Средства против тунеядцев есть, но не используются

Кампанейщину не предлагать

В стране не должно быть граждан, которые системно и беспричинно ничего не делают. Задача серьезная, в равной степени экономическая и социальная. Но с тех пор как ее сформулировал и поставил Президент, прошло достаточно времени, чтобы видеть какие–то, хотя бы первые итоги. Что, например, в таком–то районе выявлено столько–то уклоняющихся от работы граждан, трудоустроены столько–то. Создается впечатление, что на местах как будто ждут принятия новых законов, о разработке которых было объявлено: вот тогда и примемся за бездельников.

Позиция в корне неверная — на это обращает внимание Генеральная прокуратура. Медлить нельзя. Нормы права и сейчас дают ряд эффективных инструментов для борьбы с тунеядством как явлением.

Возьмем, например, категорию граждан, освобожденных из учреждений уголовно–исполнительной системы. Не секрет, что именно они составляют немалый процент тех, кто на свободе ведет асоциальный образ жизни, не работает.

Алгоритм работы с ними четко прописан в законе об основах деятельности по профилактике правонарушений, одним из подзаконных актов является совместная инструкция по взаимодействию органов МВД и служб по труду и занятости. За 3 месяца до освобождения администрация учреждения должна направить в органы по труду и занятости соответствующее уведомление. Освобождается, допустим, гражданин Н. такого–то возраста, по специальности сварщик, желает работать.

Местные органы должны сообщить гражданину Н., на что он может рассчитывать: сколько вакансий, каковы зарплата и социальные льготы...

— Это имеет большое значение для человека, который думает, что на свободе он никому не нужен. Оказывается, нужен, его ждут! Пусть не все воспользуются этим шансом, но для кого–то он может стать спасительным, — замечает заместитель начальника управления Генпрокуратуры Павел Родионов.

Так должно быть. В реальности обычно иначе. Для освободившихся устраивают, например, «ярмарку вакансий». Участковый собирает их в одном зале, а специалисты по занятости предлагают варианты. П.Родионов обращает внимание на особенности этого социума, в среде которого признаваться «коллегам», что ты озабочен поиском работы, мягко говоря, не принято. Кампанейщина и плакатные призывы бесполезны. Эффект может дать, настаивает прокуратура, только индивидуальная работа с каждым, будь это тунеядец, алкоголик, неплательщик налогов или должник.

Это лишь один из примеров. Достаточные инструменты для работы с асоциальными личностями имеются также у местных органов власти — их дает, например, закон о местном управлении и самоуправлении. У коммунальных служб есть средства влиять на тех, кто не платит за жилищные услуги, но практически не применяются. Законодательство об обороте алкоголя позволяет вводить временные ограничения на его продажу, но, как показал анализ, спиртное кое–где продается с 7 до 23 часов...

Вывод Генеральной прокуратуры: потенциал по вовлечению граждан в общественно полезный труд органы управления используют формально и неэффективно. Соответствующие письма направлены в МВД, в Министерство по налогам и сборам, Минтруда и соцзащиты, Минжилкомхоз, облисполкомы и Минский горисполком. Им предстоит незамедлительно активизировать работу по преодолению социального иждивенчества. Срок дан небольшой: до конца года.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия №225 (24606). Среда, 26 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter