Крупнейший транснациональный проект современности - экономический пояс Шелкового пути свяжет Европу со странами Центральной и Южной Азии единым транспортным и логистическим коридором

Нам по пути

Экономический пояс Шелкового пути свяжет Европу со странами Центральной и Южной Азии
Глобализация сузила географическое пространство до размеров маленькой деревни. Части света и континенты сегодня как никогда зависимы друг от друга. И на этой карте дружественный нам Китай, достигший за считанные десятилетия невероятных результатов в экономике и мировом влиянии (уже давно говорят о том, что фактически это первая экономика мира), занимает особое место. Можно много читать и слушать, но лучше один раз Китай увидеть.



Ланьчжоу: непровинциальный размах

Строительство экономического пояса Шелкового пути. Как оно проходит? Журналисты, конечно, не финансисты. Но очень полезно иметь полное представление о выгодах крупнейшего транснационального проекта современности, соединяющего Европу с Центральной и Южной Азией единым транспортным и логистическим коридором. С такой идеей выступил Председатель КНР Си Цзиньпин два года назад. Замысел не остался на бумаге, и к этому дню Китай уже воплотил в деле поражающие своей масштабностью идеи. Как говорится, смотрите и рассказывайте всем: вот — новые бондовые зоны (возможность вести международную торговлю, пользуясь режимом льготного налогообложения), вот — логистические центры, порты. Вокруг этих производственно–торговых площадок строятся новые микрорайоны (по нашим меркам крупные города). Еще китайцы говорят: развивая торговлю и строя магистрали, мы развиваем политические связи и общение на Шелковом пути. В том и китайская мечта — не только личное, национальное, но и общее благосостояние народов. А это ни много ни мало 65 стран, где проживают 4,5 миллиарда человек. Выгода будет для всех. Например, для государств — членов ЕАЭС проект расширяет возможности присутствия в Азиатском регионе и доступ к сосредоточенным там производственным мощностям. Да и в целом развитие экономического пояса Шелкового пути называют сегодня одной из спасительных мер восстановления мировой экономики от кризиса! Вот так, ни больше ни меньше...

Строительство зоны свободной торговли
в Новом районе Ланьчжоу — один из шагов
по созданию в этой части города индустриального кластера.

В Ланьчжоу мы прибыли, чтобы познакомиться с реальным воплощением этих планов. Административный центр провинции Ганьсу — еще и географический центр Китая и важный пункт на Шелковом пути. Через провинцию проходит основной участок пути — 1,5 тысячи километров. Из преимуществ для развития сотрудничества: исторически тесные связи с культурами Центральной и Западной Азии; в Ганьсу добывают 179 видов полезных ископаемых; здесь сосредоточены мощные производственные базы в нефтехимической и металлургической промышленности. Потому планы у местного руководства смелые. Ими поделился заместитель начальника отдела комитета по реформе и развитию провинции Чэнь Шисин:

— Используя дружественные отношения с городами и странами вдоль Шелкового пути через создание агентств в Беларуси, Иране, Кыргызстане, Индонезии, мы будем продвигать строительство индустриальных зон и развивать торговые отношения. Хотим создать новую обстановку, открытую внешнему миру. В ближайшие шесть лет мы намерены инвестировать 800 миллиардов юаней в строительство магистралей протяженностью 700 тысяч километров. Создадим еще 3 международных аэропорта и 3 сухопутных порта.




В нашем, белорусском понимании провинции размах явно непровинциальный. Поэтому результаты уже есть. В прошлом году товарооборот Ганьсу со странами вдоль Шелкового пути составил 200 миллионов юаней, за 6 месяцев 2015–го превысил 400 миллионов юаней. Это только начало. Сейчас, имея финансовые возможности, политическую волю, географические связи и преимущества, Китай серьезно инвестирует в развитие транснационального проекта. А для его участников это еще и хороший имиджевый проект. При создании совместного предприятия по производству сельхозтехники, о чем договариваются сейчас Минск и Ланьчжоу, китайцы берут на вооружение именно белорусские технологии. Замначальника администрации Ланьчжоуского Нового района Ли Сисин признался: «Ваши технологии на 15 лет опережают китайские, к тому же они адаптированы к нашему сельскому хозяйству». В стране, где 80% населения занимается земледелием, спрос на наши тракторы и комбайны, как ожидается, будет огромным.


Чунцин: благоприятный климат сотрудничества

Чуть больше часа лету от Ланьчжоу на запад — и погода резко меняется. Чунцин, город центрального подчинения. Субтропики встречают дождем. Это расположенный на холмах утопающий в зелени современный мегаполис с небоскребами «из стекла и бетона», симбиоз рукотворной и естественной красоты. И развитый экономический центр мира. По росту ВВП в первом полугодии Чунцин на 11% опережает средний уровень ВВП Китая. Очевидно, что Поднебесной удалось выгодно сыграть на удачном геоположении Чунцина (город соединен одновременно с морским и сухопутным Шелковыми путями). Объем экспорта–импорта за 6 лет увеличился здесь в 17 раз и составляет уже 95 миллиардов долларов в год!

В прошлом году Председатель Си Цзиньпин и канцлер Германии Ангела Меркель приветствовали первый железнодорожный состав, прибывший по Шелковому пути. Пока в китайский Чунцин, конкретнее — в Западный логистический парк города, через Польшу, Беларусь, Россию и Казахстан прибывают лишь немецкие автомобили. В ближайшей перспективе в обратном направлении будут поставляться автозапчасти и компьютерная техника. Параллельно в наших странах китайцы собираются открывать сборочные производства. По сравнению с традиционным морским путем, работая без посредников, цена того же немецкого авто в пункте прибытия меньше среднерыночной в Китае на 20%. Сотрудничество с нашими странами в области наукоемких отраслей и сфере высоких технологий, других областях также сулит для конечных потребителей финансовые выгоды. Плюс сокращение времени транспортировки. Вместо прежних полутора месяцев железнодорожный состав прибывает в Чунцин за 15 дней.

Город в городе — индустриальный парк Чунцина.
Товарооборот парка с зарубежными странами составляет
27 миллиардов долларов в год, каждый пятый ноутбук в мире производится здесь.

Надо отдать должное — выстраивать логистику и выгодно позиционировать себя китайцы умеют, и этому у них стоит поучиться! Индустриальный парк Чунцина также расположен в западной части города. В 40 минутах езды (всего ничего по меркам мегаполиса с населением 8 миллионов человек) от метро, самого большого речного порта на Янцзы и начала железнодорожного коридора Чунцин — Синьцзян — Европа. Товарооборот парка с зарубежными странами составляет 27 миллиардов долларов. Каждый третий ноутбук в мире производится в Чунцине и каждый пятый — здесь, в индустриальном парке. Но Чунцин — город возможностей не только для производителей. Позаботились здесь и об удобстве поставщиков. Есть выставочные центры, где организуют коммерческие выступления, конференции, работают онлайн–площадки, — знакомьтесь, встречайтесь, договаривайтесь.

Китайцы говорят: если объединить мудрость троих, станешь мудрее самого известного мудреца. Идею строительства экономического пояса Шелкового пути поддержали в Азии и Европе. Мы можем и должны предлагать варианты сотрудничества, их ждут. Дорог к развитию и благосостоянию современной мировой «деревни» только на первый взгляд много. Верная одна: та, строить которую стараются сообща, руководствуясь принципами миролюбия и уважения — к соседям и партнерам. Китай чувствует ответственность за общую судьбу, готов слышать и договариваться.

pisma@sb.by

Фото автора.

Советская Белоруссия № 197 (24827). Вторник, 13 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter