Дом бывшего зампреда Могилевского горисполкома продали с аукциона

Неправедно нажитое уходит с молотка

Взяточники и казнокрады напрасно рассчитывают на безнаказанность. Фигуранты коррупционных скандалов лишаются не только уважения, должностей и свободы. Их неправедно нажитое имущество подлежит конфискации. По решению судов недвижимость, которую упоминают непременно с эпитетом «элитная», продается с аукционов. Как это происходит?

kottedzh.png

Дом бывшего заместителя председателя Могилевского горисполкома продан с аукциона


Например, вот двухэтажный коттедж в престижном районе Могилева, неподалеку от Печерского лесопарка. Здание выглядит презентабельно и оригинально, не какой–то там типовой проект. Построено с выдумкой: пристройки, эркер, кровля из мягкой черепицы в несколько уровней. Этот двухэтажный дом общей площадью 320 «квадратов», судя по объявлению в рекламной газете, с полгода назад был выставлен на продажу. За 250 тысяч долларов. Здесь же описывались все преимущества объекта: «6 комнат, цокольный этаж, электричество, вода, газ. На участке в 15 соток — гараж и баня. Рядом лес, озеро, горнолыжный трамплин».

Могилевчанам коттедж хорошо знаком: он принадлежал бывшему заместителю председателя горисполкома Владимиру Титку. Решение конфисковать у него имущество суд принял еще в 2012 году, когда за земельную аферу приговорил бывшего зампреда к трем годам лишения свободы. Напомним суть истории. Титок, курировавший работу строительной отрасли, затеял строительство коттеджа. Чтобы минимизировать личные затраты, обратился за помощью к директору открытого акционерного общества «Промжилстрой». Где и брал без договоров и оплаты технику, стройматериалы, рабочих. На объекте тогда еще заместителя председателя горисполкома рабочие «Промжилстроя» честно вкалывали два года.

Кстати, строение было оформлено на подставное лицо. Полагали, что никто не станет разбираться, как нажито добро, и эти хоромы не засветятся? Одного не учли: суд вправе выносить решения о конфискации такого имущества, если доказано, что оно куплено (построено) за государственный счет.

Титок отсидел меньше назначенного срока. Говорят, вышел по амнистии. Но в этот дом уже не вернется...

Имущество, по суду подлежащее конфискации, — машины, квартиры, коттеджи проворовавшихся руководителей — выставляют на аукцион. Подготовкой и проведением торгов занимается в числе прочего ведомство с мирным названием — департамент по гуманитарной деятельности, представительство которого есть и в Могилеве. Впрочем, как выяснилось, от суда до аукциона — путь неблизкий. К примеру, коттедж Титка ушел с торгов в прошлом году. За сколько, знает заведующая сектором отдела принудительного исполнения Ленинского района Могилева Светлана Князева (с 1 января в стране создана единая система органов принудительного исполнения, призванная следить за исполнением приговоров. — Авт.):

— Один миллиард 81 миллион рублей.

Сверившись с курсом доллара, подсчитываю: каких–то 102 тысячи у.е. Не продешевили? На рынке недвижимости подобные дома стоят от 150 тысяч долларов и выше. В рекламе, напомню, и вовсе значилось 250 тысяч. Мне объяснили: оценкой конфиската занимаются специалисты, учитывается все, начиная от места расположения, наличия коммуникаций, площади, заканчивая процентом готовности. У этого дома жилая площадь — 180 «квадратов», процент готовности — 80, к тому же всплыли кое–какие строительные огрехи. В цокольном этаже, например, стояла вода...

Коттедж Евгения Лебедева, 7 лет возглавлявшего администрацию Октябрьского района Могилева, судя по цене, без огрехов. Но вот не без греха оказался сам бывший руководитель. Некогда уважаемого человека — награды, почести, достаток — тоже подвела алчность. Воспользовался положением, брал даром транспорт, стройматериалы. За что в 2010–м и был приговорен к 4–летнему сроку.

Нашлось немало желающих заселиться в его дом, построенный в районе автовокзала. За время торгов цена на элитную постройку выросла на 11 пунктов. В итоге коттедж жилой площадью около 200 «квадратов» был продан за 1 миллиард 784 миллиона.

В собственности Лебедева имелся и другой земельный участок со строением, по суду тоже подлежащий конфискации. В бане, построенной в престижном месте, на территории Печерского лесопарка, теперь другие парятся — она ушла почти за 654 миллиона.

Прегрешения заведующего одного из отделений Могилевской областной больницы меркнут по сравнению с аппетитами этих чиновников. Его осудили за взятку. Ни крупного, ни особо крупного размера не было, и доктор, отбыв свое, вышел на свободу. Но лишился внедорожника и квартиры. Машину продали с аукциона за 120 миллионов рублей, двухкомнатную квартиру площадью более 50 «квадратов» в девятиэтажном доме 1998 года постройки — почти за 440 миллионов. Данные о новых хозяевах апартаментов, разумеется, не разглашаются. А вот средства, вырученные от аукционов, идут в республиканский бюджет.

Недавно наложили арест и на имущество бывшего гендиректора ОАО «Кричевцементношифер». Он не гнушался брать взятки, обирать подчиненных. Так что вполне возможно, скоро с молотка пойдут его могилевская квартира и автомобиль стоимостью 45 тысяч долларов. Нажитого «непосильным трудом» у гендиректора много, общая сумма превышает 1 миллиард 670 миллионов рублей. В этом году суд Осиповичского района вынес приговор — 8 лет тюрьмы с конфискацией имущества — и бывшему директору предприятия «Белшина–Агро», который за счет казны строил дом для мамы. 9 месяцев его подчиненные ходили на этот объект, как на работу. Следствие подсчитало: ущерб, нанесенный начальником «Белшине–Агро», — 150 миллионов рублей. Но тот не согласен. От старшего помощника прокурора Могилевской области советника юстиции Аллы Кузнецовой узнаю: подал кассационную жалобу в Могилевский областной суд.

Всего же, по словам начальника управления Следственного комитета по Могилевской области генерал–майора юстиции Александра Ракусова, за 8 месяцев этого года в области возбуждено 146 коррупционных дел. За время расследования государству уже возмещено более 188 миллионов рублей ущерба. Арестовано имущества на сумму более 2 миллиардов.

Стало быть, впереди — новые аукционы, новые крупные лоты. Но вот информации о них, по-моему, недостаточно. А хотелось бы, чтобы подробности о распродаже конфиската были более доступными и прозрачными. Недаром во многих странах проведение подобных торгов в режиме онлайн считается одной из эффективных мер в борьбе с коррупцией. Пусть все видят, как под стук аукционного молотка рушатся надежды мздоимцев на быстрое, но неправедное обогащение.

olgak53@mail.ru

Советская Белоруссия №191 (24572). Вторник, 7 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter