Прокуратура Гомельской области проверила садово-огородные товарищества на чистоту

Куда девать сор из избы

Дачный сезон на исходе. Еще месяц–другой — и пригородные кварталы, оживающие исключительно в теплое время года, начнут медленно, но уверенно пустеть. А вот что оставят после себя труженики и отдыхающие летних резиденций? 

Фото  прокуратуры области.

Ирина Хиженок
Старший помощник прокурора Гомельской области Ирина Хиженок вспоминает, например, красноречивую историю прошлой осени. Неподалеку от Гомеля у деревни Романовичи, едва трава пожухла, а деревья стали терять листву, обнажилась груда мусора разного калибра — от железок и соломы до изгнивших деревянных брусьев и битого стекла. Близость одного из садово–огородных товариществ непрозрачно намекала на природу происхождения стихийного полигона:

— Тогда собственникам загрязненного земельного участка — местному лесхозу и аграрному предприятию, на чьих угодьях образовалась свалка, — было предписано очистить площадку от мусора. А это приличные дополнительные расходы. К сожалению, ситуация не исключительная. Хотя за последние годы благодаря повышенному вниманию к этой проблеме в садоводческих товариществах области стало гораздо больше порядка в обращении с отходами, но, как показала наша последняя проверка, болевых точек еще предостаточно.

Игорь Артеменко
Одной из таких точек, например, оказался Лоевский район. Здесь всего один дачный кооператив — «Днепро–Сожский». И этому единственному справиться с мусорной темой никак не удается. От чего страдает и набережная Днепра. Заместитель прокурора района Игорь Артеменко, впрочем, отдает должное переменам к лучшему:

— Когда мы проверяли это садоводческое товарищество в прошлом году, скопления мусора были едва ли не на каждом углу. Теперь такого нет. Но по–прежнему нет и площадки для сбора отходов и контейнеров. Видимо, поэтому в оврагах неподалеку довелось насчитать не одну стихийную точку сброса отходов.

Почему не удается отдыхать и работать цивилизованно, в лоевском случае объяснение звучит так. В товариществе дачников немного. Одно время не было председателя — никто не хотел идти на хлопотный общественный пост. Поэтому закупку контейнеров в этом сезоне не организовали. Похожий расклад в Калинковичском районе. Хотя СОТ здесь несравнимо больше — 40. Из них 18 даже имеют договоры с местным коммунальным предприятием на вывоз отходов. Но вот какой нюанс приводит заместитель районного прокурора Вероника Котвицкая:
Вероника Котвицкая

— За 2015–й — начало сезона 2016–го только одно товарищество воспользовалось услугами ЖКХ, чтобы избавиться от мусора. То есть совершенно очевидно, что договоры остальных СОТ в большинстве своем были формальными. А когда начали разбираться, почему договоры не работают и отходы не вывозятся, выяснилось, что просто не с кем разговаривать.  Во многих 

товариществах нет председателей, которые бы все это организовали. К подобной общественной нагрузке сегодня мало кто стремится. Однако СОТ есть. Отходы тоже. Требования закона нужно выполнять.

Кстати, в Калинковичском районе прокуратура подметила еще одну важную деталь: много пустующей земли, некогда выделенной под дачи. Если годами не используется, нужна ли она вообще товариществам? Быть может, куда разумнее отдать угодья аграриям или лесникам? По следам проверки в Калинковичском райисполкоме сейчас готовят документы для передачи 25 гектаров вольной дачной земли лесному хозяйству.

Такая картина, однако, не характерна для пригорода Гомеля. Здесь масштабы интереса к дачной трудотерапии совсем другие. Только в Гомельском районе — 331 садоводческое товарищество. И на момент проверки лишь 21 не имело договоров с предприятием ЖКХ на вывоз мусора. Впрочем, как показывает практика, бумага, скрепленная печатью, еще не гарантия дела. О том и выводы районной прокуратуры, увидевшей разные свалки в дачных кварталах и по соседству с ними:

— Нарушения в обращении с отходами зафиксированы на территории 80 СОТ пригорода. Это в основном строительный хлам, порубочные остатки, бытовые отходы. Довелось видеть и контейнерные площадки, которые настолько были переполнены, что больше походили на свалки мусора, чем на места для его сбора.



Впрочем, наказать — не самоцель служб, следящих за выполнением закона. Куда важнее принципиально решить проблему. И здесь, убеждены в прокуратуре области, если товарищество не справляется с обязанностью, должны подключаться местные органы власти.

Кстати

В Гомельской области насчитывается 815 садоводческих товариществ, под которые отведено 7,2 тысячи гектаров. Из них более 100 вообще не занимаются вывозом отходов.

dralukk73@mail.ru

Советская Белоруссия № 156 (25038). Вторник, 16 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter