Контрабандные сигареты вывозят из Беларуси мешками

Обыкновенные контрабандисты

Контрабандные сигареты вывозят из Беларуси мешками

«Странный тип», — шепнула я на ухо попутчику, показывая на мужичка, снующего по залу таможенного и пограничного контроля Гродненского железнодорожного вокзала. Он, как и мы, ждал отправления в Польшу. Тип вдруг оказался рядом и еле слышно предложил: «Возьмите до границы пару пачек сигарет. Много курю, а тамошние столько не пропустят, выручайте». И только я собралась выручить, как сосед ответил что–то вроде «есть уже», а позже отчитал меня за излишнюю доверчивость и неумение распознать обыкновенных контрабандистов.

 


«Обыкновенных», кстати, было четверо и одна мадам. У всех на поясе сумка для денег и документов, за спиной — рюкзак, все одеты по–спортивному... Впрочем, вполне нормальное желание ехать с комфортом. Больше всего от остальных путешественников их отличали, пожалуй, рыскающие взгляды и вид всезнаек. Периодически они нашептывали что–то пассажирам, судя по реакции, тоже просили выручить. Когда же до посадки оставалось минут десять, эти пятеро расположились у двери, а как только та распахнулась, рванули к электричке. И не успела она тронуться с места, как шайка принялась шуршать пакетами, трещать скотчем, упаковывая свой груз без малейшего стеснения.


Мы ехали в первом вагоне. Как оказалось, весь товар распределялся именно здесь. Человек, который предлагал нам сигареты, теперь на первых сиденьях принимал и сортировал все, что контрабандисты собирались ввезти в соседнее государство. Подельники отходили от сортировщика уже с упакованными коробами, а по пути еще и рассовывали пачки–одиночки по сумкам сговорчивых земляков.


Рядом с нами все крутился парень, метра под два ростом. В одной руке он держал уже готовый пакет, в другой отвертку. Обшарив взглядом стены тамбура, потолок, долговязый ловко вскарабкался к вентиляционной решетке, выкрутил болты и, забросив в проем десятка три пачек, вернул решетку на место. Затем стал проверять на податливость листы внутренней обшивки вагона. Отогнув один из них, спрятал там оставшееся... Странно, что пассажиры на эти маневры не обращали никакого внимания. Мои же глаза, видимо, были настолько широко открыты, что долговязый с улыбкой подмигнул: мол, такой вот бизнес.


Состав был польский. Кстати, как мне показалось, проводница, проверяя билеты, развернулась и ушла после того, как заметила ковыряющегося в стене парнягу. Хотя, может, она вдруг вспомнила о более важном деле.


Электричка шла в Белосток с часовой остановкой на польском погранпереходе «Кузница Белостоцкая». Но не доехав до него, при этом будучи на территории Польши, состав остановился. Наверное, рано прибыли, подумала я и уставилась сквозь оконное стекло на зеленый луг, густой лес, песчаную дорогу... Из леса выскочила машина, без номеров, и помчалась к нам. Тут же из вагонов в ее сторону полетели пакеты, которые спешно подобрал человек из авто, и той же дорогой оно вильнуло обратно в лес. Электричка тронулась.


Попутчик, не отводя глаз от окна, стал рассказывать случаи, о которых вычитал в прессе:


— Слышала, как буквально в 300 метрах от железнодорожной станции Науене из товарняка, который тоже шел из Беларуси, выбрасывали канистры с дизельным топливом? А двое литовцев быстренько укладывали емкости в автомобиль. Этих дельцов пограничники сразу же и задержали... А как на границе с Литвой в погранполосе попались двое из Гродно, тоже не читала? Эти рыбаками прикидывались (хотя ни удочек, ни нужных документов не было). По крайней мере, пока неподалеку сотрудники не нашли тайник с крупной партией сигарет.


За разговорами добрались до Кузницы. В электричку вошли польские пограничники. Один из них, улыбнувшись, кивнул на сумочку (единственный мой багаж):


— Спекулянты? Водка, сигареты?


— Нет, что вы. Неужели и в таких маленьких что–то провозят?


— Пробуют.


В подробности сотрудник, понятно, вдаваться не стал и, проверив документы, попросил пассажиров оставить вещи и пройти на вокзал. Один из тех, кто по дороге шуршал и трещал скотчем, хотел, было, пошептаться с человеком в форме, но строгий взгляд заставил наглеца ретироваться. Помнится, недавно один такой за попытку мирно уладить криминальный вопрос с брестскими пограничниками стал фигурантом уголовного дела. Так же, как и житель Малориты, предлагавший взятку в погранслужбе. Этот с двумя приятелями и без того учудил. На двух машинах они перевозили из Украины в Беларусь почти 1.400 кг мяса без документов. Требование пограничников об остановке проигнорировали, и сотрудникам, чтобы остановить нарушителей, пришлось даже применить оружие.


На вокзале мы первым делом зашли в буфет — проголодались. Время стоянки — час, но любопытство заставило вернуться раньше. И хотя основной выход на платформу был еще закрыт, мы случайно нашли другой и теперь наблюдали за тем, что происходило в электричке. Там, к слову, работала целая бригада — люди в форме, которую трудно распознать, и кто они, можно только гадать. В любом случае это явно местные службы, которые наверняка привыкли к фокусам контрабандистов и сейчас со стремянками, шуруповертами, отвертками они изучали стены, потолки, пространства под сиденьями... В итоге вынесли из состава целый мешок нелегального груза.


Кстати, один из той самой компании контрабандистов, хотя и выходил вместе с нами из вагона «пустым», спустившись в WC, в поселок шествовал уже с набитой сумкой. Где он ее взял и что внутри, можно лишь догадываться. К отправлению он сел в электричку уже без багажа.


Компетентно


Каждая страна в первую очередь защищается в порядке ввоза, говорит пресс–секретарь Государственного пограничного комитета Александр Тищенко:


— У нас на вывоз тех же сигарет ограничений нет. Однако в последнее время именно их перемещение из Беларуси в Польшу, Литву, Латвию и Украину у нарушителей особенно распространено. К слову, самую крупную в этом году партию контрабандных сигарет — 450 тысяч пачек наши сотрудники обнаружили на позапрошлой неделе в пункте пропуска «Бигосово» при досмотре грузового состава Полоцк — Даугавпилс. Хотя по сопроводительным документам в вагоне якобы находились пресс–формы для изготовления пластиковых бутылок.


Если говорить именно о пунктах пропуска, то это больше вотчина таможенных органов. И если мы обнаружим там вызывающий сомнение товар, то сообщаем об этом сотрудникам таможни. Мы в основном работаем на «зеленой» границе, которая с точки зрения контрабанды сигарет тоже доставляет немало хлопот. Основной прием, который применяют нарушители, — подвозят нелегальный груз к самой границе и перебрасывают его подельникам из соседнего государства. Часто и по рекам переправляют, используют аквалангистов. И таких ихтиандров мы тоже ловили. Кстати, поезда у нелегалов в последние годы также популярны. Особенно товарные составы: прячут под углем короба с сигаретами, которые должны тайно встретить на той стороне.

 

Фото izgrodno.com


Советская Белоруссия №93 (24476). Среда, 21 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter