Доктор философских наук описал современную молодежь

Легко ли жить молодым

Доктор философских наук, профессор Михаил Вишневский описал современную молодежь
Доктор философских наук, профессор Михаил Вишневский уже хорошо знаком нашему читателю по циклу интервью, посвященных осмыслению важнейших проблем современности. Например, что такое информационное общество, культура, что такое нация и народ, куда движется Беларусь и чем ценен каждый человек на этом общем пути. И каждый раз в этих беседах возникал вопрос о том, что ответы на сложнейшие вопросы развития нашей страны во многом зависят от молодежи. А что такое современная молодежь? Этой теме посвящена очередная наша беседа с уважаемым профессором.





— Михаил Иванович! Есть много примеров разной молодежи — вспоминая историю, мы можем назвать поколение «Великой депрессии», поколение беби-бумеров 60-х годов, поколение перестройки... Каждому поколению присущи определенные характеристики своего времени. А как бы вы охарактеризовали современное поколение молодых? Какое время эти люди представляют?

— Молодость — это прежде всего возрастная категория. Можно восторгаться молодостью, завидовать ей, но можно и присоединиться к ироническому высказыванию, что молодость — это недостаток, который с годами проходит.

Особенность молодости состоит в недостатке жизненного опыта. В молодости, как и в детстве, многое происходит впервые, и не знаешь, как поступить и чем обернется твое решение. Взрослых людей даже в новых ситуациях выручают привычка, наличие похожих жизненных примеров и просто укорененность в культуру своего общества, следование общим правилам. У молодых людей этой привычки часто еще нет, общепринятые правила для них неочевидны или неубедительны. В этом и сила, и слабость молодости. Сила в способности творить новое, в настроенности на изменения. Слабость в увлекаемости, торопливости суждений и действий, неумении предвидеть последствия, понимать других людей, порой даже просто сопереживать им. Молодые люди обычно ощущают особенности своего возраста и часто не в восторге от них. Но с рассудительными людьми зрелого возраста, имеющими готовые суждения на все случаи жизни, им неинтересно. Их влечет скорее яркое и необычное, и это хорошо знают специалисты по рекламе и поднаторелые политтехнологи, умело использующие одурманенную молодежь в качестве пушечного мяса.

В выражении «современная молодежь» ключевое слово — современная. Какое время — такая и молодежь. А каково оно, наше время, это мы узнаем, когда оно пройдет. «Лицом к лицу лица не увидать...»

— Раньше были очень популярны философские и философско-политические кружки, в которых молодые люди искали ответы на важнейшие проблемы бытия именно через философию. Вспомним всплеск младогегельянцев, новокантианцев, и Маркс был одним из них, где философию использовали для практических задач общественной жизни. Представляет ли сегодня философия интерес для молодежи? Наблюдаете ли вы как философ и педагог желание молодежи решить прежде всего мировоззренческие проблемы?

— Профессор Василий Иванович Степанов, мой наставник, вспоминал, что философия была очень популярна после Великой Отечественной войны. Тяга к знаниям тогда, по его словам, была необыкновенно большой. И молоденькие офицеры, и боевые генералы с увлечением штудировали марксистско-ленинскую философию. Потом энтузиазм иссяк, хотя жизнь в целом нормализовалась. Притом марксистско-ленинская философия была хорошо приспособлена для популяризации, извлечения из нее практических выводов. Но течение жизни пошло мимо этих внешне убедительных формул. Лозунги перестали вызывать интерес и доверие.

Философия — это область теоретического мировоззренческого исследования. В ней есть работы и авторы, обсуждающие очень тонкие и непривычные для обыденного мышления вопросы, которые в полной мере поймут и оценят только специалисты. Есть в философии и гораздо более демократичный слой понятий, идей, проблем, затрагивающих буквально каждого человека. Философы стремятся определять используемые ими понятия, аргументировать мировоззренческие выводы и отстранять мистику, ссылки на непостижимое или неведомое. Они доверяют человеческому разуму, хотя и не преувеличивают его достижения. Эта разумность мировоззренческой позиции очень важна в наше время, когда великие достижения сопрягаются с тяжелыми потрясениями, тревогой и неуверенностью в завтрашнем дне. Философия не предлагает готовых решений возникающих проблем, но она помогает подготовиться к ответственному, рациональному обсуждению и решению.

Фото  Александра  РУЖЕЧКА
Для части молодежи философия, конечно, интересна. Но чаще всего молодых людей привлекает то, что на слуху, а это далеко не всегда самые глубокие и плодотворные мировоззренческие идеи. Нам очень важно учиться достигать общественного согласия, вести конструктивную дискуссию, полагаться больше на разум, чем на силу. Все это требует уравновешенности, уважения друг к другу. Слово «философия» буквально означает любовь или стремление к мудрости, а это все–таки не совсем молодежное качество. Нам, преподавателям, надо еще немало поработать над тем, чтобы помочь молодым людям извлекать из философии уроки житейской мудрости, отвечающие современной ситуации.

— Не кажется ли вам опасным симптомом обывательские разговоры, которые можно часто услышать в молодежной среде: «За 300 долларов я работать не пойду, лучше посижу дома...»? Как мотивировать молодых людей на труд сегодня, когда они хотят иметь все сразу?

— Если молодой человек точно знает, какой оплаты заслуживает его труд, то это, наверное, хорошо. Надо только убедиться на деле в том, что такая самооценка обоснованна. Если же работодатели с ней не согласны и «покупателя» не нашлось, придется доучиться или переучиться, а может быть, попробовать открыть собственный бизнес. Но рынок не дает гарантий успеха. А великовозрастные бездельники, которые сидят на шее у родителей и ждут манны с неба, заслуживают презрения, а может, и наказания или, скажем так, стимулирования мотивации к труду. Напомню, что стимул в переводе с латинского означает заостренную палку, которой подгоняли ленивое животное. Стимулировать можно и мерами государственного и общественного воздействия, и с помощью народных средств.

— Согласитесь ли вы с критикой капиталистического общества, особенно популярной в леваческой среде, о том, что современная система не дает возможности для развития и что система массового потребления обрекает человека на бесцельное существование. Левые критики сегодня фактически становятся на точку зрения бездельников, убеждая молодежь не тратить свою жизнь на капиталистическом конвейере общественного потребления. Но и альтернативы у них нет, нет более достойной идеи... Не оттого ли многие ищут забвения в наркотиках и алкоголе? Как решить эту проблему?

— Вместо того чтобы критиковать капиталистическое общество, лучше было бы поработать над самим собой. Никакое общество не снимет с нас ответственности за то, как каждый из нас строит свою жизнь. Вспомним пьяницу из известной книги Антуана де Сент-Экзюпери, который пьет, чтобы забыть... о том, что он пьяница. А еще я вспоминаю одну сорокалетнюю даму, которая упрекала свою мать в том, что она ее плохо воспитала. Некрасиво все это и непорядочно. Не хочешь тратить время на пустяки — не трать. Если тебя интересует духовный рост, а не зряшное потребительство — расти. Но вот опускаться до алкоголизма и наркотиков не следовало бы. Здесь нужно просто поднять за шиворот и помочь прийти в движение в правильном направлении.

— Согласны ли вы с тем, что накопившиеся проблемы в обществе надо начинать с образования? Сегодня многие говорят о том, что нам нужна не доступность образования, а его качество. И сама молодежь уже не удовлетворена получаемыми корочками, ей важно научиться делать что-то, что будет востребовано в современном мире. Что вы на это скажете?

— О проблемах образования не говорит только ленивый. На самом деле и здесь главная проблема — в людях. Учителя учат так, как умеют. Их руководители требуют от них того, что им самим понятно, и идет сверху от таких же, как они сами, чиновников. Их уровень, к сожалению, тоже часто невысок, и все начинания, приобретая всеобщий характер, несут на себе печать формализма с элементами бессмыслицы. Надо было бы уменьшить жесткость регулирования, но тогда качество образования может упасть еще ниже, хотя, я думаю, не во всем и не повсеместно. Школа тяжело больна показухой, и простого лекарства от этой болезни не существует. Серьезные сдвиги в работе образования неотделимы от роста общей культуры, в том числе и управленческой.

— В наши дни неудовлетворенность молодежи, эта бурлящая в жилах кровь часто находят выход энергии в деструктивных действиях. Как, на ваш взгляд, государство должно выполнять функцию управления, чтобы направить молодежную энергию на конструктив? Может ли оно это сделать так, чтобы не заформализовать процесс молодежной инициативы?

— Выработка высших ориентиров, системы ценностей — это прежде всего задача общественности и только во вторую очередь — государства. У нас исторически получилось так, что государство подменило гражданское общество, и надо прямо признать, с этой задачей оно не справилось. Не следует опять наступать на те же грабли и повторять ошибки предшествующего этапа общественного развития. Государство не может быть умнее и лучше, чем общество, — это всего лишь часть общества. Молодежь со всеми ее бурлениями и порывами осознает себя тоже полнокровной частью общества. Молодежная политика государства — это не подарок доброго дяди, а нормальный способ учесть своеобразие интересов и жизненной позиции молодежи и ввести процессы молодежной жизни в общее русло общественного строительства.

— Мы часто говорим об ответственности молодежи за будущее. А способна ли молодежь по своим душевным силам нести это бремя? Молодой человек, который только выходит в мир, не имеет никакого опыта, а мы возлагаем на него груз, который не каждый взрослый выдержит, а тем более когда взрослые наделали ошибок. Так вправе ли мы перекладывать всю ответственность за будущее на молодежь?

— Никакие разговоры о деле не заменят самого этого дела. Молодежь разная, и возможности каждого проверяются только делом. Огромный позитивный сдвиг в жизни нашего общества состоит в том, что по крайней мере молодое поколение понимает: свое благополучие они должны строить сами. На благотворительность рассчитывать не нужно. Что сделаешь, то и будешь иметь. Не получается одно — пробуй другое. А не получилось — не ищи виноватых на стороне. Умей отвечать сам за себя. И вместе с тем — за общество, в котором ты живешь. Можно, конечно, осуждать ранее сделанные кем-то ошибки, но действовать надо здесь и сейчас. Молодость позволяет свести рефлексию к необходимому минимуму, без которого уже нет разумного и ответственного действия, и направить силы на дело.

Проблем у нас немало. Экономика недостаточно эффективна. Используемые рычаги управления и стимулы развития часто не срабатывают. Нужно совершенствовать экономическую и социальную модель функционирования общества. Готовых безупречных решений нет. Многое приходится делать на ощупь, нужна крайняя осмотрительность. Чудодейственные рецепты часто сводятся к тому, чтобы сначала разрушить имеющуюся постройку как не соответствующую лучшим мировым образцам и на образовавшемся пустыре создать новый храм современного бизнеса, передовой демократии и т.д. Попытки слома старого и построения нового по чужим лекалам мы видим в соседней братской стране. Успехи не просматриваются, а крови пролито немало. Общий тяжелый осадок тоже чувствуется. Уверен, что у себя мы такого не допустим.

— Спасибо за беседу!

romanova@sb.by

Советская Белоруссия №222 (24603). Пятница, 21 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter