Вузы сами устраивают для своих выпускников ярмарки вакансий

На ярмарку за работой

Чем ближе распределение, тем больше в вузах задаются вопросом, удастся ли в этом учебном году обеспечить первыми рабочими местами всех выпускников–бюджетников. В прошлом году вопреки опасениям большинство университетов с задачей справилось, хотя за некоторых молодых специалистов региональные вузы сражались до середины лета. Предприятия ведь в последний момент давали от ворот поворот, высказывали претензии, мол, заказывали инженера–энергетика, а прислали инженера–физика, и честно признавались, что не готовы брать в штат свежие кадры. Поэтому, чтобы подстраховаться заранее и свести риск таких сюжетов до минимума, университеты все активнее делают ставку на ярмарки вакансий для своих студентов, где будущий работник и работодатель могут задать друг другу все интересующие вопросы.

Первое рабочее место можно найти именно на ярмарке.

Много ли среди студентов желающих прийти на встречу с работодателями? В Белорусском государственном экономическом университете такая ярмарка еще в начале учебного года предложила более 500 мест для студенческой практики и 354 вакансии. На встречу со студентами были делегированы сотрудники примерно 60 предприятий. Тогда представители университета уверенно козыряли статистикой: каждая девятая представленная организация может похвастаться наличием в своем штате выпускников БГЭУ, из них 89% довольны уровнем их подготовки. Результатами той встречи оказались удовлетворены 86% организаций и 66% студентов. Как дела накануне распределения? Пресс–секретарь ректората БГЭУ Вера Сергеева уточнила, что вуз рассчитывает распределить всех бюджетников, заявки еще поступают, а студенты как раз сейчас на преддипломной практике. Получится ли? Как показали предыдущие годы, почти 80% выпускников здесь распределяют по именным заявкам от предприятий, где прошла как раз таки преддипломная практика. А часть из них находит рабочие места именно на ярмарке вакансий...

Большинство же университетов по традиции организуют ярмарки в день открытых дверей для абитуриентов. Логика проста: старшеклассники приезжают с родителями, чтобы посмотреть, как полученные в вузе знания применяются на практике. Например, в БНТУ в такие дни не протолкнуться. А вот что касается непосредственно распределения, пояснили в вузе, то на каждом факультете работает комиссия, которая, собственно, и занимается вплотную этим вопросом. И ярмарки здесь панацеей не считают. В прошлом году, к слову, было по 1,3 — 1,4 заявки на студента, правда, далеко не все вакансии предлагали адекватную зарплату.

Корреспонденты «СБ» на днях заглянули на ярмарку вакансий на географическом факультете Белгосуниверситета, которая прошла здесь уже в десятый раз. Причем мероприятие рассчитано в первую очередь на выпускной курс (не зря же в объявлении указано, что явка пятикурсников обязательна), хотя охотно идут и ребята помладше. В небольшом кабинете плотно разместились представители двух десятков организаций — от профильного РУП «Белкартография» до Национального института образования. Студенты группками обступали специалистов и наперебой задавали вопросы вроде: «сколько вакансий?», «работа с людьми или за приборами?», «какие требования у представителей нефтяной геологии?» Лилия Харитонова, заведующая кабинетом учебно–методического планирования и образовательных технологий, объясняет, что это часть масштабной программы для выпускников:

Вопросов много и у студентов, и у работодателей.

— Сначала студенты встречаются с деканом, затем — с управлением кадрами, с психологами, которые учат, как себя представить работодателю в выигрышном свете. Получается такой семинар–тренинг. А здесь их уже ждут непосредственно предприятия. У многих есть реальные вакансии, остальные же пришли для знакомства с факультетом — изучить учебные планы, рассмотреть вопрос о практике на следующий год или открыть филиал кафедры. В этом году появились заявки и от сферы образования — в регионах нужны учителя географии.

Предыдущие годы геофак распределял своих выпускников–бюджетников на сто процентов. Приоритет отдавали государственным предприятиям, но охотно направляли специалистов и в частные компании, например, геодезические или туристические. Частники, к слову, обычно активно участвуют в ярмарке, но в этом году среди гостей их не было. Как, впрочем, и работодателей из регионов, что вполне логично, ведь зачастую интересы региональных предприятий представляют столичные головные офисы.

Среди наблюдающих был и Владислав Шевчук, папа будущего абитуриента. Говорит, сын как раз решает, куда лучше поступать: на геоинформационные системы или геоэкологию. Поэтому отец и решил подойти к вопросу серьезно: посмотреть, куда распределяют и какие вообще перспективы у человека с географическим образованием. Тем временем девчонки толпились возле стола с информацией о Центральном НИИ комплексного использования водных ресурсов. Заинтересовавшихся честно предупреждали: общежитие выделить не смогут, поэтому иногородним придется непросто. А за соседним столом Татьяна Азаренок, и.о. заведующей сектором методики картографирования Института почвоведения и агрохимии НАН, уже нашла общий язык со студенткой Марией Янус. Девушку порекомендовал завкафедрой и с без пяти минут выпускницей уже обменялись контактами. От стола к столу работодатели спрашивали одно и то же. Как скоро замужество? Готовы ли к командировкам? Вот и Татьяна предупреждает Марию, мол, подумайте, насколько настроены на такую работу:

— Нам не нужна массовость, ищем конкретного человека, который закрепится в этой научно–исследовательской работе. Полевые командировки могут быть на день, а то и на все три. У нас отдел немногочисленный, но все кандидаты наук или доценты, поэтому хотим передавать знания младшему поколению.

Нам же специалист обозначила критерии еще более точно: готовы взять двух инженеров–почвоведов — востребованных сейчас в отраслях сельского хозяйства специалистов. Правда, преимущество здесь, как и у многих работодателей, у парней. Такому работнику предстоит исследовать современный состав почвы, давать прогнозные оценки эволюции почвенного покрова, принимать участие и в кадастровой оценке земель.

Среди востребованных специалистов — инженеры-почвоведы для сельского хозяйства.

На выходе с ярмарки увиденное бурно обсуждали студентки–геоэкологи. Говорят, пока с местом будущей работы не определились: во всех приглянувшихся организациях не оказалось вакансий. К слову, на многих из этих предприятий места все же есть, другое дело, что они уже заняты теми, кто пришел на практику и доказал желание работать. Еще один любопытный момент отмечает Лилия Харитонова — у геофака история такая же, как и у многих других факультетов: специальностей, которые были особенно востребованны еще пару лет назад, сегодня на рынке в избытке. Скажем, геоэкологов, которые могут работать сразу в трех сферах — географии, экологии и преподавании, — еще 3 года назад наниматели хватали не раздумывая, по три заявки на специалиста приходили. Сейчас же самый высокий интерес к картографам, поскольку на профильных предприятиях стареют кадры, поэтому остро понадобилась молодежь на смену. 

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 41 (24923). Четверг, 3 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter