На Белорусской АЭС появился первый реактор

На сооружении Белорусской АЭС начался качественно новый и важный этап. Сюда в конце минувшего года был доставлен корпус реактора для первого энергоблока.
На сооружении Белорусской АЭС начался качественно новый и важный этап. Сюда в конце минувшего года был доставлен корпус реактора для первого энергоблока. А в нынешнем году начнется его монтаж. Об этом сообщил главный инженер Белорусской АЭС Анатолий Бондарь.





Доставка корпуса реактора превратилась в захватывающую транспортно-логистическую эпопею. Массивное изделие весом 350 тонн доставляли комбинированным путем. Сначала от завода-изготовителя на специализированной автомобильной технике его доставили на причал Цимлянского водохранилища. Затем до Великого Новгорода корпус реактора передвигался по речному пути. Далее его перевозили по железной дороге на специализированном транспортере, единственном на просторах бывшего СССР.

На границе Беларуси и России корпус реактора прошел соответствующее оформление и затем прибыл на конечную станцию Бобровники, которая используется для нужд Белорусской АЭС и находится вблизи станции. Анатолий Бондарь рассказал и другие интересные подробности. Корпус реактора можно было перемещать по железной дороге только в дневное время. Его изготовил волгодонский филиал АО "АЭМ-технологии" "Атоммаш". Корпус был отгружен с завода 14 октября. Оборудование весит более 330 тонн, его высота 13 метров, диаметр 4,5 метра. В целом АО "АЭМ-технологии" изготовит для Белорусской АЭС более 50 видов оборудования. За 2013-2017 годы будет изготовлено и отгружено свыше 4 тыс. тонн оборудования.

В 2016 году начинается поставка и монтаж и другого основного энергетического оборудования, сообщил заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк:

- Работы на площадке строительства БелАЭС идут по графику, соответственно, монтаж основного оборудования должен произойти в установленные сроки. Основное оборудование для первого энергоблока будет на площадке АЭС в 2016 году. Уже доставлены значительные объемы электротехнического и другого оборудования. В 2016 году также частично начнет поступать оборудование для второго блока.

А вот что уточнил главный инженер Белорусской АЭС Анатолий Бондарь. В 2016 году запланирована доставка двух парогенераторов для первого энергоблока (для одного энергоблока их необходимо четыре, два уже находятся в Островце). Третий парогенератор уже готов к отгрузке с предприятия-изготовителя. В феврале-сентябре намечена доставка главных циркуляционных насосов. Кроме того, в 2016 году планируется получить дизель-генераторы, необходимые для обеспечения высокой безопасности энергоблоков станции, транспортный шлюз. Ожидается также поставка оборудования автоматизированной системы управления технологическими процессами.

Словом, делается все возможное, чтобы первый энергоблок Белорусской АЭС запустить в ноябре 2018 года, второй - в июле 2020-го, сообщил Анатолий Бондарь:

- Сейчас работы ведутся так, что разница по времени ввода первого и второго энергоблоков может сократиться - такая ситуация наблюдалась и во время ввода зарубежных атомных станций.

В 2015 году работы параллельно велись на двух энергоблоках станции. Построены здания учебно-тренировочного центра и пожарное депо. Одновременно работы продолжаются в зданиях реакторов первого и второго энергоблоков, турбинных отделениях, зданиях управления, безопасности, на резервных дизельных электростанциях, градирнях, в административно-бытовом корпусе. Все работы на площадке АЭС выполняются по графику, констатировал главный инженер.

Общая стоимость оборудования для Белорусской АЭС оценивается в 3 млрд долларов, сообщил далее Анатолий Бондарь. В том числе оборудование длительного цикла изготовления (это все, что связано с реакторной и турбинной установками) стоит приблизительно 1,6 млрд. По словам Анатолия Бондаря, белорусские компании производят 7,5% общепромышленного оборудования для атомной станции. Речь идет именно об общепромышленном оборудовании и не касается производства оборудования длительного цикла изготовления. Таким образом, отечественные производители непосредственно участвуют в проекте Белорусской АЭС. Доля изготавливаемого ими оборудования медленно, но все-таки растет, отметил он.

Продолжая тему, заместитель министра энергетики Михаил Михадюк рассказал, что со стороны белорусских компаний есть заинтересованность участвовать в конкурсах на поставку оборудования для Белорусской АЭС. Например, высокую активность проявляет Минский электротехнический завод имени В.И.Козлова. Чаще всего белорусские предприятия становятся поставщиками двигателей, кабельной продукции, баков, металлоконструкций. "Вопрос участия белорусских предприятий рассматривается нами ежемесячно. Конечно, есть особые требования к поставщикам оборудования на атомную станцию", - добавил он.

Естественно, на новом этапе требования к соблюдению всевозможных норм и правил сооружения такого ответственного объекта только возрастают. Однако пока критических замечаний по строительству Белорусской АЭС нет, сообщил Анатолий Бондарь. Хотя мониторинг работ на площадке ведется в постоянном режиме, в том числе Госатомнадзором, органами строительного надзора.

Сейчас работы на площадке АЭС ведутся на 102 объектах. Около 83% работ выполняют строительные организации Беларуси, 17% работ - российские. Одна из главных задач - своевременно возвести защитные оболочки, чтобы обеспечить необходимые условия для монтажа реакторной установки. Ожидается, что монтаж корпуса реактора первого энергоблока состоится в августе 2016 года.

Ядерное топливо для Белорусской АЭС будет поставлять российская компания "ТВЭЛ", сообщил Анатолий Бондарь. Конкретные сроки поставки топлива пока не уточняются. "Мы прорабатываем с российской стороной соглашение по поставке ядерного топлива в соответствии с контрактом", - добавил заместитель министра энергетики Михаил Михадюк. Предполагается, что будут обозначены детали начальной загрузки ядерного топлива и первой перегрузки.


Досье


Компания "ТВЭЛ" - одна из наиболее авторитетных в мире. Входит в состав топливного дивизиона госкорпорации "Росатом" и включает предприятия по фабрикации ядерного топлива, конверсии и обогащению урана, производству газовых центрифуг, а также научно-исследовательские и конструкторские организации. Основной деятельностью "ТВЭЛ" является производство и поставки ядерного топлива для энергетических и исследовательских реакторов. Топливная компания обеспечивает ядерным топливом 78 энергетических реактора в России и пятнадцати государствах Европы и Азии, 30 исследовательских реакторов в мире, а также все транспортные реакторы российского атомного флота. Каждый шестой энергетический реактор в мире работает на топливе, изготовленном ТК "ТВЭЛ".

Все это позволяет сделать вывод, что стратегическим партнером Беларуси в области атомной энергетики и в будущем остается Россия, заявила начальник отдела международного сотрудничества, подготовки кадров и информационного обеспечения Департамента по ядерной энергетике Министерства энергетики Лилия Дулинец. Она акцентировала внимание на том, что одновременно расширяется сотрудничество со странами, также имеющими развитую атомную отрасль: Францией, Чехией, Словакией, Венгрией, Республикой Корея. Кроме того, налажено взаимодействие с государствами, только приступающими к реализации своего первого ядерного проекта. Так, Беларусь подписала декларацию о взаимодействии с Бангладеш - эта страна сейчас занимается строительством первой атомной станции "Руппур" с водо-водяными реакторами по российскому проекту. Пока работы в Бангладеш находятся на подготовительном этапе. Осенью 2015 года делегация этой страны посетила площадку строительства Белорусской АЭС для изучения белорусского опыта.

Одновременно Беларусь наращивает сотрудничество с международными организациями, в первую очередь МАГАТЭ и Всемирной ассоциацией операторов атомных электростанций.

Досье

Белорусская атомная электростанция возводится по проекту АЭС-2006 в 18 км от Островца (Гродненская область). БелАЭС будет состоять из двух энергоблоков суммарной мощностью до 2400 (2х1200) МВт. В соответствии с генеральным контрактом на строительство станции первый энергоблок планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году, второй - в 2020 году.

Подготовил Владимир ЯКОВЛЕВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter