Что будет с медведицей, оказавшейся на подворье в Чашникском районе

Лёха и медведь

Возле подворья Алексея Питкевича из Чашникского района впору было ставить табличку «Осторожно, злой медведь!». О том, что сосед собирается превратить свой участок в самый настоящий медвежий угол, в Липовичах слышали многие. Только не верили. Но Лёха сказал — Лёха сделал... А вскоре — после звонка сердобольных соседей на «горячую линию» — в деревню нагрянули природоохранители. По их стопам — повидаться с хозяином и его медведицей Машей — отправились и корреспонденты «СБ».




Словосочетание «медвежий угол» словари толкуют как «захолустье». Именно такое первое впечатление оставляет и подворье Питкевича. А вот и сам хозяин. Коротко представляется:


— Лёха!


Двор порос бурьяном. Бесхозяйственность или тонкий расчет? Ведь именно в зарослях травы от глаз людских 44–летний безработный и прятал клетку с медведицей.


— Этот звонок с самого начала казался каким–то розыгрышем, — вспоминает начальник Лепельской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира Александр Бородулин. — Но не проверить его мы не имели права. Приехали. Обошли подворье один раз, другой. Ничего не заметили. Уже собирались уезжать, как обнаружили небольшую тропинку, ведущую сквозь заросли...


Двор Питкевича — самый настоящий медвежий угол.



Медвежьи «хоромы» оказались теснее не бывает. По сути, Машу на десять суток заключили в тюрьму — клетку размером 2,5х1,5х1,5 м. Как раз на нарушение условий содержания животного в первую очередь и обратила внимание Чашникская инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды. Выписали штраф  1,5 млн. рублей.


— Нам же прежде всего предстояло понять: откуда зверь? Если его изъяли из дикой природы без соответствующего разрешения на отлов, то это браконьерство, уголовное дело. Тем более что медведи занесены в Красную книгу, — рассказывает о перипетиях запутанной истории Александр Бородулин.


Но нет. Маша попала сюда вполне легально. Переехала из охотхозяйства Докшицкого БООР в прицепе автомобиля. Приобретена за миллион рублей. Соответствующие товарно–транспортные накладные экологам предъявлены. Хотя бывалых охотников сумма смущает. Мол, только шкура обойдется раз в десять дороже. Что уж говорить про взрослого зверя! Директор докшицкой районной структуры БООР Александр Кизин приводит свои аргументы:


— Кормить и ухаживать за животными, живущими в нашем вольере, некому. Дохода они не приносят. Затраты тем временем немалые. Финансовое положение — тяжелое. По карману значительно ударило исчезновение из наших угодий самого популярного охотничьего вида — дикого кабана. На медведя установили цену — 130 тысяч. Информацию через местных охотников запустили по сарафанному радио. Однако даже за эти деньги он был никому не нужен. А тут мне позвонил Питкевич. Документы я у него спрашивать не обязан, я с Минприроды консультировался. Не за рубеж же его продаю... Проверять условия — тоже не моя задача. Поймите правильно, если бы я знал, что так выйдет, — не продал бы. Но Питкевич не из нашего района... Вот, скажем, сейчас владелец одной докшицкой агроусадьбы хочет купить рысь. Я его предупредил, что зверя необходимо зарегистрировать и построить ему просторный вольер. И знаю: он уже этим занимается.


Зачем же простому деревенскому мужику понадобился медведь? Питкевич заученно твердит: мол, хотел заниматься агротуризмом. А первых посетителей планировал пустить в свой живой уголок к весне. Как–то это не вяжется с увиденным и фактами его биографии. Вот, скажем, таким. Был индивидуальным предпринимателем и брал в аренду озеро. За два года не сделал ровным счетом ничего. Нынче — официально безработный, и, похоже, его это устраивает. Деньги на покупку одолжил. Неужели потянул бы агротуристическую деятельность? А вот версия правдоподобнее: этим термином Алексей решил прикрыть гораздо более знакомое для него занятие — притравливание собак на диких животных, что, к слову, в отношении животных из Красной книги категорически запрещено. По двору Питкевича бегают пять элитных лаек. Да и сам он откровенничает:


— Я раньше на звероферме работал в Сенненском районе. Там в свое время на медведя собак натаскивали...


— На его участке в специальном вольере раньше кабаны жили. И к Питкевичу постоянно приезжали охотники с собаками. Запустит он их к кабанам, лай по деревне стоит — оглохнуть можно. Мама его говорила, что сын зарабатывает больше, чем ее пенсия. А вообще, конечно, медведю в деревне не место. Кабаны, хотя и огорожены были, но по улице, бывало, разгуливали. А вдруг и медведь выберется? — опасаются деревенские.


Эта рысь скоро переедет  в одну из агроусадеб Докшицкого района.Медведицу Машу пока вернули по месту предыдущей «прописки» — в охотхозяйство. Хотя приютить косолапую были готовы в Витебском зоопарке, переговоры велись и с Березинским биосферным заповедником, где как раз недавно одна из местных медведиц умерла.


— Это огромная проблема! — обращает внимание начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Наталья Минченко. — К сожалению, в нашей стране нет заведений, куда могли бы передавать незаконно содержащихся животных. Зоопарки — не резиновые. Питомников на местном уровне не создается. Поэтому мы стараемся не изымать животных, а заставлять их владельцев создавать все необходимые условия. Ведь зверя уже не выпустить. Он просто не приспособится к жизни в дикой природе.


Кстати


По данным Минприроды, всего в этом году выдано 84 свидетельства владельцам медведей, рысей, волков, змей, страусов и других животных. Так, «узаконили» медведя и рысь в агроусадьбе в Сморгонском районе, косолапого в фермерском хозяйстве на Сенненщине, нескольких волков на Миорщине, Россонщине, Логойщине и даже в Минске.

Вопросы ребром

Как «прописать» косолапую?


Начальник Чашникской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Юрий Черноусов уже привез Питкевичу папку нормативных документов. Ему дан, как это положено по законодательству, месяц, чтобы уладить все бумажные формальности и получить необходимые согласования. Потянет ли? По крайней мере, желание не пропало. Начал варить клетку необходимых размеров. Что нужно сделать еще? Консультант управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Татьяна Молявка объясняет:


— Если животное занесено в Красную книгу или в международный охранный список СИТЕС, как, к примеру, волк, оно подлежит обязательной регистрации в нашем министерстве. Пишется заявление. Составляется акт в произвольной форме. Наш территориальный структурный орган проводит обследование условий содержания. Представители Академии наук или ветеринарные службы проверяют, действительно ли животное относится к тому или иному виду. Зверю необходимо обеспечить минимальные нормы содержания. Для медведя это клетка площадью не менее 25 «квадратов» и высотой минимум в три метра, с импровизированной берлогой.

Как кормить?


Питкевич кормил мишку комбикормом и кукурузой. А как надо?


— Рацион бурого медведя таков, — диктует младший научный сотрудник просветительского отдела Минского зоопарка Татьяна Ильясова–Кононова. — В сутки необходимо: полкило вареного мяса, килограмм рыбы, литр кефира — два раза в неделю, три килограмма ржаного хлеба. Овсянка, рис, гречка, другая крупа или кукуруза (вареная, в початках) — один килограмм. Два кило вареного картофеля, полкило свеклы, по килограмму моркови, сырой капусты и салата. Тыква или кабачки — 1,5 килограмма, а помидоры и огурцы — полкилограмма в сутки в сезон. Столько же любых фруктов. Арбузы или дыни — полтора кило. Если есть, полкило клюквы или брусники. Мед — 30 г в сутки. Витаминный комплекс — до 5 г, в зависимости от веса. Костная мука — 20 г. Летом обязательно трава — 3 килограмма. Веток столько же. Рыбий жир — 5 г. Зелень злаков — 500 г, смесь премикс — 5 г. При этом с 15 августа по 1 декабря рацион увеличивается на один килограмм овсянки, картофеля, ржаного хлеба. А также рыбы — дополнительно два раза в неделю по килограмму. Свежая вода — само собой.

Как содержать?


В зоопарке предупреждают: приручить медведя непросто: «Очень опасно! Начеку нужно быть едва ли не каждую секунду. Никакого контакта с животным быть не должно. У нас предусмотрена система шидеров. Животное перекрывается, только тогда можно зайти в вольер, чтобы положить пищу или убрать клетку. Приучать к человеку зверя — тоже плохо. Это влияет на его психику, физиологию, да и живут животные после этого меньше». Впрочем, Леха другого мнения: «Главное, не мелькать у нее перед глазами. Это ее злит. Если бы я боялся, в эту затею бы не ввязывался».


Прямая речь


Главный научный сотрудник лаборатории териологии НПЦ НАН по биоресурсам профессор Вадим Сидорович:

— Хищник хищнику рознь. Можно, допустим, держать волков, ведь собака в далеком прошлом — это волк и есть. Однако ими нужно каждый день заниматься, играть, доминировать. Хозяин, по сути, должен стать вожаком. Кроме того, одно дело — когда животное держат в городе, где много людей и где оно может вырваться. Другое — среди леса, как Дмитрий Шамович в Россонском районе. Можно содержать и рысь. Но тут свои нюансы. Выросшие самцы, набравшие вес и силу, быстро становятся агрессивными.


deu@sb.by

Фото  ВИТАЛИЯ  ГИЛЯ,

Советская Белоруссия №192 (24573). Среда, 8 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter