Вопросы приватизации жилья по-прежнему остаются в числе самых актуальных

Квадратные мэтры

Приватизация жилья в стране продолжается вот уже почти четверть века. Ровно столько действует закон, позволяющий оформить в собственность квадратные метры. Однако лишь в последние три года процесс обрел особое социальное звучание: приватизация перешла на рыночные рельсы, и жилье стало оцениваться соответственно. Ныне масштабная кампания, одинаково непростая для людей и для региональных властей, подходит к финишу. Обозначенная дата окончания приватизации жилья — 1 июля 2016 года. Вот только, несмотря на ее близость, проблемных вопросов на местах немало.

На приватизацию этих коттеджей по улице Суливанского агрогородка Терешковичи квартиросъемщикам потребовалось больше двух лет.

Жалобы на затянутые сроки принятия решений и непомерные суммы оценки стоимости жилья — основные болевые точки, которые изначально породили поток писем и звонков, когда приватизация стала платной по–рыночному. Тем не менее число обращений снижается. Научились рассчитывать, научились объяснять. И все же приватизация по–прежнему остается в «топе» устных и письменных обращений людей в самые разные инстанции. Например, за четыре месяца этого года в Комитет государственного контроля Гомельской области по такому поводу обратились более 30 человек. Каждый случай — вроде крепкого орешка, с которым на местах не сумели или не потрудились разобраться, вынудив людей ходить по кабинетам в поисках истины. 

Многочисленные документы, которые пришлось собирать владельцам коттеджей во время затяжной приватизации.

Главный специалист областного Комитета госконтроля Светлана Щербенко характеризует ситуацию:

— Количество жалоб действительно снизилось. В прошлом году, когда отмечался их пик, при взаимодействии госконтроля со службами облисполкома удалось отработать механизм консультирования граждан в районах, что заметно сняло остроту вопроса. Но не исключило их в принципе. Например, те обращения, с которыми довелось разбираться в этом году, касались в основном сельской местности, где собственниками жилья выступают аграрные предприятия. Вот здесь оказалось немало запутанных и, я бы сказала, запущенных ситуаций. В одних хозяйствах жилье не значится на балансе, в других — документы не оформлены должным образом. В итоге процедура приватизации порой затягивается не на месяцы — на годы...

Светлана Щербенко.

В эпицентр одного из таких сценариев попали жители агрогородка Терешковичи Гомельского района. Пять коттеджей по улице Суливанского, построенных Гомельской птицефабрикой в 90–х годах, достались каждому из квартиросъемщиков исключительно благодаря работе. Некоторые из них и сейчас трудятся на этом предприятии:

— По приватизации домов мы обратились на фабрику еще в 2013 году. Тогда нам было сказано: готовьте документы, собирайте деньги... Предприятие в среднем оценило каждый коттедж где–то в 200 миллионов рублей. Мы все сделали, передали в юридическую службу фабрики. И — началось ожидание. Нам говорили, что документы в работе, что скоро приватизация будет оформлена. Однако в начале 2016 года вдруг поставили перед фактом, что у жилья сменился собственник и нам теперь нужно обращаться в райисполком. Мы — туда. А в ответ: документы необходимо переоформлять заново и заново делать перерасчет суммы с учетом действующих коэффициентов. Получилось более 400 миллионов рублей! Но разве люди были виноваты в этой волоките?

Наталья Астафьева —  одна из владельцев проблемных коттеджей.

Справедливо возмущенные граждане отправились по инстанциям. В разбирательство включился областной Комитет госконтроля. После проведения независимой оценки и перерасчета рыночной стоимости приватизируемого жилья «ценник» опустился до 219 миллионов рублей. В Терешковичах вздохнули с облегчением. Верят, что самое сложное на пути к приватизации для них уже позади. Сейчас с нетерпением ждут, когда завершится процесс оформления бумаг и в этом хлопотном деле можно будет поставить последнюю точку.

В затянувшемся ожидании оказалась и жительница агрогородка Ровенская Слобода Речицкого района Екатерина Медведева. Заявление о приватизации дома подала в местное хозяйство КСУП «Дзержинский–агро» в июле прошлого года. Но — ни ответа, ни привета:


— С момента моего обращения в хозяйство прошло пять месяцев. В совершении административной процедуры мне не отказали, однако и не провели ее, как предусмотрено законом. В декабре я вновь обратилась в хозяйство с просьбой дать ответ на мое июльское заявление. И опять оно осталось без ответа.

Наладить обратную связь Екатерине Медведевой помог областной КГК. После этого ровно месяц понадобился собственнику, чтобы принять решение о даче согласия на приватизацию жилья и его оценку. Директора сельхозпредприятия оштрафовали за вольное отношение к закону, а впоследствии прекратили с ним трудовые отношения. К слову, в истории с Терешковичами Гомельского района к дисциплинарной ответственности привлекли юрисконсульта птицефабрики. Да и в других похожих случаях безнаказанными никого не оставили.


Но вот же не покидает вопрос: скольких мытарств стоила людям такая приватизация за их же деньги? И почему в отдельно взятых случаях она получилась именно такой? В областном Комитете госконтроля тоже ищут ответ на этот непраздный вопрос, чтобы оставшиеся месяцы жилищной приватизации прошли в спокойной и деловой обстановке:

— К сожалению, практика показывает, что большинство вопросов возникает у людей из–за того, что с ними по каким–то причинам не хотят или не могут работать на местах. Скажем, если гражданину доступно объяснить, откуда взята та или иная цифра в расчете, то львиная доля вопросов исчезает. Если же просто вручить справку с конечной суммой оценки стоимости и отправить, не дав вразумительных ответов, жалобы будут, и разбираться все равно придется. Только эти разбирательства уже будут с дисциплинарными и административными последствиями.

В то же время

Немало обращений связано с приватизацией жилых помещений в общежитиях, допустимой при определенных условиях. Одно из таких писем от бывших и действующих работников Гомельской областной туберкулезной клинической больницы сейчас рассматривается. Жильцы двух малосемейных общежитий просят разрешить приватизацию квартир, в которых прожили более десяти лет. Администрация учреждения пока отказывает.

dralukk73@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 98 (24980). Четверг, 26 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter