Кто виноват в проблемах фермеров и что делать?

Фермер ищет покупателя

АНДРЕЙ ДОРНЯК, фермер из Вороновского района, давно уже не помнит такого урожайного на второй хлеб года, как нынешний. И никогда еще у него не оставалось столько клубней на зиму, как теперь. 

— Собрал 200 тонн картофеля. Продавал и на районных сельскохозяйственных ярмарках, пытался сбыть товар в Минске, торгуя на временных площадках. Все равно в остатке 80 тонн клубней.


Фермеры Андрей ДОРНЯК и Александр СВЕТОГОР демонстрируют непроданный урожай.

Директор КФХ «АлинаСАМ» Александр Светогор из агрогородка Заямное Столбцовского района в такой же ситуации — имеет в излишке под 40 тонн картофеля. Хотя он, как и Андрей Константинович, тоже торговал где только можно. Похожая проблема и у Николая и Таисии Артемьевых из крестьянского хозяйства, что в деревне Зубаки из-под Витебска. Правда, излишки у них в этом сезоне сравнительно небольшие — меньше десяти тонн.

И ТЕПЕРЬ все трое ломают голову, куда сбыть клубни. А ведь летом казалось, что проблем с этим быть не должно: Белкоопсоюз провел совещания с фермерами каждой области, на которых настойчиво предлагал заключать договоры на закупку выращенной продукции. Воспользовались ли этой возможностью производители? Говоря откровенно, не совсем. Например, в закладывании стабилизационных фондов того же Вороновского филиала Гродненского облпотребобщества в нынешнем заготовительном периоде впервые за все время не участвовал ни один фермер. 

Заместитель директора филиала Генуэса Гнедько радуется:

— Необходимые району до следующего лета 60 тонн картофеля полностью сформировало местное население еще в октябре. Закупали у них по 1500 рублей за килограмм клубней. 

А что Андрей Дорняк? Оказывается, не приходил: узнав закупочную цену, посчитал ее невыгодной. И, как показывает время, прогадал, потому рискует вообще остаться в убытках.

— Спроса на картофель сейчас почти нет, — делится товаровед одного из вороновских продуктовых магазинов Наталья Сушинская. — Берут его не каждый день и всего по нескольку килограммов. Продаем недорого, по 2100 рублей за килограмм. 

К слову, Андрей Дорняк после того как в середине прошлого месяца закончилось разрешение на право уличной торговли в Минске, обратился в один из столичных продмагов с предложением оптом сдать хотя бы несколько тонн картофеля для текущей реализации. Принять товар согласились, но заплатить за него отказались. Сослались на то, что нет денег, и попросили подождать десять месяцев.

— Я развернулся и ушел: на мне кредиты, налоги, топливо для техники, — сетует фермер. 

Есть также оптовые организации. Заместитель генерального директора по торговле УП «Партизанское» Татьяна Кузовлева уточнила, как у них идет закупка:

— Договоры на поставку продукции для стабфондов, которые формируются до 15 ноября, заключаются предварительно с конца зимы как с фермерами, так и с СПК. С КФХ у нас их заключено 56. Для нас важно, чтобы товар был качественный. Закупочные цены для тех и других договорные. 

Картофель можно реализовывать сейчас и на крупных крытых рынках, аналогичных Чижовскому или Комаровскому в столице. Но…


— Во-первых, на крытых рынках продается продукция небольшими партиями, а мне выгоднее иметь дело с тоннами, — указывает на недостатки Александр Светогор. — Во-вторых, я пробовал работать на Раковском рынке в Минске, так мне дали место, где мало покупателей. К тому же я должен был платить за него ежемесячно примерно по три миллиона рублей. Если не беру абонемент на месяц, то мое торговое место могут занять уже на следующий день.

Торговать с машины, по словам Александра Михайловича, выгоднее:

— Человек может сразу же загрузить мешки и увезти. Притом цены мы устанавливаем в таком случае сами, а на рынке приходится подстраиваться под соседа по прилавку. 

САМОЕ интересное, что у многих фермеров есть собственные овощехранилища. У того же Андрея Дорняка — аж на 500 тонн с системой климат-контроля. Казалось бы, сиди и жди, пока цена по весне не поползет вверх и покупатели в очередь не встанут. Но фермер понимает, чего ему может стоить это ожидание.

— Где гарантия, что тот покупатель появится? — задается он вопросом. — Мне уже сейчас нужно готовиться к новому сезону: закупать топливо, семена, ремонтировать технику. Деньги откуда брать?

Как вариант, можно искать сбыт в России. Но у соседей такой же неплохой на урожай картофеля год, поэтому экспортировать туда клубни невыгодно — цена слишком низкая. 

— В этом году торговля с Россией значительно хуже, — рассказывает бухгалтер КФХ «Диана» из Шкловского района Светлана Малиновская. — В ноябре 2014-го было отправлено 818 тонн картофеля, а в этом — 505. И это учитывая, что тогда мы накопали 12 тысяч тонн клубней, а в этом 20 тысяч тонн. В чем причина? Я думаю, что у них у самих картофеля хватает. Правда, говорят, что по качеству он хуже белорусского. Во-вторых, нестабильный курс российского рубля и невысокая закупочная цена — менее двух тысяч белорусских рублей за килограмм. К тому же ужесточены требования к оформлению товара. Соседи требуют, чтобы каждая сетка была промаркирована. 

Россельхознадзор периодически присылает в соответствующие белорусские инстанции списки российских хозяйственных субъектов, которым запрещено выдавать фитосанитарные сертификаты. Сегодня таких «санкционных» хозяйств 156. Из-за этого значительно притормаживается реализация продукции.

К примеру, Вороновский район сократил поставки картофеля в Россию в несколько раз. 

— Если в прошлом году отгрузили 350 тонн клубней, то сейчас пока отправлено всего лишь 40 тонн, — привела цифры Генуэса Гнедько.

Кто виноват в проблемах фермеров и что делать? Во-первых, с окончанием сельхозгода сезон продаж не завершен. Он продолжится, по сути, до нового урожая, если картофель правильно хранить. А во-вторых, не стоит им косить под дилетантов и предъявлять претензии ко всем, кроме себя. Прогноз продаж и потребностей на год – прямая обязанность производителя. Важно не прогадать с ассортиментом продукции в следующем году, хотя риски есть всегда. 

matelenok_2011@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter