Кто выиграл от «заморозки» цен?

Маргелов: резкого скачка цен не будет

«Замораживание» цен, на которое Правительство пошло в конце прошлого года, положительно оценили только потребители. Ведь серьезного скачка инфляции не произошло, хотя экономисты предупреждали: после роста курса доллара ценники легко могли бы прибавить процентов 30-40. А вот представители бизнеса все это время, не переставая, жаловались на мораторий, то и дело предрекая потребительскому рынку оголение прилавков, а себе - разорение. Впрочем, сотрясать воздух не стоило – как показала жизнь, сокращения ассортимента так и не произошло.

Сопредседатель Союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Виктор Маргелов

Совмин со временем принял решение снять ограничения на рост цен и тарифов и Постановлением № 250 от 31 марта полностью отменил свои предыдущие меры. Требования к Минпрому, Минстройархитектуры, Минсельхозпроду, Минлесхозу, концернам Беллегпром, Беллесбумпром, Белгоспищепром, Белнефтехим  и другим госорганам не допускать роста отпускных цен на товары, теперь полностью аннулированы.

Но бизнес все равно не очень доволен. Говорят, мораторий надо было отменять раньше.

- Сдерживать цены нужно было до Нового года, когда был ажиотаж. А сразу после праздников – отпустить. В итоге предприниматели понесли значительные издержки. Да и не только мы оказались в такой ситуации. Многие отечественные производители тоже испытали определенный дискомфорт, -- убежден сопредседатель Союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Виктор Маргелов. По его мнению, однозначно говорить о том, что белорусы от фиксации ценников выиграли, нельзя. В конце концов, потребители мы лишь в то время, когда ходим в магазин. Немало граждан «играет» на стороне производителя – работают на предприятиях, которые из-за ограничений не смогли нормально торговать и потом выплачивать своему персоналу приличную зарплату.

- Теперь постановление № 1207 отменили. Цены будут расти – хотя бы из-за общей ситуации в экономике. Но, думаю, большой разницы с прежними люди все равно не увидят, -- предположил Виктор Маргелов. – Те из продавцов и импортеров, кто хотел поднять цены, нашел лазейки в законодательстве и давно уже так поступил.


Следует признать, полной «разморозки» цен все равно не случилось. Минторг по-прежнему контролирует ценник на алкоголь крепостью более 28 % и социально значимые товары. Их не так много, но их подорожание сильно ударило бы по наименее обеспеченной прослойке населения. В числе таких продуктов ржаной и ржано-пшеничный хлеб, свинина, говядина, курятина, куриные яйца, молоко без добавок, кефир, сметана, творог, различные виды детского питания. Этот перечень, заверил министр торговли Валентин Чеканов, останется неизменным. Кроме того, на три месяца в году ведомство может «придерживать» стоимость других продуктов -- подсолнечного и сливочного масла, сахара, пшеничной муки, гречки, риса, свежемороженой рыбы и некоторых других товаров.

Кстати, пока в Беларуси цены «размораживают», наши соседи, напротив, задумались об их жестком регулировании. В России, где некоторые продукты подорожали на несколько сотен процентов, всерьез размышляют, а не пойти ли им на такие меры. Пока единого решения, которое устроило бы все стороны, нет. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрешила лишь крупнейшим ритейлерам зафиксировать цены на два с лишним десятка социально значимых товаров сроком на два месяца. Между тем, депутаты российской Госдумы предлагают зафиксировать стоимость лекарств, услуг ЖКХ и автострахования.

m_druk@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter