Спор на страницах «СБ» о подоплеке резонансного случая в Белгороде, где от руки врача Зелендинова погиб пациент Вахтин («Убойный прием», номер за 16 января), получил неожиданное продолжение. 10 хирургов одной из гомельских клиник прислали в редакцию коллективное письмо, утверждая: «Каждый из нас был в ситуации, когда агрессивное поведение пациентов, как и их родственников, вызывало чувство ярости. Скрепя сердце удавалось сдерживать свои эмоции, но всему есть предел. Как же ведете себя вы, настоящие и потенциальные пациенты поликлиник и больниц?!» Мы решили продолжить тему, опираясь на белорусские реалии и мнение наших медиков. И они, представьте, чуть не в один голос заявили: уже почти сил не осталось выносить «воинствующих хамов» — пьяных, психически неуравновешенных и просто бескультурных пациентов, которые смотрят на людей в белых халатах как на обслугу!
Сергей ДЫЛЕВСКИЙ.
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА . |
— В итоге, с одной стороны, из–за своей врачебной терпимости, а с другой — поставив во главу угла стереотип, что, дескать, «пациент — априори человек нездоровый и поэтому сам за себя не отвечает», мы имеем то, что имеем. В ответ на наши заявления в милицию чаще всего приходят ответы в стиле «сам дурак».
Больше всего достается, рассказывает заведующий токсикологическим отделением БСМП Андрей Богдан, санитарам:
|
В коридоре приемного отделения 3–й минской детской клинической больницы, оказывается, тоже совсем неспроста висит напоминание посетителям, что такое оскорбление, с просьбой сдерживать свои негативные эмоции. «Чего я только не слышал!» — признается заведующий отделением врач–педиатр высшей категории Дмитрий Чеснов:
Рассказанными нашими медиками нелицеприятными и просто жуткими историями, поверьте, можно было заполнить все страницы газеты. Но что показательно: большинство не хочет, чтобы упоминали их фамилии. И не потому, что стыдно такие унизительные для своего достоинства факты обнародовать. Нет веры в то, что можно хоть что–то изменить в этом уродливом явлении. Родилось оно, считают медработники, в эпоху массового потребления и нынче расцвело пышным цветом. «Пациент всегда прав!» — топают иные из нас ножкой, как будто покупают пылесос или заказывают блюдо в кафе. И администрация лечебных учреждений, увы, пациенту в этом невольно подыгрывает. Опасаясь, видимо, что своими бесконечными жалобами он потом взбаламутит всю медицинскую вертикаль. Доходит до абсурда: пьяный юноша сломал в отделении дверь, но не понес никакой ответственности, хотя руководство клиники об инциденте уведомили письменно. Легче не заметить. Проглотить. Еще раз прогнуться. Снова унизиться. Вот на такой тупиковый путь потакание «воинствующим хамам» толкает самую благородную профессию. А какая здесь может быть альтернатива? Давать поступающим пациентам на подпись нехитрую бумагу, где бы их предупреждали об ответственности за нарушение уголовного и административного законодательств? А если человек в белой горячке или наркотической коме? Страховать медиков от профессиональных рисков? Прекрасная идея. Однако в минской БСМП такое практиковали всего года три...
Ясно одно: надо действовать и действовать срочно. Пациент должен относиться к медику со всем почтением. А врач лечить с улыбкой, не загоняя в глубь себя «синдром доктора Зелендинова».
Комментарий
Член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению,
физической культуре, семейной и молодежной политике, председатель Белорусской ассоциации врачей Дмитрий Шевцов:
физической культуре, семейной и молодежной политике, председатель Белорусской ассоциации врачей Дмитрий Шевцов:
— Эта проблема стара как мир, в последние лет 15 начала усугубляться и сейчас, мне кажется, дошла до критического уровня. Характерно то, что в подавляющем большинстве случаев хамство, которое позволяют себе пациенты по отношению к врачам, не имеет никаких причин. Одна из причин явления — технический прогресс: население болезненно реагирует на новшества, к которым не успевает адаптироваться. Медвежью услугу оказывает и интернет, где модно публично подвергать сомнению назначения лечащего врача, где мнение домохозяйки тети Клавы вдруг становится решающим, и вот уже десятки пользователей за глаза называют доктора как минимум бездарем, недоучкой... И, увы, приходится констатировать потребительское отношение общества к системе здравоохранения. Люди упорно отказываются осознавать, что медицина — очень дорогое удовольствие, за которое, по большому счету, платит государство. Поэтому и не ценят ничего, позволяют себе распущенное и даже криминальное поведение в отношении тех, кто приходит на помощь. Вообще, реальная статистика инцидентов, связанных с противоправными действиями пациентов, в разы превышает официальную. Очень многое остается за кадром, потому что врач элементарно боится огласки, подозревает, что в любом случае будет признан виновным, не хочет погрязнуть в болоте всевозможных тяжб, жалоб, поклепов.
Как председатель Белорусской ассоциации врачей я выступаю за создание адвокатского бюро, которое будет защищать интересы медиков. Суть проста: каждый врач ежемесячно платит взносы, а взамен получает гарантированную правовую поддержку и защиту. Как вариант — страхование профессиональных рисков. Ведь даже если врач будет признан виновным, то страховка полностью избавит его от материальной ответственности. Приравнять врача к сотруднику органов внутренних дел, находящемуся при исполнении обязанностей? При глубоком изучении вопроса нашелся целый ряд несоответствий. В частности, профессия милиционера по умолчанию подразумевает постоянный риск, в силу этого у него есть право на ношение оружия. А врач — профессия изначально гуманная, где первая заповедь — «не навреди». Есть еще много других нюансов. Но все–таки проблема решаема. Конечно, очень многое зависит от руководителя медучреждения. Если во главе коллектива стоит принципиальный человек, ни один такой факт не будет спущен на тормозах. Тогда, чувствуя поддержку, и подчиненные будут активнее и смелее отстаивать свои права. Что будет замечено обществом и, несомненно, дисциплинирует пациентов.
eversman@sb.by
gabasova@sb.by
Советская Белоруссия № 21 (24903). Четверг, 4 февраля 2016