Чудовища на клумбах - об эстетике малых архитектурных форм в городской и сельской среде

Монстры на газоне

Насмешки над садовыми гномами — любимое развлечение продвинутых пользователей сети
Насмешки над садовыми гномами — любимое развлечение продвинутых пользователей сети. Гномик как символ эстетической отсталости или старомодности вышучивается даже в мультфильмах. Вообще, в вопросах отношения к так называемым малым архитектурным формам наблюдается глобальный перекос: одна часть населения с упоением плодит мутантов, вызывающих нервный тик у другой части. В итоге разнообразные сайты наполняются гомерическим хохотом и фотографиями — дескать, был в городке таком–то, а из клумбы на меня глянуло что–то странное: не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка, плод самодеятельного творчества местных жителей. Или вот поглядите, каких уродцев намалевали на стене районной детской поликлиники, бедные малыши от ужаса заикаются.




Конечно, в самих насмешках над результатами чужих трудов, пусть они не всегда удачны, красивы и оригинальны, ничего хорошего нет. Тыканье пальцем и пустое осмеивание никак не изменит ситуацию с эстетикой нашей среды обитания. Здесь снобизм неуместен: в пределах любого города запросто можно набрести на детскую площадку из фильма ужасов с обломками фигур, изрядно потрепанных жизнью, вандалами и погодой, или узреть у заводской проходной нечто фантастическое по своему облику, но явно призванное художественно облагородить территорию.


Даже для облагораживания собственного дачного участка мы почему–то заимствуем не передовые достижения искусства, а садовых гномиков. Во всяком случае среди тех, кто похохатывает над божьими коровками из камушков, самоварами на обочинах или мухоморами из железных мисок, мне ни разу не встретилась личность, которая бы украсила собственный розарий концептуальной арт–инсталляцией. Хотя бы в духе помешанного на единении с природой скульптора Джузеппе Пеноне. Словом, смеяться — не выход. Но и закрыть глаза на проблему — не означает ее решить. Ребенок, приходящий с мамой гулять, допустим, в скверик в центре Вилейки и видящий там покрашенных тружениками жилищно–коммунальной сферы в неприятно–коричневый цвет медвежат–зомби с чудовищными красными глазами, или пугается навсегда, или так же навсегда подвергает деформации свое чувство прекрасного. Или вот, к примеру, «украшающие» один из летних лагерей в глубинке еще советские статуи пионеров. Белых гипсовых детишек подновили, раскрасив шортики, галстуки и пилотки и оставив пустые безглазые лица, от которых веет потусторонней жутью.


О дизайне и какой–либо единой художественной концепции, разработанной на профессиональном уровне, можно говорить исключительно в крупных городах, где бдят комитеты архитектуры и градостроительства, старающиеся не допускать откровенного безобразия. А в небольших населенных пунктах эстетика окружающей среды, скорее всего, дело неравнодушной общественности, реализуемое в пределах собственного вкуса и невеликих финансовых и технических возможностей.


Понятно, что средств, которые бы позволили украсить все города и веси художественной ковкой и творениями профессиональных скульпторов, чаще всего просто нет. А красоты между тем хочется. Так, возможно, стоило бы отдать малые архитектурные формы на откуп студентам художественных училищ и ученикам школ искусств? Не так уж сложно провести конкурс с учетом особенностей конкретного города или села и предоставить победителям право внести свою лепту в дело украшения родных дворов и улиц.


Хотя было бы нечестно утверждать, что с уличным декором дела всегда и везде плохи: на самом деле случаются и приятные сюрпризы, и малобюджетные, но вполне симпатичные оформительские находки. Например, в поездках по деревням Гомельщины меня очень радовали колодцы, ярко расписанные разнообразными цветами и листочками, — не бог весть какое художество и рисовал не Сальвадор Дали, но до чего нарядно смотрится! И божьих коровок я, признаюсь, от души одобряю.


ovsepyan@sb.by


Советская Белоруссия №177 (24558). Среда, 17 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter