Памятнику архитектуры деревянного зодчества - церкви в Выдренке - исполняется 110 лет

Храм на раненой земле

От Краснополья до деревни Выдренка — около тридцати километров. Через зону — Краснопольщина сильно пострадала от чернобыльской аварии. Однако и сегодня сюда едут белорусы, украинцы, россияне, туристы из дальнего зарубежья. Кто — на экскурсию. Кто — за духовным и телесным исцелением. Знают: здесь, в тихом местечке, опоясанном густыми лесами, стоит уникальный православный храм — памятник деревянного зодчества архитектора Растрелли, того самого, который проектировал Зимний дворец в Петербурге. Построенный без единого гвоздя, что большая редкость. В этом году церковь Дмитрия Ростовского отметит юбилей — 110 лет со дня основания.



По легенде, жила когда–то в этих краях помещица Барановская, и были у нее больные ноги. Что ни делала, ничего не помогало. Но однажды во сне барыня получила знак: мол, исцелишься, если поставишь на этом месте храм. Возвела. В 1905 году. Исцелилась ли, доподлинно неизвестно. Но местные жители уверяют — чудеса здесь на самом деле случались.

Еще лет 8 назад, когда я впервые побывала в Выдренке, одна из прихожанок храма Нина Полеенко рассказывала мне о чуде, очевидцем которого была сама:

— В 1986 году в храме случилось видение. Икона Серафима Саровского — та, большая, что слева, — внезапно окуталась облаком. Старики тогда говорили: не к добру это, плохой знак. Не ошиблись — случилась авария в Чернобыле.

Кстати, колокол для старинной церкви когда–то притащила с подругами из соседней деревни, что в пяти километрах от Выдренки, бабушка этой самой Нины Полеенко. Треснутый, со старинной надписью, прожил он недолго. После вместо него повесили оболочку от... бомбы. Кто ее нашел, уже никто и не вспомнит. Зато помнят местные жители, что творилось на этом кусочке земли в годы Великой Отечественной:

— Один из фашистов забрался в храм и стрелял по нашим солдатикам с колокольни. Они хотели его снять, но командир запретил палить по церкви из пушки. Немца, конечно, убили. Но и наших немало полегло...

Братская могилка, где похоронены 72 бойца, здесь же, на территории храма, во дворике. В этом году к 70–летию Победы ее обновили.



Семидесятитрехлетняя пенсионерка Вера Сивакова, которую я встретила возле храма, крестится на купола:

— В самые лихие времена беды и несчастья нашу церковь щадили. А после Великой Отечественной это был единственный на весь район уцелевший храм. Что уже само по себе чудо.

Местный настоятель отец Виктор подтверждает:

— Из двенадцати храмов, что были на Краснопольщине, после войны действительно остался лишь один — здесь, в Выдренке.

Кстати, одна из старинных деревянных икон — Казанской Божией Матери, в Великую Отечественную простреленная навылет, — по сей день в церкви. К ней и к образу Николая Чудотворца едут прихожане из ближнего и дальнего зарубежья. Попросить о помощи. Говорят: если молиться искренне и верить, поможет обязательно.

В книге отзывов, которая при входе в церковь Дмитрия Ростовского, есть трогательные истории о чудесном исцелении. Да и местные старожилы их могут поведать немало: «У одного из паломников суставы болеть перестали, у другого — долгожданный первенец появился».

Наверное, вера помогала все эти годы выживать и самому храму. К его юбилею один из местных жителей собственноручно вырезал из дерева ажурный аналой, несколько подставок для икон. Другой меценат за свой счет построил на территории храма маленькую церковь. Зимнюю, как ее называет отец Виктор. В студеную пору именно тут проходят службы. Ради экономии — большой храм топить дорого. Третий спонсор к празднику заказал для памятника деревянного зодчества шесть новеньких крестов. Один стоит около 400 долларов.

Зато теперь золотые маковки куполов с крестами видны издали. Да и сам памятник архитектуры заметно похорошел. Отец Виктор благодарен всем добрым людям:



— Храм полностью перекрасили, из небесно–голубого он стал васильковым. Территорию благоустроили, забором огородили. Цветов много высадили. Помогает народ. Кто чем может. На одну краску около 40 миллионов рублей пожертвовали, на ограждение — около 15 миллионов.

Отец Виктор и сам делает немало. Как появился в этих краях, обустроил неподалеку от храма купель. Теперь к святому целебному источнику тоже со всей округи и соседней Гомельщины едут. Кстати, краснопольцы говорят, что если смотреть с высоты птичьего полета, можно заметить, что источники в Выдренке, деревне Мхиничи Краснопольского района и Голубая Криница на Славгородчине образуют единый треугольник. И многозначительно добавляют: «Сакральный треугольник. Есть в каждой из криниц что–то особенное».

Памятнику архитектуры в Выдренке помогает и местная власть. По словам заместителя председателя Краснопольского райисполкома Елены Чаюковой, в этом году навели порядок в деревне: снесли старые, полуразвалившиеся хижины на въезде в деревню, вырубили заросли на окраине:

— Это один из любимых туристических маршрутов наших гостей. Надеемся, что и осенью, когда будем праздновать юбилей храма, прибудет немало паломников.

В  самой Выдренке приход небольшой. В деревне, где когда–то были спиртзавод, колхоз, около 600 дворов, осталось десятка два жилых избушек. Но живут в них не только пенсионеры, но и дети. Некогда накрытая радиационным облаком Выдренка, попавшая в самый эпицентр зоны отселения, впоследствии была реабилитирована. Местные и в этом увидели знак: «Само небо хочет, чтобы эта земля жила».

Справка «СБ»

Краснопольщина — один из наиболее пострадавших районов Могилевщины: после Чернобыля его покинули около 9 тысяч человек, более 83 деревень и сел было захоронено.

olgak53@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 129 (24759). Пятница, 10 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter