В двухмиллионном Минске на каждую тысячу населения приходится около 406 машин

Машине ищут место

В двухмиллионном Минске на каждую тысячу населения приходится около 406 машин...
В двухмиллионном Минске на каждую тысячу населения приходится около 406 машин. По этому показателю мы оставили позади Москву, Киев, многие города Западной Европы. Как разгрузить дворы? 



Выходы предлагаются разные, но идеального найти не удается. В Минске городские службы нынче активно обустраивают площадки для временного размещения автомобилей. В каждом районе — примерно на 2 тысячи. Это обходится дешевле полноценной парковки, требующей обязательного асфальтирования, укладки бордюров и другого благоустройства. Причем создаются такие машино–места за счет самих горожан–автомобилистов — каждое стоит около 4 млн. рублей. Первый вопрос: снимает ли это проблему? Второй: все ли заинтересованные стороны довольны? Ведь, по словам координатора правовой службы экологического товарищества «Зеленая сеть» Марины Дубининой, в обсуждении — быть временной площадке или не быть — участвуют фактически только автовладельцы. Выходит, собрал ЖЭС достаточно желающих — и процесс пошел.

Примерно так и разворачивались события на проспекте Любимова. Ирина Ерошенко, негласный лидер самоорганизовавшейся инициативной группы жильцов, вспоминает: «Однажды мы нашли в почтовых ящиках предложения принять участие в строительстве парковочных мест. Все еще удивились, куда же в плотно застроенном районе можно воткнуть стоянку. А потом вдруг под нашими окнами появились рабочие, строительная техника — поначалу думали, кладут газон, оказалось, делают парковку». Хотя новые места появятся не во дворе дома, а рядом с широким тротуаром вдоль оживленной улицы, Ирина демонстрирует лист, с обеих сторон пестрящий подписями жильцов, которые категорически против. Они опасаются, что удобный тротуар, на котором машины и так паркуются с нарушениями, окончательно отдадут на откуп транспорту, а ходить придется по узенькой полоске асфальта, задуманной как велодорожка. Есть, впрочем, и другие мнения. Скажем, учительница Альбина Викторовна — только «за». Говорит, ей просто не по карману отдавать около 400 тысяч в месяц за возможность ставить машину в паркинге неподалеку. Вторит ей и пенсионерка Галина Дмитриевна: «Ко мне два раза в неделю приезжает внучка, часто, бывает, подолгу кружит, пока сможет где–нибудь оставить машину. А теперь уже будет для нее отдельное место».

С этим, впрочем, можно поспорить. Внесенные деньги дают лишь исключительно моральное право на парковку, законодательно оно никак не закреплено. Если на «ваше» место заедет чужак, управу на него не найти. ГАИ не сможет ни принудительно эвакуировать его машину, ни оштрафовать водителя — правила–то парковки как раз не нарушены... Конечно, некоторые ухитряются обнести свое место едва ли не частоколом, повесить внушительную цепь на замке, но такую «самодеятельность» уберут при первой же жалобе соседей.



Жильцы одного из дворов по улице Одоевского вообще не уверены, что, когда будет готова их временная парковка на пару десятков машин, места хватит всем. «Зато ради этого у нас вырубили 20 деревьев! — сокрушается местная жительница Ирина Звонова. — Долго нам обещали благоустроить двор — мы надеялись на удобные скамейки, на большую детскую площадку. И вот те на — площадка под автомобили!» А что будет через год–другой? Смогут ли тысячи временных парковочных мест, отнятые у тротуаров и зон отдыха, снизить градус последствий всеобщей автомобилизации?

Комментарии


Председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник:

— Тот факт, что городские власти поняли всю насущность и серьезность проблемы, не может не радовать. Однако, на мой взгляд, такой путь не принесет особых результатов. Во–первых, тысячи мест, которые планируется создать, — это лишь проценты от общего числа автомобилей, существенно ситуацию это не улучшит. Во–вторых, сам ресурс дворовых площадок на сегодня практически исчерпан. Вскоре там не останется места для новых потенциальных парковок. Думаю, стоит присмотреться к европейской системе, когда двор изначально рассматривается как не предназначенная для машин территория. А хранить свои авто полагается за ее пределами, за соответствующую плату. И лишь введение подобного подхода у нас может стимулировать строительство многоуровневых наземных и подземных паркингов, которые являются эффективным инструментом решения проблем со стоянкой машин в городе.

Сотрудник энергетической программы Центра экологических решений Павел Горбунов:

— Обустройство таких недорогих площадок — не решение проблемы в городской черте. Чаще всего выкроить место под импровизированную стоянку удается лишь за счет зеленой зоны. Но чем большим количеством деревьев, газонов жертвуют жители ради создания дополнительных парковочных мест сегодня, тем выше вероятность того, что завтра здесь будут ставить свои автомобили соседи из соседних, более загруженных дворов. Остро стоит и экологический вопрос: парковки во дворах зачастую располагаются всего в нескольких метрах от дома. А ведь именно в момент прогрева двигателя на парковках концентрация вредных веществ максимальна.


Советская Белоруссия №68 (24451). Пятница, 11 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter