О плюсах и минусах контактных зоопарков

Они делают нас лучше

В Минске один за другим открываются контактные зоопарки. И чем больше таких мест для встречи с дикими зверушками, тем жарче разгораются споры вокруг. Уместно ли содержать животных на этаже торгового центра? Безопасно ли такое общение для маленьких посетителей? И каково ежам, носухам, морским свинкам и прочим быть постоянно в центре внимания? От слов к делу перешли зоозащитники, которые развернули целую кампанию против контактных зоопарков и активно собирают подписи единомышленников. А тем временем в дискуссии сошлись и корреспонденты «СБ».

Фото  Александра  РУЖЕЧКА

Юрий Бакеренко: Я тоже не прочь поставить подпись под петицией против контактных зоопарков! На мой взгляд, с ними надо бороться.

Ольга Пасияк: Заметь, Беларусь — не единственная страна, где это явление очень популярно, но почему–то именно у нас задумку восприняли в штыки, а организаторам активно ставят палки в колеса. В Европе так называемые «ласкательные» зоопарки появились еще 80 лет назад и давно стали нормой, не вызывающей перепалок.

Антон Костюкевич: Может, дело в тех формах, в которых реализуется в целом неплохая идея?

Ю.Б.: В точку! Животные находятся в заточении в торговых центрах. Гулять им негде. Солнечного света не хватает. Невообразимый шум, который для чутких ушей зверушек наверняка подобен пытке. Систематическое переедание... Да, для посетителей контактные зоопарки — это весело и интересно. Но для животных — натуральные тюрьмы. За границей ведь все устроено по–другому. Товарищ рассказывал, что, например, в зоопарке итальянского Линьяно–Саббьядоро, где он побывал этим летом, часть животных и птиц обитает посреди деревьев, словно в дикой природе. Они свободно перемещаются, а если хотят, могут скрыться от излишнего внимания.


О.П.: Сеть «Страна Енотия», которая запустила контактные зоопарки у нас, давно на рынке. И проект, который открыли в Минске, прошел обкатку в России. К тому же в Беларуси, говорят организаторы, санитарные требования намного жестче. Перед тем как начать общаться с животными, все посетители контактных зоопарков должны обработать руки антисептиком, на входе специальные коврики, да и без бахил вас не пустят. Кормить обитателей можно только тем, что продается на входе. А когда уходят посетители, зверушек выпускают гулять прямо по территории торгового центра, а некоторых, говорят, и на улице выгуливают. Но главное — это еще и отличная площадка для пет–терапии. Детям, которые пережили стресс, такое общение, подтверждают специалисты, действительно помогает.

Ю.Б.: Есть замечательные места, где люди посещают животных, спасенных как раз от человеческой деятельности, например раненых. Во всем мире такое посещение бесплатно, а пришедшие могут по желанию пожертвовать какую–то сумму. Контактные же зоопарки лишь очередной вариант, как можно делать кассу. Эксплуатируют этих бедных животных нынче кто во что горазд. Возле моего дома, например, один делец открыл «животное такси». Такси — это баран, впряженный в тележку и обвешанный, будто новогодняя елка. Всего несколько минут променада по велодорожке стоит более 100 тысяч рублей. А сколько предложений сфотографироваться с экзотическими животными в парках! Дети умеют терроризировать своих родителей, и спрос на все подобное есть.


А.К.: Так почему не удовлетворить его в мирном русле? В тех же контактных зоопарках. Даже если при главной задаче заработать есть сопутствующая задача помочь детям — это можно только приветствовать.

Ю.Б.: Не спорю. Но, вообще–то, для детей с психологическими травмами можно найти и другие формы. Например, возить их на экскурсии в заповедники, делать вместе с ними скворечники, показать деревню. Да посмотрите вокруг — природа повсюду. Птицы, собаки, коты...

О.П.: Вот только к птицам или чужим котам прикасаться небезопасно для здоровья. А домик в деревне, где хватает живности, есть далеко не у всех горожан. У нас сейчас выросло целое поколение, которое практически ничего не знает о природе...


А.К.: По сути, все те животные, которые живут в контактных зоопарках, одомашнены. Еноты сами лезут на руки, ведь знают, что им дадут всяких вкусняшек. И еще я тут подумал: мы вот не считаем содержание кошек или собак в квартирах издевательством, а ведь эти условия тоже далеки от свободных...

Ю.Б.: Есть чудаки, которые и крокодилов в квартирах держат. Но это не отменяет того, что есть животные домашние, а есть — дикие. И даже домашние животные порой срываются с цепи. Смотрите сколько историй, когда собаки кусали маленьких детей в квартирах. Разве можно гарантировать, что животные в наших контактных зоопарках когда–нибудь не выкинут подобное? Сейчас там проходят сеансы пет–терапии, но как бы кого–то из пациентов не покусали и проблемы ребенка не стали еще глубже. Инстинкты даже у одомашненных, как ты говоришь, животных есть. А уж если их затягают, замучают, закормят... В России, где явление начало развиваться раньше, покусанных хватает...

А.К.: Кстати, да. Возьмите историю лисы Лизы, которая на правах домашней питомицы живет в Витебской области. Передушила домашнюю птицу, а когда приезжают гости, становится в дверном проеме, будто бы говоря: «Это моя территория», обрывает обои, грызет мебель.

О.П.: Вы удивитесь, но научно доказанный факт: в неволе почти все животные живут в два раза дольше, чем в естественной среде. Поэтому заводчики даже рады отдать питомца именно в контактный зоопарк.


А.К.: Я не в восторге и от обычных зоопарков, где держат крупных животных в клетках. Но все–таки в контактных зоопарках содержатся зверьки поменьше, и, уверен, им в небольших загончиках достаточно комфортно. Не стоит сравнивать с тигром, заточенным в вольер два на два метра на всю жизнь. А еще давайте вспомним цирк. Родители с детьми с охотой ходят на выступления с участием животных и исправно хлопают дрессированным пони и львам. Хотя там животным приходится гораздо хуже — их не только содержат в вольерах, но еще всячески дрессируют. Но почему–то места на трибунах не пустуют и громких возгласов возмущения нет. К тому же владельцы контактных зоопарков особенно заинтересованы, чтобы их животные были ухожены, жили в чистоте, ведь ежедневно все на виду у сотен глаз.

Ю.Б.: Но здесь зверушек каждый так и норовит накормить! Разве есть какие–то ограничения? Неужели животное может остановиться, когда ему постоянно предлагают еду? Не повредит ли переедание обитателям контактного зоопарка? Не сразит ли их повальное ожирение?

О.П.: Все предусмотрено: установлены часы кормления, и если посетители попадут на перерыв в графике, то им не продадут корм для животных. Меня другое удивляет: почему зоозащитники не выступают против популярных во всем мире «котокафе» (у нас их, кстати, в свое время не позволила открыть санстанция) или против паба с совами в Великобритании?

Ю.Б.: Я скажу так: хотите сделать контактный зоопарк — пусть это будут исключительно домашние животные, которым привычно повышенное внимание людей. Зачем трогать дикую природу? Все–таки вероятность того, что кот укусит ребенка, ниже, чем шансы, что это сделает енотовидная собака.


О.П.: Так домашних давно можно потрогать на площадке «Вясковая сядзiба» в Минском зоопарке, там козы, овцы и домашняя птица. Кстати, некоторые побывавшие в контактном зоопарке, услышав о петиции, справедливо замечают, что вместо призывов зоозащитники лучше бы помогли животным, которые в этом действительно нуждаются.

А.К.: И вправду, они стремятся помочь зверушкам, которые ухожены, живут в тепле и всегда досыта накормлены, но ведь есть дворняги, которые всего этого лишены.

Ю.Б.: А вы думаете, зоозащитники этим не занимаются? Постоянно! Но почему нужно ограничиваться лишь одним направлением? По возможности помогают всем животным, и помощь эта не всегда ограничивается простым «накормить–обогреть». Иногда, как видно, нужно и оградить животное от чрезмерного внимания. И вообще, посмотрите на комментарии к текстам о контактных зоопарках — процентов 80 читателей выступают против, а ведь это хороший срез общественного мнения.

О.П.: И при этом за селфи с енотом длиннющие очереди... Выглядит очень двулично. Вот в одном из комментариев рядом с «ой, это так ужасно» стоит «мы вот с ребенком недавно ходили». Но если все так ужасно, зачем, спрашивается, ходили?

А.К.: Вот и нужно голосовать рублем: если не поддерживать такие зоопарки, попросту туда не ходить, они сами собой закроются, и не нужно будет никаких криков об ужасных условиях содержания.

Ю.Б.: Но ведь многие написали негативные комментарии как раз после того, как впервые побывали в контактном зоопарке. Возможно, прочитав о нем, где–то что–то услышав, они представляли себе совсем другое, а в итоге увидели, что условия у животных далеки от идеальных. И не кажется ли вам, что мы слишком сильно упрощаем жизнь детям и в первую очередь себе, если нормальным считается общаться с природой в торговом центре, вместо того чтобы выехать в настоящий лес, посетить какой–нибудь заповедник и увидеть ее в первозданной красоте?

А.К.: Почему ты противопоставляешь эти варианты? Может, они должны рядом стоять? Например, на этих выходных семья с детьми сходила в контактный зоопарк, дети накормили и погладили енота, а на следующих — выбрались в лес. А ведь там наверняка ни белка, ни тем более заяц не подойдут близко к людям и не дадут себя приласкать. Так почему нельзя не только созерцать в лесу природу, но и «трогать» ее в контактных зоопарках, почувствовать ее?

О.П.: Да, и когда мы говорим о малыше, пытающемся тискать енота, согласитесь, стоящая рядом мама вряд ли разрешит ему плохо обращаться с животным. И сотрудники зоопарка внимательно за этим следят.

Ю.Б.: Капля камень точит: каждый отдельно взятый ребенок с внимательными родителями рядом — не беда, он погладил, покормил и отошел. Но если их будет десять, сто, то это для животного уже настоящий стресс. Значит, необходимо ограничить количество посещений отдельных животных какой–то разумной цифрой — и все, после достигнутой планки просто закрывать вольер...

bakerenko@sb.by

akostyukevich@sb.by

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 233 (24863). Среда, 2 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter