Как искоренить синдром "доктора Зелендинова"?

Хроники пикирующего пациента

Спор на страницах «СБ» о подоплеке резонансного случая в Белгороде, где от руки врача Зелендинова погиб пациент Вахтин («Убойный прием», номер за 16 января), получил неожиданное продолжение. 10 хирургов одной из гомельских клиник прислали в редакцию коллективное письмо, утверждая: «Каждый из нас был в ситуации, когда агрессивное поведение пациентов, как и их родственников, вызывало чувство ярости. Скрепя сердце удавалось сдерживать свои эмоции, но всему есть предел. Как же ведете себя вы, настоящие и потенциальные пациенты поликлиник и больниц?!» Мы решили продолжить тему, опираясь на белорусские реалии и мнение наших медиков. И они, представьте, чуть не в один голос заявили: уже почти сил не осталось выносить «воинствующих хамов» — пьяных, психически неуравновешенных и просто бескультурных пациентов, которые смотрят на людей в белых халатах как на обслугу!



За плечами одного из авторов коллективного письма, челюстно–лицевого хирурга и председателя ассоциации врачей медучреждения Дмитрия Дмитриевича, уже 38 лет рабочего стажа. Говорит, буквально каждого коллегу десятки раз пациенты провоцировали так, что был повод сорваться, но, к счастью, удавалось сдержаться. Скажем, однажды заведующий отделением, глубоко интеллигентный и добрейшей души человек, сделал замечание пациенту, который курил прямо в больнице. В ответ без промедления — удар ножом в живот! Был поврежден кишечник, врача сразу же прооперировали, все обошлось. Но история эта не имела никакого продолжения: доктор был из тех святых людей, которые убеждены, что белый халат должен все сносить... Сам же Дмитрий Дмитриевич считает, что на такое можно закрыть глаза, только если речь о психически нездоровом пациенте. А остальные должны отвечать по закону! В том числе и за «удар словом». Ведь был случай: доктору надо было срочно подняться на лифте для персонала на верхний этаж к больному, но кабина была битком набита пациентами. На вежливую просьбу освободить ему место доктор чего только не услышал — мат, оскорбления, вплоть до грязных антисемитских. Он был просто раздавлен морально. Вернулся в отделение белый как мел. Не смог работать. Коллеги его некоторое время заменяли...

Сергей ДЫЛЕВСКИЙ.
Фото  Виталия  ПИВОВАРЧИКА
.
На бесконечное хамство пациентов сетует и Сергей Дылевский, заведующий приемным отделением Минской клинической больницы скорой медицинской помощи: «Градус негатива иной раз просто зашкаливает!» Красноречивый пример: год назад пациент с травмой головы после оказанной помощи избил двух молоденьких санитарок, сопровождавших его из операционной. Обеих госпитализировали с черепно–мозговыми травмами и множественными ушибами. И это как раз тот редкий случай, когда дело было доведено до суда. А девчата, несмотря ни на что, до сих пор работают в клинике... В этом отделении ко всякого рода выходкам привыкли настолько, что на оскорбления и грубость, говорит Сергей Николаевич, уже просто не обращают внимания:

— В итоге, с одной стороны, из–за своей врачебной терпимости, а с другой — поставив во главу угла стереотип, что, дескать, «пациент — априори человек нездоровый и поэтому сам за себя не отвечает», мы имеем то, что имеем. В ответ на наши заявления в милицию чаще всего приходят ответы в стиле «сам дурак».

Больше всего достается, рассказывает заведующий токсикологическим отделением БСМП Андрей Богдан, санитарам:

Андрей
БОГДАН.
Фото  Александра  РУЖЕЧКА

— Им пациенты то зубы выбьют, то еще как–нибудь приложат. Впрочем, примерно 70% из поступающих к нам находятся в таком состоянии, когда об адекватном поведении говорить не приходится. Наркоманы, алкоголики, несостоявшиеся самоубийцы... И даже если речь о чистой воды хулиганстве, то чего ждать врачу, если ему, допустим, откусили палец? Скорее всего, доктору скажут: уважаемый, это ваши проблемы, считаете нужным — пишите заявление в милицию. А вот если вдруг доктор, отпахавший на суточном дежурстве, вдруг позволит себе назвать нехорошим словом пациента, который в шестнадцатый раз требует отпустить его среди ночи домой, будучи в неподходящем для этого состоянии, то врачу не сносить головы! Даже когда дело доходит до суда, к аргументам защиты, увы, зачастую прислушиваются внимательнее, чем к доводам обвинения. Дескать, у пациента было особое психологическое состояние, повлияла среда, он так бурно отреагировал на недобросовестное обслуживание и так далее. Дебоширы либо добиваются оправдания, либо отделываются штрафами. А если бы это произошло вне больничных стен, на улице или в ресторане, то получили бы сполна. Выходит, жизнь и здоровье медика ценятся дешевле, чем других?

В коридоре приемного отделения 3–й минской детской клинической больницы, оказывается, тоже совсем неспроста висит напоминание посетителям, что такое оскорбление, с просьбой сдерживать свои негативные эмоции. «Чего я только не слышал!» — признается заведующий отделением врач–педиатр высшей категории Дмитрий Чеснов:

Дмитрий
ЧЕСНОВ.
Фото  Александра  КУЛЕВСКОГО


— С одной стороны, мне понятно состояние родственников ребенка, доставленного в больницу в тяжелом состоянии, — их отчаяние и тревога. Но разве это дает право срываться на человеке, который с первых же секунд начинает бороться за твоего малыша? Меня ведь даже обвиняли, что именно я виноват в случившемся! То есть это не мама с папой, например, поставили на нижнюю полку в бутылке из–под лимонада какую–нибудь кислоту, а вся система здравоохранения в моем лице! Да, больно... Но отключаешь все чувства и делаешь то, что обязан: спасаешь жизнь. Всего несколько раз нашкодившие родственники спасенных ребятишек потом приходили и просили прощения, благодарили и чувствовали неловкость.

Рассказанными нашими медиками нелицеприятными и просто жуткими историями, поверьте, можно было заполнить все страницы газеты. Но что показательно: большинство не хочет, чтобы упоминали их фамилии. И не потому, что стыдно такие унизительные для своего достоинства факты обнародовать. Нет веры в то, что можно хоть что–то изменить в этом уродливом явлении. Родилось оно, считают медработники, в эпоху массового потребления и нынче расцвело пышным цветом. «Пациент всегда прав!» — топают иные из нас ножкой, как будто покупают пылесос или заказывают блюдо в кафе. И администрация лечебных учреждений, увы, пациенту в этом невольно подыгрывает. Опасаясь, видимо, что своими бесконечными жалобами он потом взбаламутит всю медицинскую вертикаль. Доходит до абсурда: пьяный юноша сломал в отделении дверь, но не понес никакой ответственности, хотя руководство клиники об инциденте уведомили письменно. Легче не заметить. Проглотить. Еще раз прогнуться. Снова унизиться. Вот на такой тупиковый путь потакание «воинствующим хамам» толкает самую благородную профессию. А какая здесь может быть альтернатива? Давать поступающим пациентам на подпись нехитрую бумагу, где бы их предупреждали об ответственности за нарушение уголовного и административного законодательств? А если человек в белой горячке или наркотической коме? Страховать медиков от профессиональных рисков? Прекрасная идея. Однако в минской БСМП такое практиковали всего года три...


Ясно одно: надо действовать и действовать срочно. Пациент должен относиться к медику со всем почтением. А врач лечить с улыбкой, не загоняя в глубь себя «синдром доктора Зелендинова».


Комментарий

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению,
Фото  Александра  РУЖЕЧКА

физической культуре, семейной и молодежной политике, председатель Белорусской ассоциации врачей Дмитрий Шевцов:

— Эта проблема стара как мир, в последние лет 15 начала усугубляться и сейчас, мне кажется, дошла до критического уровня. Характерно то, что в подавляющем большинстве случаев хамство, которое позволяют себе пациенты по отношению к врачам, не имеет никаких причин. Одна из причин явления — технический прогресс: население болезненно реагирует на новшества, к которым не успевает адаптироваться. Медвежью услугу оказывает и интернет, где модно публично подвергать сомнению назначения лечащего врача, где мнение домохозяйки тети Клавы вдруг становится решающим, и вот уже десятки пользователей за глаза называют доктора как минимум бездарем, недоучкой... И, увы, приходится констатировать потребительское отношение общества к системе здравоохранения. Люди упорно отказываются осознавать, что медицина — очень дорогое удовольствие, за которое, по большому счету, платит государство. Поэтому и не ценят ничего, позволяют себе распущенное и даже криминальное поведение в отношении тех, кто приходит на помощь. Вообще, реальная статистика инцидентов, связанных с противоправными действиями пациентов, в разы превышает официальную. Очень многое остается за кадром, потому что врач элементарно боится огласки, подозревает, что в любом случае будет признан виновным, не хочет погрязнуть в болоте всевозможных тяжб, жалоб, поклепов.

Как председатель Белорусской ассоциации врачей я выступаю за создание адвокатского бюро, которое будет защищать интересы медиков. Суть проста: каждый врач ежемесячно платит взносы, а взамен получает гарантированную правовую поддержку и защиту. Как вариант — страхование профессиональных рисков. Ведь даже если врач будет признан виновным, то страховка полностью избавит его от материальной ответственности. Приравнять врача к сотруднику органов внутренних дел, находящемуся при исполнении обязанностей? При глубоком изучении вопроса нашелся целый ряд несоответствий. В частности, профессия милиционера по умолчанию подразумевает постоянный риск, в силу этого у него есть право на ношение оружия. А врач — профессия изначально гуманная, где первая заповедь — «не навреди». Есть еще много других нюансов. Но все–таки проблема решаема. Конечно, очень многое зависит от руководителя медучреждения. Если во главе коллектива стоит принципиальный человек, ни один такой факт не будет спущен на тормозах. Тогда, чувствуя поддержку, и подчиненные будут активнее и смелее отстаивать свои права. Что будет замечено обществом и, несомненно, дисциплинирует пациентов.

eversman@sb.by

gabasova@sb.by

Советская Белоруссия № 21 (24903). Четверг, 4 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter