Среди жильцов кварталов между минскими улицами Коммунистической, Богдановича, Киселева и Куйбышева пошел слух, что их район собираются сносить.

Кому не спится в тихом центре?

Среди жильцов кварталов между минскими улицами Коммунистической, Богдановича, Киселева и Куйбышева пошел слух, что их район собираются сносить...
Среди жильцов кварталов между минскими улицами Коммунистической, Богдановича, Киселева и Куйбышева пошел слух, что их район собираются сносить. Поднялась волна возмущения в социальных сетях. Но стальная баба, разбивающая стены, еще не приближалась ни к одному из зданий. Оправданны ли тревожные настроения?


Угол улиц Богдановича и Коммунистической (бывшие Горького и МОПРа). 
1949 год и сегодня.


Для начала обратимся к истории района. Его строили сразу после войны. По свидетельству проживающей с 1947 года в доме № 32 на улице Коммунистической Галины Коваленко, сооружали здания немецкие военнопленные. Виталий Кириченко, исследователь прошлого Минска, уточняет, что правильнее говорить о пленных разных национальностей — в том числе венграх, итальянцах, румынах: «Строительство шло на протяжении 1945 — 1949 годов. Руководили работами наши прорабы. Авторы проекта — архитекторы Михаил Осмоловский, М.Ручко при консультации И.Соболева».
Осмоловский, уроженец села Осмоловичи Климовичского района, с 1945 по 1951 год возглавлял управление по делам архитектуры при Совете Министров БССР, в 1944 — 1947 годах планировал застройку Советского района и Сталинского проспекта (ныне — Независимости). Михаил Степанович был депутатом Верховного Совета БССР в 1947 — 1955 годах. Он влиятельная и знаковая личность своего времени, один из создателей облика центральной части Минска. Сейчас в интернете принято спроектированный им с коллегами район называть «Осмоловкой». Но еще одна жительница дома на Коммунистической, 32 Елена Исаченко не припомнит, чтобы такое именование когда–либо существовало:

— Обычно говорили «военный городок». Это квадрат до улицы Чичерина, а дальше — до Куйбышева — стоят дома для гражданских служащих. Они построены чуть позже «военных». Например, наш дом существует с 1946 — 1947 годов, я принадлежу к третьему поколению его жителей. Хотя на табличке, установленной коммунальниками, указана дата 1948, что неверно.

Ошибок и недосказанностей в истории этого района Минска немало. Так, о нем нет сведений в энциклопедиях. Не учтен он в Госсписке историко–культурных ценностей. Наталья Хвир, начальник отдела управления по охране историко–культурного наследия Министерства культуры, пояснила:

— Если этих домов нет в списке, то теоретически их могут снести. Закон об охране историко–культурного наследия распространяется лишь на объекты, числящиеся в госсписке. Но если в Министерство культуры поступит предложение о внесении квартала в госсписок, то на время рассмотрения этого вопроса на него будет распространяться действие закона.

Кириченко считает этот микрорайон уникальным, потому что он построен одним из первых в послевоенном Минске, в едином стиле и дает возможность представить жизнь города конца 1940–х годов.


Жилые дома на улице Коммунистической 
в 1952 году и современный вид.


У местных жителей есть четкая позиция относительно будущего того места, где они живут. Андрей Эзерин беспокоится в первую очередь о сохранности исконного облика всего квартала:

— Я живу здесь с 1996–го. За это время никакого благоустройства не проводилось. Рядом с моим домом уже два года лежит поваленная колонна от ограды. Поднять своими силами ее невозможно. Это двухметровая глыба. Нужна спецтехника. Малые формы архитектуры без досмотра стареют и разваливаются. В результате постепенно теряется уникальность квартала.

Хотя износ зданий в целом невелик. Некоторые жители специально проводили экспертизу: фундаменты сохранили запас прочности еще на 100 лет, а деревянные лестницы изношены только на 30 процентов. Хотя прошло почти 70 лет.

Но есть груз проблем, которые требуют незамедлительного решения. Один из домов — на Коммунистической, 24 — несколько лет назад отселен, пустует. Есть проект сноса и постройки нового корпуса. Это, по мнению Кириченко, нарушит ансамбль.

Елена Исаченко припоминает, что в их квартале капитальный ремонт последний раз проводили в 1968 — 1971 годах:

— Теперь же, если мы жалуемся, что течет крыша, то слышим от коммунальников отговорки: «Да вас скоро снесут!», «Вы видели план 2015 года? Вас там нет!» В общем, складывается ощущение, что нам вынесли приговор. И это вызывает тревогу.

Я обратился за комментарием в Мингорисполком. В комитете архитектуры и градостроительства подтвердили, что есть заказ на разработку детального плана застройки территории в границах улиц Старовиленская, Киселева, Куйбышева, Коммунистическая. Реализацией плана занимается КУП «Минскградо». Пока проектировщики собирают информацию. Этот процесс продлится до конца года. Только тогда может быть принято окончательное решение. Но каким оно будет, до выяснения всех деталей никто говорить не готов.

Елена Исаченко предлагает позаботиться о мемориализации квартала: «Здесь жили освободители города 1944 года, руководители Белоруссии, Герои Советского Союза».

Кроме того, это место облюбовали киношники. Например, здесь снимали фильм по роману Тамары Лисицкой «Тихий центр». Писательница подтверждает, что точку выбрали не случайно:

— Именно сюда я приходила во время учебы в художественной школе, писала этюды, назначала свидания. Район колоритный, волнующий, экзотичный.

Будем надеяться, местные жители и городские власти найдут общий язык.

Советская Белоруссия №139 (24522). Пятница 25 июля 2014 года
vk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter