В этом году Национальный парк "Беловежская пуща" посетили 212 тысяч туристов

Новые краски заповедного леса

Экскурсия с корреспондентом «СБ» по Беловежской пуще
Во второй половине 1990–х в суверенной Беларуси появился новый вид природоохранных территорий — национальные парки. Сегодня их четыре: «Беловежская пуща», «Браславские озера», «Припятский» и «Нарочанский». Достояние страны. Сохранение уникальной природы, научные исследования, туризм, экологическое просвещение — задачи, которые ставятся в том числе и перед самым титулованным из них — Беловежской пущей. Нацпарк внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, отмечен дипломом Совета Европы, имеет статус биосферного заповедника.



Пуща — самый крупный массив реликтового первобытного равнинного леса, который, как считается, еще в доисторические времена рос на территории Европы. Первый закон об охране пущи был издан в XVI веке королем Жигимонтом I. Охоты, вырубки, охрана — все тесно переплелось в ее истории. Здесь в 1991 году официально прекратил существование СССР. А пуща растет. У нас в стране все национальные парки — учреждения Управления делами Президента, значит, под особой охраной.

Генеральный директор ГПУ «Беловежская пуща» Александр Бурый не скрывает, что коллеги из других стран частенько завидуют:

— Государство уделяет огромное внимание сохранению уникальных природных объектов, их развитию. И это яркий пример для подражания. Приезжают к нам коллеги из стран СНГ, они, честно скажу, завидуют, что мы под таким серьезным флагом, что государство взяло под жесткий контроль национальные парки, серьезно финансово поддерживает. Ничего не разбазарено, а сохранено, приумножено не только для Беларуси — для всей Европы.



За последние 20 лет пуща серьезно изменила свои границы. В 2004 году площадь нацпарка увеличилась до 152 тысяч гектаров, а в 2012–м заповедная зона расширилась до 57 тысяч гектаров (в начале 90–х — 15 тысяч).

Как следствие, в минувшем году принята повторная номинация трансграничного объекта Всемирного природного наследия «Беловежская пуща». Площадь на белорусской и польской сторонах расширена до 140 тысяч гектаров. В нынешнем году увеличена площадь биосферного резервата ЮНЕСКО.

Лес — пущанское все. Возраст отдельных участков — от 250 до 350 лет, имеются 500 — 600–летние дубы и сосны. Такова особенность, но в Беловежской пуще нет природных озер. Только искусственные водохранилища, которые в 2003 году реконструировали. Зато имеется уникальное болото: в 1995–м к национальному парку присоединена часть водно–болотного комплекса «Дикое». В нынешнем году болото вдоль и поперек исходили ученые, они впервые создают для «Дикого» геоботаническую карту.



Заместитель директора Института экспериментальной ботаники Национальной академии наук Беларуси Дмитрий Груммо (научная деятельность на территории нацпарков координируется НАН. — В.К.) особо подчеркнул актуальность мероприятий по сохранению болота:

— Это важный гидрологический объект, водораздельная зона Черного и Балтийского морей. Отсюда берут начало реки Нарев и Ясельда. Болото играет ключевую роль в поддержании популяций исчезающих видов птиц — вертлявой камышевки и большого подорлика.

Александр Бурый обратил внимание на то, что сегодня не приходится говорить об исчезновении каких–либо видов. Скорее, наоборот, об увеличении.

Больше становится и зубров. Сегодня беловежскую популяцию образуют около 460 особей. За последние два десятка лет количество исполинов в пуще выросло в 3,3 раза. Их намного больше, чем лес может прокормить. Потому в нацпарке заготавливают для зубров еду и подкармливают зимой, тратя на это немалые средства.



Сейчас в Беловежской пуще под контролем Научно–практического центра по биоресурсам НАН создается научно–селекционный центр «Никор» по изучению, сохранению и устойчивому использованию популяции зубров. Главная цель — племенная работа, проведение мероприятий по долговременному сохранению зубра как биологического вида с максимально возможным генетическим разнообразием. К проекту подключаются польские коллеги.

Одно из направлений в работе национальных парков — хозяйственная деятельность. Да–да. Сочетание природоохранных мероприятий и хозяйственной деятельности должно быть аккуратным, корректным, чтобы не навредить, считает Александр Бурый:

— Производства созданы с учетом особенностей нацпарков: у кого–то лес, у кого–то вода, сельскохозяйственные угодья, болота. В 1996 году пуще передали лесоохотничье хозяйство «Шерешевское». В 2010–м — лесоохотничье хозяйство «Выгоновское». Мы везде материально–техническую базу обновили. В «Выгоновском» отлавливаем до 70 — 80 тонн рыбы ежегодно. Присоединенные массивы дают возможность вести деревообработку и проводить охоту — иностранные охотники с удовольствием едут к нам за трофеями.

— А просто ли организовать охоту на зубра?

— Ни в коем случае. Это краснокнижник. Хотя зубров все же отстреливаем с разрешения Минприроды. До 10 особей ежегодно. Выбракованных, нездоровых. Процедура перевода животных в резервный фонд работает на недопущение ошибок. Для каждого отдельного случая собирается комиссия. Она решает, какие у зубра перспективы. И если он признается не представляющим ценности, то может быть выписано разрешение на его отстрел.

И все же большинство из нас любят нацпарки за то, что там можно отдохнуть от суеты городов и офисов. Летом наслаждаешься ароматом трав и лесной прохладой, осенью любуешься разноцветьем листьев, зимой — к Деду Морозу, ну и весной к нему тоже можно заглянуть... Думаю, 212 тысяч туристов, которые посетили национальный парк в этом году, со мной согласятся.



С 12 июня нынешнего года пуща стала еще более привлекательной. По упрощенному переходу Беловежа — Переров иностранные граждане из польской пущи могут попасть в белорусскую. Без виз. До трех суток им разрешено временное пребывание на территории реликтового леса. Можно успеть многое: насладиться красотой природы, отдохнуть, попробовать соленые лисички, блинчики с пущанской черникой и земляникой, шашлык из оленины — и принять решение приехать в парк еще раз.

Александр Бурый привел статистику:

— За два месяца — почти 2 тысячи человек. Из разных уголков Польши приезжали, из Европы и Америки. Раньше из–за рубежа к нам добирались только организованные группы. Сейчас через переход — просто и без виз. Можно в одиночку, на велосипеде.

В 1999 году в национальном парке гостили 46 тысяч человек. В минувшем — 428 тысяч. Чувствуете разницу?

Понятное дело, совсем другая сегодня инфраструктура. Построены новые гостиницы, ресторан, кафе, отремонтирована усадьба графа Тышкевича.

В 2003 году появилось в пуще поместье Деда Мороза. С тех пор его посетили около 1,3 миллиона туристов. Это уникальный объект, который играет исключительно важную роль в экологическом просвещении детей.

В минувшем году создали Музей народного быта и старинных технологий. Здесь можно посмотреть, как ткут ковры — подвойное ткачество Каменецкого района в Списке нематериального наследия Беларуси. Мастер–классы организуют бондари, кузнецы. Дорогим гостям в мини–кафе преподнесут рюмочку «пущанки», изготовленной по своим рецептам прямо на территории музея.

А  в ближайшие годы туристов будет зазывать музей под открытым небом. Такого еще нигде в Беларуси нет. Накануне празднования 600–летия установления заповедности в пуще проводились масштабные археологические исследования. Ученые выявили более полусотни археологических объектов каменного, бронзового и железного веков. Тогда и возникла задумка создать музей под открытым небом — археологический скансен, ведь все находки просто невозможно разместить в современном музее, который расположился в эколого–образовательном центре нацпарка. Между деревней Каменюки и административным центром нацпарка планируется воссоздание стоянки первобытного человека, деревянных жилищ эпохи мезолита и позднего неолита, жилых, хозяйственных и культовых построек бронзового века.

Ну и, конечно, будет городище железного века с реконструкцией въездных ворот, стен, валов, рвов, наполненных водой, подъемного моста и жилых построек с конюшней, кузницей, гончарным кругом. Нынешним летом в пуще также проходили раскопки.



...Эх! Как не хочется уезжать из дивного леса. Величественного, насыщенного мощной энергетикой земной красоты, неповторимого и незабываемого. Как это важно, что пуща есть. И каждый из нас может насладиться ее красотой — сохраненной и приумноженной. Да, кстати, добираться сюда стало проще: в 2011 году построена обходная дорога национального парка.

Справка «СБ»

Национальный парк «Беловежская пуща». Дата создания — 1991 г. Один из крупнейших лесных массивов равнинной Европы. Заповедная площадь — 57 тысяч гектаров (38 процентов территории нацпарка).

Национальный парк «Браславские озера». Дата создания — 1995 г. В границах парка находятся 74 озера общей площадью 12.590 гектаров, что составляет примерно 17 процентов всей его территории.

Национальный парк «Припятский». Дата создания — 1996 г. Ландшафтную основу парка составляют леса. Средняя полоса парка представлена крупнейшим в Европе массивом переходных и верховых болот Межч — Кандзель — Еловец — Ольхово площадью боле 30.000 гектаров.

Национальный парк «Нарочанский». Дата создания — 1999 г. Отличительной особенностью является самая большая в Беларуси курортно–оздоровительная зона на озере Нарочь.

Компетентно

Наталья Минченко, начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды:

— Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы занимают более 8 процентов площади страны. Они не только строго охраняются законом, но и финансово поддерживаются. Так, по новой Государственной программе развития системы особо охраняемых природных территорий на 2015 — 2019 годы запланирована реализация 75 мероприятий, направленных на развитие как национальных парков, так и всей системы особо охраняемых природных территорий. В 2015 году предусмотрено финансирование в размере более 24 миллиардов рублей. Будет реализован ряд мероприятий по развитию туристической инфраструктуры. Запланировано строительство и оборудование эколого–информационных центров в ряде республиканских ландшафтных заказников, строительство объектов для отдыха и обустройство рекреационных зон на ряде озер, а также в национальном парке «Браславские озера», проектирование археологического музея под открытым небом в Национальном парке «Беловежская пуща». В госпрограмму включены мероприятия по восстановлению нарушенных болот, пойменных дубрав и предотвращению зарастания естественных экологических систем.

valentinak3@mail.ru

Фото: БелТА, Валентина Козлович, ГПУ «Беловежская пуща».

Советская Белоруссия № 157 (24787). Среда, 19 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter