МТЗ осуществил на внутрений рынок рекордную поставку — 2.780 тракторов

МТЗ: как посеешь, так и пожнешь

Представьте себе: каждый десятый трактор в мире создан на производственных мощностях МТЗ. И совсем необязательно на его главном конвейере — у завода широкая сеть сборочных производств и совместных предприятий по выпуску сельхозтехники в ближнем и дальнем зарубежье. Несмотря на то, что внутренний рынок не такой емкий, как мировой, МТЗ недавно осуществил на него рекордную поставку своей продукции — 2.780 тракторов. О подробностях сделки «СБ» решила спросить у генерального директора ОАО «МТЗ» Федора ДОМОТЕНКО.

— Федор Александрович, на каких условиях осуществлялась отгрузка?

—– В этом году из–за погодных условий сроки агротехнических весенне–полевых работ значительно сократились. Необходимо было предусмотреть их более высокие темпы, чтобы заложить хорошую основу под будущий урожай. Недавно на совещании Президент хвалил наших аграриев за успешно проведенную посевную. Он справедливо заметил: впервые за долгие годы эта кампания у нас прошла без сучка и задоринки. Принятое решение по поставкам тракторов стало реальным подспорьем аграриям.

Конечно, кризис в мировой макроэкономике негативно сказался и на микроэкономике наших субъектов хозяйствования. Но в Беларуси всегда было принято решать проблемные вопросы, консолидировав усилия всех заинтересованных сторон. Поэтому было утверждено наиболее оптимальное решение — тракторы наше предприятие поставило потребителям с рассрочкой платежа на 2 — 3 года в зависимости от вида техники. Более того, первые платежи в размере 25 процентов сельхозпредприятия должны будут осуществить до первого ноября. То есть когда они соберут урожай и, реализовав его, получат деньги. Оставшиеся суммы будут перечисляться равными долями до конца срока, определенного каждым конкретным контрактом. Сельхозпроизводители, получив на таких условиях технику, имели возможность часть финансов использовать для формирования элитного семенного фонда, приобретения горюче–смазочных материалов, удобрений и агротехнической подготовки почвы. Наша техника, которая была отгружена в конце марта, отправилась на поля сразу же. Главными инициаторами такой поставки выступили Минская и Витебская области. Их хозяйства, кстати, были первыми, кто получил тракторы и запустил их в ведение севооборота.

— Многие машиностроители сегодня констатируют факт снижения своих поставок на экспорт. Какова ситуация на МТЗ?

— Диверсификация рынков сбыта — один из основных векторов нашей маркетинговой политики, направленной на расширение своего присутствия на мировых рынках. Речь идет о дальнейшем продвижении продукции в страны Европы, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и Юго–Восточной Азии. Везде применяется индивидуальная тактика, учитывающая все особенности местного рынка сбыта —– от предпочтений потребителей по техническим параметрам тракторов до условий деятельности, продиктованных национальным законодательством. Скажу вам так: рынки дальнего зарубежья сейчас достаточно стабильны, а с учетом освоения новых мы даже можем рассчитывать на рост продаж. К примеру, в первом квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014–го продажи наших тракторов в Северной и Южной Америке выросли на 167,3 процента, а в Афганистане, Бангладеш, Вьетнаме, Китае — в среднем на 118 процентов. Реализация продукции в странах Европы в целом осталась на прошлогоднем уровне. Сейчас возобновляем работу с Кубой. Некоторые прежние рынки, на которых наблюдалось затишье, продемонстрировали уверенный рост, например, идет увеличение поставок в Кению и ЮАР.

Конечно, в силу объективных изменений, повлиявших на нестабильность курса рубля, одним из проблемных направлений стал для нас российский рынок, где произошло сокращение объемов продаж нашей техники. А ведь емкость этого рынка очень велика. Да и нашу технику в России знают и успешно применяют в самых различных регионах уже не одно десятилетие. Но мы прорабатываем различные возможности повлиять на ситуацию.

— Недавно завершился визит в нашу страну Председателя КНР Си Цзиньпина. У МТЗ с Китаем свои договоренности, например, о совместном создании сверхмощных энергонасыщенных тракторов. Что слышно относительно этого проекта?

— Два года назад мы пришли к договоренности с китайской стороной о том, что совместно разработаем конструкцию трактора классической комплектации мощностью 450 лошадиных сил и более. Такая техника пока в мире не производится. Для обеих сторон это реальная возможность занять новую нишу на мировом рынке и удовлетворить потребности стороны–заказчика по соотношению цена — качество. Было принято решение о том, что дизайн, разработка конструкции и основных узлов будут проведены нашими специалистами, а вот двигатель должен был быть китайского производства. К сожалению, по техническим характеристикам предоставленные разработки нам не подошли. Сейчас идет доработка двигателя по мощности и некоторым другим характеристикам. На два первых опытных образца будут установлены двигатели Caterpillar мощностью 450 лошадиных сил. Пока будут идти испытания новых энергонасыщенных тракторов, китайские производители решат проблемный вопрос, и мы будем комплектовать наши тракторы их двигателями. К слову, этот совместный проект не единственный. Вместе с одной из китайских компаний мы разрабатываем принципиально новые тракторы с электромеханической трансмиссией.

Создание сверхмощных тракторов для нужд сельского хозяйства КНР может стать одним из важных направлений сотрудничества в области промышленного производства Беларуси и Китая. Речь идет в том числе и о создании широкой линейки навесного оборудования для сельскохозяйственной техники. А это уже не просто производство техники, а продвижение сельскохозяйственной технологии, способной уменьшить негативное воздействие на почву, повысить качество ее обработки, получить высокий урожай и убрать его без потерь. Кстати, в Китае работает совместное предприятие, на конвейер которого МТЗ поставляет тракторокомплекты (за время его работы их поставлено более 320), из которых собираются тракторы. На первых этапах, что называется в момент «обкатки», на новых производствах могут возникать различные вопросы. Были такие и у нас по качеству комплектующих, но они уже решены.

benko@sb.by

Советская Белоруссия № 98 (24728). Среда, 27 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter