Одетые камнем

Лельчицкий район Гомельской области — не самый раскрученный в плане туризма...

Лельчицкий район Гомельской области — не самый раскрученный в плане туризма. Хотя посмотреть здесь есть на что. Здешние каменные «девочки», или по–другому «бабы», остаются одной из самых древних загадок Беларуси. Местные жители по сей день ухаживают за этими камнями, как за живыми. Наряжают, разговаривают с ними, проводят замысловатые ритуалы. Версии появления «девочек» изложены в разнообразных легендах. К сожалению, исчезают эти странные создания порой столь же загадочно, как и появились.


Никто никогда не организовывал экскурсий по местам, где стоят удивительные камни. Поэтому грех было отказываться от возможности поучаствовать в экспедиции, которую затеял местный учитель истории Виктор Чунин. Фотоаппарат, навигатор, старенький внедорожник и — в дорогу...


Если бы камни могли говорить


Каменные кресты, «девочки», «бабы» для полесской глуши — явления сакральные. Горожанам это понять сложно. Приход христианства мало изменил отношение людей к заповедным камням. Их по–прежнему почитают, просят о помощи...


Наш маршрут проложен через семь деревень — именно здесь видели каменные кресты. Села относятся к XV — XVI векам. Камни, очевидно, гораздо старше.


...В Данилевичах бабушки наперебой, помогая руками, объясняют, как добраться до их каменной «девочки». Откуда взялась? Да кто ж не знает... Якобы во время жатвы на поле работали мать и дочь. Девочка ленилась, мать поторапливала: мол, тучи собираются, дождь сейчас пойдет. Да все без толку. Тогда крестьянка не выдержала: «Чего стоишь? Чтоб ты камнем стала!» Ударил гром, девочка окаменела.


С тех пор и стоит: невысокая, наряжена в юбку, украшена платками, на груди высечен крест... Место огорожено аккуратным забором, внутри — беседка. Старушка, наводившая порядок, научила:


— Проходишь мимо — дай «девочке» что–нибудь. Все, что есть в кармане, — семечки, кусочек хлеба или деньги... Давно, люди рассказывали, пытались перенести камень. Так в деревне начался падеж скотины. Испугались да и вернули на место.


У деревни Боровое — собственная «баба». Местные найдут, а чужому — не обязательно. Легенда похожая — все про ту же ленивую девочку. К камню приходят, несут дары, просят здоровья и благополучия... Еще лет 20 назад носили детей, которые плакали по ночам. Говорят, после такой экскурсии ребенок успокаивался. Разумеется, и здесь действует запрет на перенос: «три недели дождь лить будет...»


Далее — проверка информации о похожем камне в деревне Милошевичи. Там же вроде должен быть и колодец с «живой водой»... На месте не так все просто. Камня нет. Колодец пересох. Только сонная гадюка, лежавшая рядом, недовольно уползает в траву... Пока рассуждаем, какие бедствия постигли это село за то, что не уберегли «девочку», натыкаемся на артефакт. Нашлась пропажа! Просто давно не навещали ее, вросла в землю... Очищаем, оставляем у дерева. Позже узнали в деревне: камень планируют поставить под беседку, восстановить колодец...


Без вести пропавшие


Визит в Глушковичи разочаровал. Местная каменная «девочка» попросту пропала. В последний раз ее видели больше полувека назад. С тех пор словно сквозь землю провалилась. Ничего не удалось узнать от местных стариков и про якобы стоявший здесь «чертов камень».


Чунин явно огорчен:


— Во времена борьбы с религией большинство культовых камней было уничтожено. Как, например, «Васин камень» — в честь некоего Василия, освободившего множество людей, захваченных татарами...


В Дзержинске из нескольких камней сохранилось два. Один покалечен, отбит верх. Кто и зачем это сделал — теперь уже вряд ли узнаешь...


Историк припоминает, что в Буйновичах видел два культовых камня, в последний раз лет восемь назад. Были украшены солярными знаками — дохристианскими символами древних славян. Потом это место раскатали бульдозеры, соорудили вал. Теперь здесь полигон отходов. Возможно, под отходами и лежат остатки артефактов — если не разбили да не вывезли...


Иногда они возвращаются


В Приболовичи Чунин заехал специально — показать камень, который установили уже в наше время у церкви XVIII века:


— Интересный крест, с солярными символами. В середине 90–х годов подсыпали брод бульдозером, да и вывернули из земли. Перенесли в деревню. Что на том месте было — неизвестно. Но, говорят, там тридцать каменных крестов стояло...


На кладбище рядом с Липлянами находим еще один маленький каменный крест.


— Смотри–ка, огородили, — радуется Виктор Чунин. — И цветы стоят... А лет 13 назад ничего не было. Так мне никто про этот крест и не сказал тогда. Теперь и подавно не узнаем, вымирает село...


Сфотографировав крест, двинулись к машине. Только сделали пару шагов, как в нескольких метрах от нас в реку с грохотом полоснула молния! Неужто потревожили древний оберег села? Вот и оставайся тут материалистом...


Владислав ШУР.


Фото автора.


Мнения по поводу


Евгений Маликов, историк, кандидат искусствоведения (Гомель):


— Сегодня более–менее на слуху разве что туровские «растущие камни». Про остальные мало что известно. Между тем это интереснейшее уникальное явление, свойственное только центральному Полесью — части Гомельской, Брестской и Житомирской областей. По сей день каменные кресты, «девочки», «бабы» имеют сакральное значение для местных жителей. При этом до сих пор никто у нас глубоко, систематизированно не исследовал эти камни и связанные с ними предания, обычаи. Нет полного перечня, они даже не внесены в официальный список историко–культурных ценностей — при том, что представляют безусловную ценность. В том числе с туристической точки зрения. Ведь ничего подобного нет больше нигде.


Ольга Лобачевская, доцент кафедры этнологии и фольклора Белорусского государственного университета культуры и искусств, кандидат искусствоведения, автор сценария документального фильма «Каменные девочки»:


— Что это такое — нам неизвестно. С каменными «девочками» связано очень древнее представление о запрете проклятия детей. Для местных жителей это культовые объекты — сюда женщины несут «оброки», существуют другие обычаи, поверья... В то же время меня тревожит, что с приданием этим камням какого–то официального статуса, их чрезмерной популяризацией может быть нарушен духовный баланс. Да, надо знать и беречь «девочек». Но нельзя вмешиваться в обрядовую сторону явления — даже в угоду туризму. Пока, к сожалению, нам не всегда хватает деликатности при популяризации той или иной аутентичной традиции. Некоторые разрекламированные народные обряды превратились в аттракцион, представление.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter