет только спустя года три. Хотя уже сейчас видно, что благодаря ей водители практически не оставляют машины на остановке и не вынуждают автобусы прибегать к сомнительным, а нередко и опасным маневрам. Раньше это было серьезной проблемой. Но есть и другая сторона: автомобилисты еще не привыкли к такого рода новшествам, и многие их попросту не замечают.

Виталий отмечает, что этот участок является в районе достаточно аварийным. И одна из основных причин — отсутствие освещения. Только в нынешнем году под колесами авто здесь погибли двое пешеходов. Да, они переходили проезжую часть в неположенном месте, хотя в 15 метрах был подземный переход. Однако беды могло бы не случиться, будь здесь вечерами посветлее. И как автомобилистам рассмотреть в темноте делиниаторы?

Этим вопросом задается и наш читатель, водитель с 30–летним стажем, в прошлом инструктор по вождению Виктор Иванченко: «Я живу неподалеку. Почти каждый день езжу мимо этой конструкции и скажу вам, что в темноте ее практически не видно. Так же в туман, дождь или снег. Дорога в таком случае становится только опаснее. Иногда едешь и высматриваешь, где это место, чтобы случайно не наехать. Сам несколько раз видел, как машины едва не наскакивали на эти «бордюры», резко уходили влево и создавали аварийную ситуацию. Мое мнение: такие меры не служат безопасности, а провоцируют аварии, я называю их вредительством».

— Ну поставили эти заграждения, так почему бы не предупредить о них тех, кто за рулем? — негодует другой водитель, Алексей Николаев, с которым мы беседуем на ближайшей к делиниаторам парковке. — Ничего не стоит установить метров за 100 информационную табличку. Да и сами делиниаторы в любое время суток и при любой погоде должны светиться, как новогодняя елка. А что мы видим здесь? Всего лишь несколько светоотражающих элементов на столбиках. Я против таких новшеств, до тех пор пока не учтены все нюансы. А разделять полосы или обозначить опасные участки можно и менее опасным способом — вмонтировать, допустим, в асфальт точечные отражатели. При наезде на них ничего страшного не случится.

В поисках компромисса

Идея специалистов Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте установить делиниаторы на проезжей части, скажем прямо, пришлась по душе далеко не всем. Кстати, первыми недовольными стали дорожники. Почему? Вполне резонное объяснение приводит Анатолий Жамоздик, заместитель генерального директора минского «Горремавтодора»:

— Конечно, я за безопасность людей, в том числе и на остановочных пунктах. Но если положено устанавливать подобные конструкции, то прежде должен быть тщательный анализ, ко всему нужно подходить взвешенно: что хорошо в одной стране, может быть плохо в другой, хотя бы из–за разницы климата. Вы даже не представляете, сколько хлопот нам доставляют эти делиниаторы зимой. Они серьезно затрудняют технике уборку снега. В итоге на проезжей части образуется сугроб, а сама полоса, отведенная для общественного транспорта, сильно сужается. Помню, также хотели разделить в городе полосы бетонными ограждениями. Хорошо, что не вышло. Как бы мы тогда улицы убирали? Ведь можно же просто рисовать разметку, штрафовать нарушителей... Вопросов много и нужно искать компромисс. Находят же его в других странах.

Фото Александра РУЖЕЧКА, «СБ».

Кто должен искать этот самый компромисс, лично я так и не поняла. Пока получается так: анализируют дорожные инциденты, предлагают, а потом и внедряют и снова анализируют свои проекты работники БАЭС — общественного объединения. Почему этим не озабочены в первую очередь проектировщики? Почему «Горремавтодор» кивает на ГАИ: мол, дорожная безопасность — ее забота? В каждой из названных мной организаций немало грамотных, знающих свое дело специалистов. Почему бы не объединить усилия?

Дорожные беды не из-за менталитета, а неграмотной инфраструктуры

БАЭС — инициатор многих новшеств по безопасности дорожного движения. К примеру, концепции «Добрая дорога», которая позволила более чем в два раза сократить количество смертей на улицах города. Платные парковки и искусственные неровности — тоже задумки ассоциации.

— Мы начинаем от идеи, которую, как правило, очень сложно пробивать, и заканчиваем строительством объекта, — детализирует председатель правления объединения Юрий Важник. — Нередко приходится слышать мнение, будто все дорожные беды у нас из–за менталитета. А шведы и мы вслед за ними говорим, что дело не в людях: в плохих условиях все ведут себя отвратительно. Если мы создадим правильную инфраструктуру, то и пользоваться ею будут как надо. По нашим оценкам, именно из–за неграмотной инфраструктуры происходит около 70 процентов ДТП. При этом проектировщики дорожного движения ни разу не понесли ответственность. Хотя, повторюсь, уже при проектировании закладывается потенциальная опасность. Для сравнения: в Беларуси разработка проекта того же остановочного пункта занимает секунды (чтобы нарисовать на чертеже знак), в Англии — девять месяцев, чтобы разобраться со всеми нюансами удобства и безопасности. Поэтому и нам следует тщательнее искать возможности обезопасить людей. А с учетом того что во многих странах этот вопрос давно решен методом проб и ошибок, то нам остается лишь с умом перенять опыт. Так мы, кстати, поступили с трамвайными остановочными площадками. На проспекте Машерова и на улице Якуба Коласа уже работают около 20 новых остановок: платформа приподнята, есть прочное ограждение, навес. И ни одного ДТП с участием пассажиров там не было.

Высоким скоростям — свои дороги

Делиниаторы, по словам Юрия Важника, в Минске впервые появились на стоянках возле крупных магазинов. Такой же «бордюр» установят весной на Привокзальной площади. Что касается конструкции по улице Тимирязева, то планировалось установить ее на расстоянии двух километров, а получилось только 50 метров. Однако и это дало свой результат, считает собеседник:

— Помех общественному транспорту на участке стало гораздо меньше. Можно, конечно, и бетонное сооружение толщиной 50 сантиметров построить, и люди на остановке будут защищены. Но вряд ли такая баррикада украсит город. К тому же мое личное мнение: подобные заграждения — это крайняя мера. Столбики? Ну, стоят на МКАД в роли таких защитников осветительные мачты. И что? При наезде на них гибнут и водители, и пассажиры. Все же, изучив международный опыт, мы пришли к выводу, что наибольший эффект будет тогда, когда автомобиль на высокой скорости попросту не сможет оказаться рядом с пешеходами.

Трудно не согласиться. Руководитель БАЭС привел мне, наверное, с десяток способов решения этого вопроса. Основным назвал принудительное снижение скоростного режима. За счет чего? Искусственных неровностей, островков безопасности, петляющих участков дорог, мини–колец и прочего. Кстати, одно недавно появилось на пересечении улиц Мележа и Восточной. Теперь движение транспорта там организовано по кругу и водитель вынужден ехать 35 км в час вместо 60. Если скорость снижена, то оградительные приспособления не понадобятся, убежден Ю.Важник: «Проблема гораздо сложнее, нежели просто физическая защита пешеходов».

Кстати

В следующем году в Минске появятся «умные» остановки. Разместят их на крупных пассажирообразующих пунктах. По словам замдиректора госучреждения «Столичный транспорт и связь» Андрея Илларионова, такие платформы укомплектуют электронными устройствами, позволяющими пассажиру ориентироваться в работе транспорта. Предполагается, что на остановках разместят электронное табло с информацией о рейсовом расписании, схемы и трассы следования маршрутов. Реализовывать проект планируется за счет частных инвесторов.


Советская Белоруссия №243 (24624). Суббота, 20 декабря 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter