О современной белорусской модели государственного управления

Наша модель управления

Государство часто сравнивают с мощным кораблем, который рассекает океан по проложенному курсу. Это сравнение особенно актуально сейчас, когда ни одна нация не живет изолированно, но постоянно испытывает бури и натиски внешних волн. Все мы — гребцы на этом корабле, но успешность дальнейшего продвижения вперед зависит от правильного управления. Как справляются с этой задачей современные белорусские управленцы? Хватает ли им знаний, компетенции и эффективности, чтобы успешно маневрировать в открытом глобальном мире? Своими размышлениями на эту тему поделился ректор Академии управления при Президенте Марат Жилинский.

Последние 25 лет мы живем в своем, можно смело сказать, выстраданном нашим народом независимом белорусском государстве. Этот период дал нам возможность на многовековом историческом опыте и традициях своего народа построить модель современного государственного устройства, определить путь развития нашего общества на будущее. Правильна ли эта модель? Эффективна ли она? Эти и другие вопросы будут всегда волновать современников и давать пищу для дискуссий политикам, политологам, публицистам и в том числе журналистам. Ответы на все эти вопросы придут рано или поздно сами собой, а вернее, уже приходят сами собой. На них отвечает сама жизнь.

Характерные черты современной белорусской модели государственного управления и социального устройства сформулированы еще 20 лет назад, без преувеличения, ее родоначальником и архитектором,  Президентом Александром Лукашенко. Они просты и понятны для всех слоев общества. Это справедливое жизнеустройство и стремление к большей социальной гармонии. Государственный аппарат и бизнес должны служить благу общества и государства. Самому обществу необходимы стабильность, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

Безусловно, белорусская модель госуправления, как и всякая другая, не идеальна. Здесь также имеется ряд проблем, требующих решения. Но фундаментальны ли они? И вообще, кто может на сегодняшний день показать идеальную систему? Вопрос заключается в другом: насколько она эффективна в современных условиях и отвечает требованиям времени и ее насущным задачам. В связи с этим зарубежные исследователи Европейского центра геополитического анализа отмечают позитивные аспекты современной белорусской модели государственного управления и считают ее альтернативой, проверенной практикой и временем, европейской неолиберальной модели. Далее констатируется, что белорусская модель госуправления является губкой, впитавшей положительные элементы других моделей, гармонично сочетающей баланс общественного и личного, имеющей проверенные социальные инструменты и технологии, а также являющейся открытой для других социальных и технологических инноваций.

Нашему обществу необходимо осознать, что система госуправления — это живой организм, и как любая система она действует по своим законам и принципам. Но есть необходимое условие для ее эффективного существования — она не должна быть оторвана от той основы, которой служит, т.е. государству, обществу. Нарушив этот принцип, мы увидим деградацию всей системы госуправления, какая бы новаторская, сверхгениальная и идеальная она ни была, что сегодня видно на примере наших соседей. Находится ли наша система госуправления в таком состоянии, при котором требуются немедленные и решительные хирургические вмешательства или же другие спасательные мероприятия? Или же нужна реализация спокойных, координационных мер, направленных на адаптацию под современные условия?

Национальные модели государственного управления относятся к успешным, если они в состоянии обеспечивать длительное и устойчивое развитие страны, быстро и адекватно реагировать на вновь появляющиеся вызовы, находя пути выхода из кризисных ситуаций. Белорусскую модель государственного управления, действовавшую в течение последних 20 лет, без натяжек можно отнести к успешной.

Однако в последнее время существенно изменились внешние условия. Система международных отношений, мировая политическая, экономическая и финансовая среда характеризуются общим системным кризисом. Эти факторы требуют внесения и в нашу систему управления изменений и адаптации ее к данной действительности. При решении этих проблемных полей главным остается вопрос глубины изменений белорусской модели государственного управления. На наш взгляд, задача системы госуправления — быть пластичной и адекватно реагировать на все изменения как внутри, так и извне, принимая решительные действия, ведущие к положительному эффективному результату на благо общества и государства.

К сожалению, надо признать, что данный аспект, именно факт принятия решения, очень труден для современного госуправленца. Взять на себя ответственность, а тем более самолично переложить ее с плеч других на свои, принимая то или иное решение, является трудной задачей для части госаппарата. Ты можешь обладать необходимыми знаниями, компетенциями, опытом, но не будет главного — силы воли, убежденности, если хотите, веры в то решение, которое принимаешь, — все, пиши пропало. Твое решение и его результативность обречены.



Сегодня Академия управления при Президенте Республики Беларусь — это единственное в стране учреждение высшего образования, которое носит название президентское, и это ко многому обязывает.

По поручению Главы государства у нас создан, функционирует и поддерживается в актуальном состоянии банк данных выпускников, прошедших обучение в Академии управления в рамках государственного заказа. Это выпускники, освоившие образовательные программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, а также образовательную программу подготовки специалистов на базе высшего образования по специальности «Государственное строительство». Сегодня банк данных актуализирован и предполагает ежегодное пополнение сведений обо всех выпускниках, освоивших реализуемые в Академии управления образовательные программы в рамках государственного заказа.

Академия управления подходит к выбору стратегии своего развития с учетом установок Главы государства, высших должностных лиц страны и мирового опыта. Соответственно были пересмотрены, актуализированы и утверждены новые учебные планы по всем специальностям подготовки и переподготовки в Академии управления на 2015/2016 учебный год, а на основании новых учебных планов в полном объеме обновлены учебные программы по 736 учебным дисциплинам.

Кроме этого, мы попросили ряд высших должностных лиц, представителей министерского корпуса, директората прочитать курсы лекций для наших студентов и слушателей, в том числе в рамках повышения квалификации. Контакт чиновников высшего ранга с представителями госаппарата на местах, по нашему мнению, незаменим. Обмен мнениями, новыми взглядами, да просто возможность поделиться своим опытом помогают совместно найти новые подходы, выработать новые стратегии и креативные решения ряда проблем.

Но мы стараемся не замыкаться только на внутренних ресурсах. В Академии управления вводится практика прочтения курсов и зарубежными учеными, преподавателями, известными общественными деятелями США, Германии, Швеции, Южной Кореи, Франции. Кроме того, внедрение зарубежного опыта в процессе обучения в нашем учреждении высшего образования начинает приобретать системную форму на основе современных моделей компетентности. К слову, в мировой практике их известно несколько, каждая имеет свои достоинства и слабые места. Выбранная нами в качестве основы модель непрерывного наращивания деловых и управленческих качеств наиболее близка к модели эффективного лидерства.

В последнее время в Академии управления разработана и апробирована на практике модель компетенций, или же деловых и управленческих качеств, отражающая мировой опыт и специфику белорусской модели государственного управления. В первую очередь это касается системы ценностей, предполагающей идеологическую направленность, способность руководящего работника оценить влияние принимаемых решений на развитие общественно–политических процессов.

На базе этой модели в Академии управления, в том числе под современного государственного служащего, формируются образовательные стандарты, учебные планы и программы обучения, ориентированные для подготовки к деятельности управленцев на всех уровнях (районном, городском, областном, республиканском).

Нам видится, что сегодня основным направлением совершенствования работы с руководящими кадрами является усиление персональной ответственности руководителей за недостатки в тех отраслях, где существуют острые кадровые проблемы. Необходимо постоянно повышать профессиональный уровень руководящих кадров, работать с резервами кадров на местах, развивать автоматизированную информационную систему электронного учета руководящих кадров, их резерва и т.д. На этих направлениях деятельности руководящих работников и сосредоточены обучение и учебно–методическое обеспечение кадровой работы. Кстати говоря, мы подсчитали, что за первое полугодие 2015 г. среди президентских назначенцев порядка 65% — это выпускники Академии управления, значит, задел все–таки есть, и это усилия и результат работы прежде всего предыдущих поколений как руководителей, так и сотрудников Академии управления.

В преддверии 25–летнего юбилея Академии управления, который мы будем праздновать 29 января 2016 года, наша задача — наращивание учебного, научного и идеологического потенциала, а как итог — подготовка высококлассных современных профессионалов, готовых выполнять свой долг, служить своей стране и народу. А дальше жизнь покажет и ответит на все поставленные вопросы и даст оценку тем или иным решениям.

Советская Белоруссия № 156 (24786). Вторник, 18 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter