Можно ли представить Минск без «Комаровки»?

Неужели рынки уходят в прошлое?
Неужели рынки уходят в прошлое? Эта мысль не дает покоя с минувших выходных, когда, пожалуй, впервые за много лет с рынка «Экспобел» в Минске, где можно было найти все и по сходной цене, ушла практически с пустыми руками. Там не оказалось продукта, который был бы существенно дешевле и лучше по качеству, чем в размножившихся по соседству сетевых гипермаркетах. А что касается фруктов и овощей — апельсинов, яблок, картошки или капусты, например, — так, на рынке они в полтора, а то и два раза дороже. При этом сервис — ни в какое сравнение. Одно дело бродить вдоль торговых рядов под открытым небом, навьючивая на себя пакеты с продовольствием. И совсем другое — просторный зал, кондиционер, тележка, в которой товары можно доставить прямо к багажнику автомобиля. Таким образом, озвученная на днях информация о скором закрытии «Экспобела» вслед за Червенским рынком не впечатлила. Можно расстаться без сожаления. Время пришло. Однако неужели разросшиеся как на дрожжах торговые центры и гипермаркеты сумеют вытеснить все рынки? Как можно представить Минск без «Комаровки»?

«Хоронить рынки еще очень и очень рано», — уверен Виктор Маргелов, сопредседатель союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства». Хотя тенденция очевидна: сети их давят, доля рынков во внутреннем товарообороте снизилась с былых 38 до 18 процентов, притом что удельный вес сетей в минувшем году перевалил за половину. Однако, по мнению Виктора Маргелова, то был золотой период для ретейлов. Непростая экономическая ситуация сказалась и на них. Несмотря на широкую рекламу и громкие заявления о мощи и грандиозных планах роста, в торговых сетях нынче ситуация далеко не радужная. Закон о регулировании торговли, принятый в прошлом году, выбил из рук организаторов сетевого бизнеса важный козырь — сроки оплаты за поставленную продукцию. И если прежде ретейлы могли подолгу (месяцами) не рассчитываться с поставщиками за хлеб и молоко, не говоря уже о куда менее ходовых продуктах, то нынче такой фокус не пройдет. За превышение сроков расчетов (максимум 45 дней) на двери гипермаркета могут повесить даже замок. Торговая инспекция не дремлет. Таким образом, источник беспроцентного кредитования за счет производителей продукции иссякает. Снижается и прибыль, поскольку население переходит на более дешевый ассортимент.

Эксперты предрекают два сценария развития. Если экономика не нащупает почву под ногами и продолжит снижение, то, как это не раз бывало, важным местом концентрации экономической энергии снова могут стать рынки. «В украинском областном центре Винница 60 процентов населения занято на рынках», — привел пример Виктор Маргелов. Только очень нежелательно нам копировать такие образцы. Ведь имеют место и другие, куда более перспективные и привлекательные ориентиры. В Швеции, к примеру, преодолев болезни разрастания сетевых ретейлов, рынки заняли свою нишу, став объектом паломничества гурманов. «Там можно найти парное мясо, молоко прямо с фермы, — рассказывает очевидец Павел Данейко, генеральный директор бизнес–школы ИПМ. — Это значительно более дорогая, экологически чистая продукция. А конкурировать с гипермаркетами, продавая продукцию массового спроса, рынкам бессмысленно. У ретейлов априори лучше логистика, сервис, меньше издержки». К слову, первые ростки нового явления — рынки как форма реализация продукции напрямую с полей, садов, ферм и дач — можно уже наблюдать на «Комаровке». Для таких продавцов отведены целые ряды прилавков с вывесками: «От производителя». У некоторых, наблюдаю, стоят очереди, хотя цены далеко не демократичные.

Не могу по случаю не упомянуть и еще об одном явлении в торговле. Стихийные рынки у популярных пешеходных переходов и выходов из метро. Классический пример. От станции метро «Площадь Якуба Коласа» до Комаровского рынка в Минске, как правило, надо пробираться через плотный строй торговцев зонтами, майками, лосинами, ползающими игрушечными солдатиками, постельным бельем, портмоне, курагой, орехами, яйцами и даже... щенками. Прилавки импровизированные — ящики да картонки. Так сбежать удобнее в случае чего. Хотя торговать где хочется, тем более в местах массового скопления граждан, запрещено. Штраф от 2 до 50 базовых величин. Не кажется ли вам, что нелегальных торговцев в последнее время стало слишком много? Ширпотребом неизвестного происхождения торгуют в основном у рынков, возле переходов, а еще на предприятиях и в учреждениях. Десятки «реализаторов» приходят в детские сады и школы. Хорошо умеют уговаривать и рекламировать это добро. Спрашивается: почему им позволено беспрепятственно распространять продукцию неизвестного происхождения по всей стране, как в самые худшие времена? Иногда наблюдаю последствия милицейских рейдов. Владельцы товара нехотя сворачивают торговлю, выждут, когда блюстители правопорядка уйдут, и тут же возвращаются на прикормленное место. Что это? И как понимать? Если не хватает законодательных рычагов и штрафы не помогают, значит, надо вносить изменения в законодательство и конфисковывать предметы контрафакта. Он плох уже потому, что есть. Разве не так?

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 83 (24713). Среда, 6 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter