На вооружение ГАИ Беларуси поступили новые приборы — «паркрайт»

Начальник ГАИ разъясняет и советует

Начальник УГАИ МВД Юрий Литвин ответил на вопросы читателей "СБ"
Вчера вступил в силу Указ Президента № 483, который внес изменения и дополнения в Правила дорожного движения. Предвидя интерес водителей к новациям, «СБ» провела прямую телефонную линию с начальником УГАИ МВД Юрием Литвиным. Скучать компетентному собеседнику не пришлось. Звонили и водители, и пешеходы. Наш гость ответил всем, и обстоятельно. Вот наиболее типичные вопросы и ситуации, которые обсуждались в разговоре с Юрием Александровичем.

* * *

— Меня зовут Виктор. У меня четверо маленьких детей, жена. Автомобиль — обыкновенный седан. Как мне быть с этими детскими креслами? Всех детей невозможно усадить.

— Вы как глава семейства должны решить вопрос самостоятельно. Я бы позаботился о безопасности детей в первую очередь.

— Забочусь. Могу установить два кресла.

— И сделать два рейса!

— Понятно. Спасибо!

* * *

— Минчанка Светлана Михайловна беспокоит от имени жильцов Серебрянки. У нас на проспекте Рокоссовского большой дом: 14 подъездов, 12 этажей. И большая–большая просьба: чтобы работники ГАИ каким–то рейдом прошлись по дворам и освободили пешеходные дорожки от машин. Мы ругаться не хотим, просим владельцев по–хорошему. Нас не слушают. Работники ГАИ как представители власти должны отнестись к ним более жестко, проявить волю. Один раз наказать не копейкой, а хорошим рублем, потом эвакуатор вызвать...

— Ситуация знакомая. Такие требования я получаю каждый день. Мы обязательно проведем проверку по вашему сообщению.

Фото  Артура  ПРУПАСА, «СБ».
Фото  Артура  ПРУПАСА, «СБ».

* * *

— Я пенсионер из Солигорска, Василий Иванович. В сентябре 2014 года на мое имя был зарегистрирован «Фольксваген–Транспортер». Его зарегистрировали как фургон в связи с тем, что отсутствовали сиденья, хотя перегородки между водителем и салоном не было. Я восстановил сиденья, характеристика машины не изменилась, соответствует данным завода–изготовителя. Обратился в МРЭО для перерегистрации автомобиля на пассажирский. Мне отказали. Это правомерно?

— Подобные вопросы решаются в соответствии с определенными техническими требованиями, в частности, регламентом Таможенного союза. Рекомендую обратиться на мое имя с заявлением. Думаю, мы разрешим ваш вопрос.

— Фотографию машины нужно прикладывать?

— Сотрудники ГАИ Солигорска сами осмотрят ваш автомобиль и совершат все необходимые процедуры.


* * *

— Александр Васильевич, Минск. У нас в микрорайоне Уручье очень много автомобилей, которые стоят на тротуарах и где угодно. Утром автобусы не могут подъехать к станции метро. Можно ли ситуацию урегулировать? Обращался в ГАИ района. Отвечают: машины некуда ставить. Хотя там под некоторыми домами подземные гаражи. Разговаривал с инспекторами ГАИ, они тоже ничего не могут сделать. Оштрафуют водителя на копейки, он отъедет, а завтра опять на то же место станет.

— Что тут сказать... Уровень автомобилизации в Минске составляет 380 автомашин на тысячу жителей. Сравнимо с Германией. Стоянок и парковок не хватает. Органы власти делают все, чтобы их было больше. Нужно время. Понимаю вашу озабоченность. Постараемся навести там порядок. На вооружение ГАИ поступили новые приборы — «паркрайт». Сейчас мы можем привлекать к ответственности уже не водителя, а собственника. Понимаете разницу? Машина припаркована с нарушением ПДД, а водителя на месте нет. Зато есть номер. Прибор фиксирует нарушения, мы отправляем собственнику транспортного средства постановление о привлечении его к ответственности. Надеемся с помощью таких приборов выполнять свои задачи более эффективно.

— Еще вопрос. Некоторые водители, особенно таксисты, едут и говорят по мобильнику... Меня один раз чуть не сбили.

— Если получаем достоверные данные о том, что водитель нарушает правила, разговаривая по телефону во время движения, то привлекаем его к ответственности.


— А если это снято на видеорегистратор?

— Пишите заявление в органы внутренних дел или подразделение ГАИ и прикладывайте видеозапись.

* * *

— Мы переехали из Казахстана в 2007 году. У меня были казахстанские права категории «В». Срок действия их закончился. Но и машины не было. Сейчас думаем купить, надо менять права. Нужно ли заново сдавать теорию и практику?

— У вас вид на жительство?

— Гражданство. Мы получили белорусские паспорта — все как положено.

— Вы в течение трех месяцев с момента приезда в Беларусь должны были обменять свои права. Да, сейчас надо сдавать теоретический экзамен. Необходимы также медсправка и оплата за водительское удостоверение.

* * *

— Беспокоит Иван Вабищевич из Докшицкого района. Срок лишения прав заканчивается в конце этого года. А пересдача раньше разрешается?

— Нет, Иван! Только после истечения срока. С предъявлением медицинской справки с давностью не более месяца до окончания срока лишения, с уплатой пошлины. Только после этого у вас примут экзамен.

* * *

— Главный инженер «Белсоюзпечати» беспокоит. На небольшом участке улицы Володарского в Минске находятся автомобили фирмы, которая занимается прокатом. Они здесь постоянно, мешают обслуживанию магазина, приезду поставщиков, сотрудников, руководства нашего предприятия... Припарковаться негде. Сейчас стоит восемь машин. Насколько это правомерно?

— В районную ГАИ вы обращались?

— Да, завхоз звонил. Ему ответили: ничего сделать не можем, машины стоят по закону.

— Если они действительно не нарушают правила, то и мы не можем принять меры административного воздействия. В любом случае обратитесь ко мне. Я поручу инженерам по организации дорожного движения проверить, что там у вас происходит.

— Спасибо.

* * *

— Это Ян Станиславович из Гродненской области... С 1 января вступило в силу постановление Минздрава об утверждении содержимого аптечек первой медицинской помощи. В продаже таких нет. Звонил на республиканское предприятие «Фармация», но там комплектацией не занимаются, нет лицензии. Как быть? Кто будет нести ответственность, если на дороге проверят мою аптечку?

— Ян Станиславович, эта ситуация мне известна. Тот же Минздрав разрешил использование старых аптечек. Вам не будут предъявлять претензии на дороге по этому поводу.

— Спасибо. И еще. А можно ли как–то упростить процедуру замены номерных знаков? На стоянке украли знак. Мы обратились в милицию с заявлением. Получили ответ: номер не найден. Сейчас надо проходить техосмотр, платить, терять время...

— Поймите правильно. Если у вас украли номера, то совершили как минимум административное правонарушение. Если при этом и автомобиль повредили, то это может быть и уголовное преступление. Поэтому упростить процедуру мы не можем. Менять техпаспорт и номера — не изготавливать дубликаты! — придется в обязательном порядке. Есть вероятность, что ваш номер, украденный или потерянный, будет использован в других, криминальных, целях. Поэтому и существует такая процедура.

— Ответом удовлетворен.

* * *

— Звонит из Полоцка, улица Нижнепокровская, 39, Матвеева Татьяна Геннадьевна, от коллектива жильцов. Как должно быть организовано движение во дворе большегрузного транспорта, чтобы это было безопасно для жителей. Наш дом специфично построен, стоит под горой. Когда разворачиваются мусоровоз, самосвал или трактор, они вынуждены наезжать на выход из подъезда. Пешеходная зона практически отсутствует, мы ходим по проезжей части в гололед... Это опасно для детей и стариков. Обращались в исполком, никто не реагирует.

— Отреагируем, Татьяна Геннадьевна. Я поручу начальнику местной ГАИ выяснить все на месте. Потом вы мне позвоните.

* * *

— Меня зовут Светлана Зданевич. Правила требуют перевозить детей с использованием детских удерживающих устройств... В нашем автомобиле — «Рено–Сценик III Гранд» — заднее среднее сиденье предусмотрено для ребенка. Оно уже остальных, при нем имеется специальный ремень безопасности, который вытягивается из крыши, протягивается через боковое ушко, чтобы ремень проходил от плеча и с двух сторон пристегивал ребенка. Я могу перевозить ребенка 6 лет без дополнительного сиденья? Не накажут?

— Если сиденье действительно предназначено для перевозки детей, на нем должно быть соответствующее обозначение в виде большой буквы «Е» в круге и цифр 44 под ним. При наличии таковых его можно использовать без специального детского кресла.

* * *

— Меня тоже Юрий Александрович зовут, у меня вопрос об отношении ГАИ к видеорегистратору.

— На моей личной машине регистратор установлен. Отношусь к нему очень положительно. Видеорегистраторы используются нами как одно из доказательств в изобличении правонарушителей. Принимаем заявления граждан, подтвержденные видеосъемкой. Если обнаруживаем правонарушение, принимаем меры. Очень эффективное средство, рекомендую всем.

* * *

— Меня зовут Инна, я из Витебска. Сейчас очень большая плата в автошколах. ГАИ как–то цены контролирует, вы можете на них влиять?

— Честно скажу: не можем. Это в компетенции Министерства транспорта и коммуникаций. Скорее всего, туда вам и нужно обращаться.

* * *

— В июле сотрудники ГАИ задержали меня за езду на скутере. Я уплатила штраф. В сентябре пошла в автошколу, в декабре получила права, и мне в талон записали старое нарушение.

— А за что вас наказали летом?

— Ехала на скутере без прав.

— В этом случае имеет значение повторность нарушения. Если вы еще раз в течение года сядете за руль без прав, наказание увеличится. Вот почему вам внесли запись в талон. Это предусмотрено законодательством.

— Ясно, спасибо.

* * *

— Александр Авдеюк беспокоит. В отношении меня составлен протокол. Якобы я не остановился по требованию сотрудников ГАИ.

— Вас привлекли к ответственности?

— Да, уже три суда прошло. Я намерен обжаловать дело в Могилевском областном суде.

— Александр Николаевич, после того как вы подали заявление в суд, Госавтоинспекция не вправе рассматривать дело об административном правонарушении.

* * *

— Почему так сильно, в десять раз, выросла стоимость экзаменов в ГАИ?

— Давайте уточним цифры. Теоретический экзамен стоит 54 тысячи рублей, практический, на автомобиле, — 180 тысяч. Согласитесь, цена выросла не в 10 раз. Вы должны понимать, что она учитывает стоимость бензина, амортизацию автомобилей, зарплату инструктора...

— Такое ощущение, что экзаменаторам будет выгодно просто «заваливать» курсантов.

— Дело не в этом. Зачастую некоторые кандидаты в водители, курсанты, пользовались нашими услугами по 10 — 15 раз, иногда и больше, тренируя себя путем сдачи экзаменов. При этом создавались очереди, отвлекались наши инструктора, на экзаменах создавалась нервозная обстановка. Вы наверняка знаете об этом из интернета и должны понимать, что тренироваться нужно в автошколе, а не на экзаменах в ГАИ.

— В связи с этим, может быть, изменится и подход к подготовке водителей?

— Уже изменился. Практических занятий в автошколах будет на 10 часов больше.

— А можно еще вопрос насчет конфискации машин у пьяных водителей? Аварийность по их вине как–то уменьшилась?

— В разы уменьшилась! Кратно! Она остается, скрывать нечего, мы об этом говорим — в интернете, газетах, по радио и телевидению. С момента введения нормы конфисковано 2.400 автомобилей. Думаю, это значительно уменьшило риск попасть в ДТП с участием владельцев этих машин. В прошлом году в стране по вине пьяных водителей погибли 88 человек: это на 40 процентов меньше, чем в предыдущем году.

— Какой доход государство получило?

— Автомобили конфискуются по решению суда и продаются через аукционы. Мы эти доходы не считаем, ответить не могу.

* * *

— Все детские кресла рассчитаны на вес ребенка до 36 кг. А если мой весит 40?

— Кроме кресел, есть другие устройства...

— Знаю. Бустер называется. Тоже до 36 кг. В нашем Бобруйске нужного не нашел, в интернете тоже.

— Торговля, видимо, еще не сработала, согласен. Надеюсь, найдете. Обращаю внимание: нужно покупать только те, которые в нашей стране сертифицированы.

* * *

— Из Минска беспокоит Николай. Скажите, Юрий Александрович, не планируется ли ужесточить ответственность за гибель людей в ДТП? Разве соразмерно наказание, когда водитель, фактически убивший двух–трех человек в крупном ДТП, в итоге получает 5 — 7 лет колонии–поселения?

— Такое мнение существует. Отчасти с ним согласен. Многих граждан, особенно пострадавших в ДТП, возмущают небольшие сроки наказания виновных водителей. Свою оценку проблемы мы изложили. Будет ли она принята и поддержана законодательно, сказать не могу.

* * *

— Я мама троих детей, Инга Соколова. Вопрос простой: когда уже пьяных водителей, потенциальных убийц, начнут пожизненно лишать прав? Вы как представитель ГАИ согласны, что это нужно делать? Это только мы видим или вы тоже? Вы выходите с такой инициативой?

— Часть общества разделяет вашу позицию, она не раз была озвучена в СМИ. Какое решение примет законодатель, судить не могу. Но едва ли человек, которого поймали пьяным за рулем, навсегда поставит свою машину под забор и больше за всю жизнь не сядет за руль. У меня большие сомнения на этот счет. Скорее всего, сядет. Но будет знать, что его ничто не ограничивает, и потому будет еще опаснее. Ваше предложение, возможно, слишком радикально. Мы оставляем человеку шанс, свет в конце тоннеля. Даем ему на размышления три года, пять... Сложный вопрос, спорный. В любом случае спасибо вам за него, Инга. Будем учитывать такое мнение при подготовке следующих законопроектов.

* * *

— Ответьте, пожалуйста, на два вопроса. Имеет ли право автоинспектор производить контроль, если он сам и его машина прячутся за углом или в кустах? И должен ли при ручной фотофиксации стоять предупреждающий об этом знак?

— Начну со второго: сотрудник ГАИ не должен, не обязан предупреждать знаком или табличкой, что в таком–то месте несет службу. Есть разнообразные формы и методы несения службы. В их числе и негласный контроль. Он может вестись, например, из гражданского автомобиля. Что касается работы, как вы говорите, из–за куста, то мы категорически против такого метода. Но как инспектор может контролировать скоростной режим, например, на проспекте Независимости в Минске? Он не может поставить машину на проезжей части! Та же картина в областных городах.

— Еще вопрос: а если я поставил зимнюю резину только на переднюю ось?

— Это нарушение!

* * *

Валентин Николаевич из Бреста беспокоит. Что со всесезонной резиной? Годится?

— Годится! Если на ней написано, что всесезонная. Должны быть на покрышке два слова по–английски: All seasons.

* * *

— Скажите, пожалуйста, имею ли я право перевозить ребенка без удерживающего сиденья, если сзади сидит взрослый и держит его на руках?

— Не имеете! Повторю всем. Если, не дай бог, случится ДТП, взрослый не удержит ребенка руками, он вылетит пулей.

— А если я так все же поступлю? Дадут штраф?

— Основания для привлечения к ответственности существуют.

* * *

— Правомерно ли ГАИ в нашем поселке штрафует, если по освещенной улице идешь без фликера?

— Да, правомерно, если вы идете по проезжей части.

— Тогда еще скажите. Если я приобрел мотоблок, нужно ли его в ГАИ регистрировать? Могу ли по трассе переехать на нем из одного населенного пункта в другой?

— В ГАИ регистрировать не нужно. Можете спокойно переезжать.

* * *

— Из Бобруйска звоню... У сына нет ноги. Он прошел реабилитацию, получил права на автомобиль с ручным управлением. Купили ему машину с коробкой–автоматом. Штатную педаль переделали под другую, левую ногу. Институт дал заключение: автомобиль пригоден к движению. Сын может ездить на нем со своей медсправкой?

— Да, может.

* * *

— Скажите, пожалуйста, сколько всего камер установлено на дорогах? На некоторых трассах и на Минской кольцевой дороге увеличен скоростной режим. Увеличилось ли количество аварий?

— Сейчас по всей стране более 200 камер. В этом году будут установлены еще 170. По второй части вопроса... Мы провели мониторинг, который показал: сколь–нибудь заметного увеличения числа ДТП на этих участках с увеличенным скоростным режимом не произошло. Статистика осталась прежней.

* * *

— Добрый день! Меня зовут Диана. У нас ребенок инвалид с детства, ему 10 лет. У него проблемы с опорно–двигательным аппаратом. Для нас большая проблема усадить его в кресло или бустер, не причинив боль. Ребенка нужно возить к врачам. Можно ли просто пристегивать его ремнем безопасности? Будет ли за это штраф?

— Уверен, что сотрудник ГАИ вникнет в проблему. Вряд ли у него поднимется рука наложить штраф.

— Спасибо!

Компетентно

Редакция попросила Юрия Александровича еще раз прокомментировать проблемы, которые ранее поднимались в публикациях газеты: «Велосипедисты шокируют пешеходов», «Господа мотоциклисты, хватит мучить горожан»:

– По нашему мнению, создание велосипедной инфраструктуры оправданно и соответствует растущему интересу граждан к велосипедному движению. В городской среде, где не всегда имеется техническая возможность конструктивно выделить обособленную велосипедную дорожку, разделение тротуаров на пешеходную и велосипедную часть является оптимальным вариантом организации велосипедного движения. С учетом градостроительных особенностей наших городов данная мера наиболее соответствует условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Аналогичная практика используется и в развитых европейских странах.

С 1 января 2015 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», который предусматривает нормы шума для транспортных средств. Соответственно национальные требования по уровню шума также приведены в соответствие с ним.

Оценка соответствия транспортных средств, в том числе и по уровню шума, требованиям Технического регламента возможна при прохождении государственного технического осмотра. Возможностью измерять шум непосредственно на дороге сотрудники ГАИ сейчас не располагают.

Министерство транспорта и коммуникаций приняло изменения в технический кодекс установившейся практики, ТКП, в части установления технического контроля шумового загрязнения. Местным исполнительным органам власти поручено проработать вопрос о запрещении движения мотоциклов по отдельным улицам населенных пунктов в целях исключения нарушения спокойствия граждан.

Официально

В качестве зимних будут рассматриваться шины, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри ее либо знаками М+S, M&S, M.S, M S или All seasons.

Указанные требования и обозначения (маркировка) зимних шин основаны на предписаниях Правил ЕЭК ООН № 30 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для автомобилей и их прицепов», Правил ЕЭК ООН № 54 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для грузовых транспортных средств и их прицепов», Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

В 2014 году за нарушения правил остановки и стоянки в Минске к ответственности привлечены 45.945 водителей. Законодательно закреплена возможность наложения штрафов на собственников транспортных средств, припарковавших свои автомобили с нарушениями, в случае фиксации таких нарушений техническими средствами, работающими в автоматическом режиме.

В соответствии со статьей 5 Закона «О дорожном движении» лица, переехавшие на постоянное жительство в Республику Беларусь и имеющие действительное водительское удостоверение, выданное иностранным государством, считаются не имеющими права управления транспортными средствами на территории Республики Беларусь по истечении 90 дней с даты выдачи вида на жительство в Республике Беларусь до получения водительского удостоверения Республики Беларусь.


Советская Белоруссия № 9 (24639). Суббота, 17 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter