29 ноября состоится третий съезд ОО «Союз писателей Беларуси»

Литбел на рандеву

29 ноября состоится третий съезд ОО «Союз писателей Беларуси». Что это будет? Мы, писатели, нередко по–разному воспринимаем, казалось бы, хрестоматийные понятия: талант, критика, признание, слава... Поэтому съезд станет прежде всего подведением итогов за десять лет с основания нового союза по всем параметрам нелегкой писательской жизни и творчества. И мне хочется поделиться своим видением некоторых проблем.

Ирина Фоменкова.

Пять лет назад перед вторым съездом писателей Николай Иванович Чергинец в интервью «СБ. Беларусь сегодня» сказал: «Времена изменились. Ни в одной стране мира писатели уже не формируют общественное сознание. Эта роль ушла к журналистам, спортсменам, артистам эстрады... Писатели сами сдали свои позиции».

И вся писательская братия «пошла в народ». Тысячи выступлений, семинаров, научных конференций, подъем литературоведения, оживление критики. Мы стали пропагандистами, сподвижниками, артистами и альтруистами (все выступления бесплатны, подавляющее большинство поездок без командировочных). А мы, несмотря ни на что, гордимся, что все наши встречи с читателями имеют сегодня свой позитивный итог, а именно: достаточно заметный возврат писательских позиций. Но почему–то очень часто ловим на себе сочувственные взгляды... И знаменитое «Поэт — больше, чем поэт» еще не звучит, как в годы СССР.

Я хотела бы, чтобы на съезде был поднят вопрос о взаимодействии с издательствами, СМИ. Сегодня писатель стучится в двери издательств, а там очень шумно от рабочих перегрузок, и нас не всегда слышат. Мы хорошо понимаем, что выбрать из потока рукописей и угадать, будет это продано или нет — процесс архисложный. У издательств свои трудности. Так давайте искать выход вместе. И больше внимания областям! Больше внимания тем, чьи произведения за эти годы уже зарекомендовали себя как общественнозначимые и высокохудожественные. Надо четко отработать критерии присуждения различного уровня премий, званий с учетом новых условий.

Недавно перелистывала вырезки из «Огонька» 1992 года. В девятом номере Александр Терехов пишет: «Люди читающие бедны, а книги на прилавках дороги. Читающие привычно спешат к бесплатному библиотечному столу, а стол пуст, нету новых книжек. Издатели разругались с распространителями. Распространители наплевали на библиотеки. У библиотек в карманах гуляет ветер». Прочитала и поразилась. А что из этого радикально за двадцать с лишним лет изменилось? Библиотеки, как и писатели, или вместе с писателями, активизировали общественно–пропагандистскую работу, а белорусских книг, журналов в библиотеках — минимум в лучшем случае. Мы все понимаем, что это опасный синдром. Потому что пустую нишу заполняют откровенно безнравственные сайты и «книги–убийцы». Идет искажение литературного вкуса, литературных предпочтений. Об этом пишем сегодня много, а надо вырабатывать методы контратаки, с одной стороны, а писателям просто писать хорошие книги, с другой. Как говорил Хемингуэй, «...если писатель хочет что–то сказать, он должен не говорить, а писать!»

И тут сразу всплывет самый больной вопрос: «А какую книгу считать хорошей или плохой?» Приведу пример из собственной жизни. Послала повесть в один известный журнал. Полгода никакого ответа. Не выдерживаю, звоню. Слышу: «Это тривиально». Прошу снять материал с компьютера. Посылаю в другой журнал, не менее знаменитый. Через неделю звонок главного редактора, и слышу высокую оценку моего произведения и слова: «Будем печатать!» Так что все в мире относительно!

Думаю, что обо всем этом мы поговорим на съезде нашего писательского союза. Есть много и иных тем литпроцесса.

Ирина ФОМЕНКОВА, член СПБ.

Советская Белоруссия № 225 (25107). Среда, 23 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter