Наниматели начинают вводить бонусы для некурящих

Кошелек или дым?

В нашей стране курят почти 30% жителей «от 16 и старше». И вряд ли среди них найдется хоть один, кто искренне заблуждался бы насчет безвредности этой привычки. Плакаты с просмоленными легкими и другая устрашающая социальная реклама успешно справляются с просветительской функцией, но слишком слабый мотиватор, чтобы действительно расстаться с табаком. А ведь, по соцопросам, распрощаться с сигаретой хотели бы более половины курильщиков. И это как раз та благодатная аудитория, для которой стоит искать реально работающие стимулы. Например, материальные. Их уже вводят у нас некоторые наниматели.

Пункты, поддерживающие здоровый образ жизни работников, все чаще появляются в коллективных договорах, говорят в Минском городском объединении профсоюзов. В торговле ряд предприятий предлагает добавочные дни к отпуску за приверженность ЗОЖ, а в здравоохранении идут по пути доплат тем, кто обошелся без больничных. Например, в 10–й минской клинической больнице за каждые полгода, которые сотрудник отработал без листков нетрудоспособности, бонусом идут 2 базовые величины, а за целый год сверху полагается еще одна. Но вот на конкретные выплаты за отказ от курения пошли пока единицы — информационное агентство, частная фирма, завод...

Бесспорным лидером тут можно считать Минское производственное кожевенное объединение, причем вклад его генерального директора Николая Ермакова в это дело трудно переоценить. Ведь премии некурящим работникам он сделал реальностью, еще возглавляя Гомельский мотороремонтный завод. А когда его назначили на ответственный пост на минском кожзаводе, расположенном в Гатово, перенес эту практику на новое место. Говорит, за здоровый образ жизни ратовал всегда и везде, в том числе на личном примере:


— Стимулирующие выплаты не только тем, кто бросил курить, но и всем, кто в принципе не брался за сигарету, производятся у нас уже два года. Конечно, такая практика зависит от экономики предприятия. Когда более трех лет назад я пришел сюда, оно было убыточно. А сейчас эти выплаты идут из прибыли завода раз в квартал. Поэтому чем эффективнее работает предприятие и больше доходы, тем лучше будет результат. В этому году у нас размер премии для всех, кто живет без табака, — 100 деноминированых рублей. Механизм подобной мотивации мы заложили в коллективном договоре два года назад. В итоге по сравнению с 2013–м число некурящих увеличилось на 9,6%. Последнюю выплату получили 363 человека из 540 работающих.

Система устроена так. За один квартал ты должен бросить курить (многие на этом этапе срываются). А следующие три месяца — испытательный срок, ты вступаешь в ряды претендентов на включение в списки некурящих. Они вывешиваются на всеобщее обозрение, и это тоже помогает осуществлять контроль. Ведь славянскому менталитету, что уж скрывать, не чужд поиск обходных путей...



По мнению Николая Ермакова, перекуры — это не только вред здоровью. Систематизировать их сложно, а они за собой тянут нерациональное использование рабочего времени, вопросы охраны труда и противопожарной безопасности. Вредная привычка вмешивается в целую цепочку важных для производственного процесса моментов.

— Главное сегодня — это все–таки эффективно выстроить работу, чтобы предприятие имело прибыль, — делится рецептом Николай Иванович. — Потому что из ничего выплаты не появятся. Если предприятие в убытках, то положения колдоговора обеспечить будет невозможно. У нас каждый работник понимает, что он вносит вклад в эффективную работу, а она потом трансформируется в бонусы для некурящих. Кроме того, для тех, кто не ходит на больничный, у нас предусмотрен повышающий коэффициент к премии, которая выплачивается по итогам года.

Руководитель уверен, что здоровый образ жизни — это культура человека, которая потом отражается и на культуре производства, и, следовательно, на качестве выпускаемого продукта.

Пожалуй, именно на такие меры, дающие конкретный результат уже сейчас, и стоит делать упор. А вот на кого рассчитано распространившееся на телевидении ханжеское замазывание сигарет в кадре (особенно если речь идет о криминальных сериалах, которые показывают в позднее, не детское время) — большой вопрос. Видеоряд, где герои достают из пачки нечто размытое, затягиваются чем–то размытым и выпускают из него дым, ничего, кроме недоумения, не вызывает. Конечно, если бы кино осталось последним оплотом вредной привычки, а в жизни увидеть сигарету было бы негде — наверное, это имело бы смысл. Но пока телеэкран — лишь отражение происходящего, логичнее сконцентрировать усилия в реальном направлении.

Цель

Уменьшить распространенность потребления табака среди лиц в возрасте от 16 лет до 24,5% — такая перспектива заложена в Госпрограмме «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 — 2020 годы.

Справка «СБ»

Осложнять жизнь курильщика всеми способами и бить его рублем — распространенная зарубежная практика. Доходит до отказов в приеме на работу и штрафов за перекуры. Да и медстраховка значительно дороже для любителей табака, а это существенный момент в условиях страховой медицины. Исследователями из университета Огайо было подсчитано, что в США работодатель вынужден тратить на сотрудника с вредной привычкой почти на 6 тысяч долларов в год больше. Сумма складывается из потерь рабочего времени на перекуры, которые в среднем занимают около получаса в день, повышенной стоимости медобслуживания и в целом меньшей отдачи. Тем не менее даже в этой стране, где работнику подчас надо сесть в машину и выехать за пределы предприятия, чтобы затянуться сигаретой, почти 18% населения с ней не расстаются. И это при том, что цены на табак постоянно растут. Так действительно ли эффективен путь жесткого прессинга и ударов по кошельку? В Норвегии пачка сигарет обойдется дороже, чем где–либо в мире, запрещено курить в общественных местах, барах и ресторанах, изгнана любая реклама табачных изделий — и 31% населения курит. В Греции, где ощутимо повысили налог на сигареты, 40% курильщиков.

Кстати

Мотивы, которые подталкивают белорусов бросить курить, были выявлены в результате соцопроса, проведенного в 2015 году. Среди них — осознание того, что курение вредит здоровью, надоевшая зависимость от сигарет, желание сэкономить семейный бюджет и быть примером для своих детей.

Компетентно

Оксана Лаврищева, врач–эпидемиолог Центра гигиены и эпидемиологии Управления делами Президента:

— В нашей стране от заболеваний, связанных с этой вредной привычкой, ежегодно погибает около 15,5 тысячи человек. В среднем курящие белорусы живут на 18 лет меньше. Есть ошибочное мнение, будто курение более безвредно, чем употребление алкоголя. Однако так же, как человек привыкает к алкоголю, он привыкает и к табаку. При вдыхании дыма он испытывает удовольствие. А ведь в нем содержится более 4 тысяч химических веществ, 43 из которых — канцерогены. Уже через 7 секунд после затяжки в организме начинается химический процесс, влияющий практически на все органы. В итоге возникают эмфизема и бронхит, хронический гастрит и язвенная болезнь, значительно чаще развиваются катаракта и остеопороз (до 40% случаев), онкологические заболевания (найдена прямая зависимость между табаком и возникновением рака матки, почек, легких, гортани). Особенно опасен табачный дым для находящихся в накуренном помещении: степень пассивного курения может достигнуть эквивалента в 14 сигарет в день. И совсем преступно курение беременной женщины. Зарождающийся организм работает как аккумулятор ядов табака, которые ему поставляет курящая мать. В тканях плода концентрация окиси углерода выше, чем у самой женщины, поэтому ребенок еще до рождения обречен на различные болезни.

vasilishina@sb.by

Советская Белоруссия № 221 (25103). Четверг, 17 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter