Вздымщики живицы в сезон могут зарабатывать по 13 млн. в месяц

Музыка смоляного периода

Вздымщик живицы — идеальная профессия для человека, который бежит от городской суеты. Кругом — сосновый лес. Ходишь целый день от дерева к дереву, только с ними и можно словом перекинуться. Чтобы узнать тонкости этого ремесла, корреспондент «СБ» отправилась на один из участков по заготовке живицы в Борисовском районе.


Уникальные свойства сосновой живицы (смолы) известны с давних пор. Она способствует заживлению ран, снимает боль, воспаление, обладает антисептическим и антибактериальным действием... Еще сосновая смола применяется для производства скипидара, канифоли, мастики, олифы и других товаров лесохимической промышленности. Добычей этого ценного сырья и занимаются вздымщики.

— Подготовка дерева к подсочке (добыче живицы) начинается еще в ноябре, — рассказывает мастер Михеевского участка по заготовке живицы ОАО «Лесохимик» Людмила Манух. — Вздымщики выполняют разметку карр, подрумянивание или окарривание (снимают кору до розового состояния). Главное — не повредить при этом дерево, просмолов не оставить. А то лесничество может оштрафовать. Затем делают вертикальный срез для стока живицы — желобок. И, наконец, устанавливают приемники. Работа тяжелая, а зарплата в межсезонье еле дотягивает до прожиточного минимума. Так что все с нетерпением ждут сезон подсочки — с мая по октябрь.

Людмиле Семеновне непросто объяснить мне все профессиональные термины. Уж лучше один раз увидеть. Мы отправляемся в 24–й квартал Велятичского лесничества на выдел 39, где работает вздымщик 5–го разряда Сергей Казюка — один на 30 гектаров леса. На деле, оказывается, все не так замысловато. Чтобы стимулировать сток смолы, вздымщики при помощи специального инструмента — хака — должны регулярно делать на стволах деревьев надрезы, как они говорят, наносить подновки. Да так, чтобы и живица хорошо текла, и рана была не слишком глубокой — по технологии не более 2 мм. Для ускорения добычи смолы с каждой подновкой в рану впрыскивается химический стимулятор.

— У опытного вздымщика рука набита. А молодые «чиркают», только дерево мучают, пока научатся. Хотите попробовать? — предлагает мастер.



Когда еще представится такая возможность! Хак (не считая баллона со стимулятором на 2,5 литра) кажется не слишком тяжелым, но как только острие вошло в дерево, потребовалось немалое усилие, чтобы дорезать «ус» до конца.

— За раз нужно сделать по одной подновке с каждой стороны на карре, а через неделю вернуться, освободить приемник от воды, которая натекает во время дождя, установить его заново и сделать опять подновку, — продолжает Людмила Семеновна экскурс в профессию. — И так 24 раза за сезон. Сколько сосен всего в подсочке у вздымщика? Мы считаем не деревья, а карры. Если дерево здоровое и диаметром более 36 см — можно и две карры заложить. А если повреждено, то нельзя — оно и так бедное. У Сергея на делянке около 10.000 карр.

— Много смолы с дерева добываете? — обращаюсь к вздымщику.

— Нашы сосны, як каровы: адна добра доiцца, а другая не. З адной вядро за сезон сабраць можна, а другую дзяўбеш, дзяўбеш, рэжаш шэсць абходаў — кубарыка нават няма (полный приемник, или «кубарык» — это около килограмма смолы. — Прим. автора).

— У вас, наверное, и любимчики есть?

— Ёсць. З iх я бяру жывiцу чыстую, без хiмiкатаў. Для сябе. Iзжогу добра залечвае. Чарка смалы, чарка меда i чарка жыра белага свiнога — усё ператаплiваеш, перамешваеш, на батон мажаш i з чаем. Мне жонка робiць. Бывае, i з горада людзi прыязджаюць — просяць смалу на лякарства. Спiну нацiраюць, маскi робяць, некаторыя проста так жуюць...


Сергей Степанович выливает воду из приемника, вставляет его обратно и снова «чиркает» хаком. Разговаривать особо некогда. В сезон у вздымщиков основные заработки. На ОАО «Лесохимик» — предприятии, которое занимается переработкой живицы, — хорошо платят за добычу ценного сырья. За каждый процент перевыполнения плана идет 1,5 процента премии, но не более 300 процентов. В прошлом году стахановцы с хаками в руках, которые добывали в месяц по 3 — 3,5 тонны живицы, зарабатывали по 13 миллионов...

— В этом году по плану на моем участке должны добыть 120 тонн живицы. А со всех участков подсочного производства «Лесохимика» нужно собрать более 2.200 тонн, — говорит Людмила Манух. — На помощь приходят сезонные рабочие — сборщики, которые достают смолу из приемников специальной лопаткой и складывают ее в бочки для отправки на завод. Вот смотрите: в прошлом году один приемник пропустили — сдадим в этом, смола не портится.

— Любой человек может работать вздымщиком?

— Рады каждому. Обучаем профессии на месте. Но никто не хочет к нам идти. У меня в бригаде 3 пенсионера. Они уже привыкли, их тянет в лес, могут там подолгу в одиночестве работать. А молодые ребята, которых набирали, сезон поработают и уходят. Из 15 человек только трое остались. Труд очень тяжелый. Зимой снега может навалить по самый пояс, ходишь — проваливаешься. Летом — комары, клещи, жара... А работать все равно надо в спецодежде. Плюс вредные условия труда (испарения от химикатов). Не всем по нраву разъездной характер работы — до делянок подвозим на грузовике. Погода также вносит поправки в рабочий график... Несколько лет назад в Орешковичском лесничестве на нашем участке был страшный ураган, положило полностью всю делянку подсочки. Так что невозможно было даже к приемникам подобраться.

По правилам техники безопасности вздымщики не должны выходить на работу при усилении ветра свыше 12 метров в секунду. День может пропасть, два... А норма добычи живицы остается прежней, и если хочешь заработать — потом нужно наверстывать. Сергей Казюка говорит, что, бывает, в 4.30 он уже в лесу. Когда сухо — может 2.000 карр за день пройти. Потом ни руки, ни спину не повернуть. Обед — с собой. Только не всегда съедается. Когда жара 33 градуса — тут баня настоящая, только воду пьешь и пьешь. Сергей по образованию — механизатор, попал в бригаду вздымщиков 20 лет назад. Сейчас ему уже 49. Первый год было так тяжело, что собирался бросить. А потом втянулся. Говорит, эту работу ни на какую другую не поменяет.

Кстати

Добыча смолы проводится в спелых сосновых древостоях, которые через 5 — 15 лет подлежат вырубке.
dekola@mail.ru

Советская Белоруссия № 101 (24731). Суббота, 30 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter