Кондитерская отрасль не выполняет прогнозные показатели

Кондитеры отступают по всему полю

Сладости любят все, от детей до пенсионеров. Печенье, шоколад, конфеты всегда есть в каждом доме. Несколько лет назад на белорусской национальной выставке в Латвии самая большая очередь выстроилась именно к стендам с нашими конфетами: рижане покупали их килограммами. У нас внутренний спрос на кондитерскую продукцию стабильно растет, и это подтверждает статистика: в 2014 году ее реализовано почти на четверть больше, чем в 2010–м. Причем не в стоимостном, а в натуральном выражении, в тысячах тонн. Предпочитаем белорусское! Эти сравнительные цифры приводит Комитет госконтроля по итогам проверки работы кондитерской отрасли. Но только они, пожалуй, и внушают оптимизм. Остальные печалят. 

2-промышленность-коммунарка-конфеты1-061206.jpg

Кондитерские изделия в стране производят организации «Белгоспищепрома», предприятия Минсельхозпрода, кондитерские цехи Белкоопсоюза и частные. Для сравнения госконтроль неспроста берет именно 2010 год. Отрасль в целом развивается в соответствии с программой, которая была принята на 2011 — 2015 годы. В ходе ее реализации принимались системные меры, которые совместно вырабатывали Минторг, Минздрав, Белкоопсоюз, Госстандарт и утверждало Правительство. Их цель — расширение ассортимента, наращивание мощностей, производства и экспорта.

В феврале 2014 года того же требовал Президент, поручив увеличить эффективность загрузки производственных мощностей, активизировать поставки на внешние рынки, снизив при этом импорт. Это требование само по себе показывало неудовлетворенность ходом реализации программы. Минувший год показал, что позитивного перелома не произошло.

Экспортные поставки к уровню 2010 года увеличились всего на 2,3 процента, то есть росли в среднем на полпроцента в год. Кондитеры скатились в аутсайдеры. Это касается практически всех основных производителей: ОАО «Красный пищевик» — 88,5 процента от задания, ОАО «Конфа» — 64,9, СП «Ивкон» — 45,3. Отрасль в целом показала падение экспорта как в натуральном выражении (на 15,5 процента), так и в стоимостном (на 22,5).

Бывший флагман отрасли, СОАО «Коммунарка», показателями совсем не  радует. Экспорт — 84,7 процента к уровню 2013 года, загрузка производственных мощностей — 73,1. Цифры говорят о весьма тревожной тенденции.

Слабым утешением для кондитерской отрасли служит некоторое расширение географии экспортных поставок: с 28 стран в 2010 году до 32 в 2014–м. Первые партии были отгружены на новые рынки: в Бельгию, Китай, Индию, Италию, Норвегию, Панаму, Сингапур, Вьетнам... Это обнадеживает, но погоды пока не делает. Тем более, что некоторые рынки были потеряны. При этом ввоз кондитерских изделий в страну за год увеличился в натуральном выражении на 13,3.

Госконтроль констатирует, что основная цель программы — увеличение производства кондитерских изделий и экспорта, сокращение импорта — не достигнута. Лишь отчасти это можно объяснить конъюнктурой, девальвацией российского рубля и казахстанского тенге, нестабильностью в Украине. Серьезным фактором можно считать разницу в цене между белорусскими и импортными изделиями, которая в некоторых случаях (вафли, карамель...) достигает 30 процентов. В целом импортные мучные кондитерские изделия за прошлый год подешевели на 12 процентов. Можно допустить демпинг со стороны иностранных поставщиков или использование производителями более дешевых ингредиентов. Это не оправдание.

Оценивая состояние дел в отрасли, начальник отдела контроля за работой предприятий, перерабатывающих сельхозпродукцию, КГК Денис Головарев обращает внимание на пассивность наших производственников в продвижении своей продукции, которая на российском рынке реализуется главным образом через одного дилера, Белорусскую сахарную компанию. К этому не могу не добавить и личное наблюдение. Во время рейда госконтроля в Слуцкий и Любанский районы мы видели в деревенских магазинах россыпи печенья, происхождение которого указывали логотипы на коробках: Смоленск, Калининград, Ростов–на–Дону... Ничего не имею против. Но кто–то же привез эти сладости за тысячи километров! Так ли агрессивен маркетинг наших кондитеров? 2015–й — итоговый для них год: нужно делать выводы.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 58 (24688). Пятница, 27 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter