Как закаляют сталь...

Завтра у работников самой «горячей» отрасли — металлургической — праздник...
Завтра у работников самой «горячей» отрасли — металлургической — праздник. Хороший повод поговорить о делах, посмотреть, что стоит за сухими цифрами показателей: продукция наших металлургов составляет 20 процентов в экспорте Министерства промышленности и свыше 4 процентов — страны в целом. Наш собеседник — заслуженный деятель науки, лауреат Государственной премии, заместитель председателя президиума Национальной академии наук, потомственный металлург Владимир Тимошпольский.

— Владимир Исаакович, металлургия — относительно новая отрасль в стране. Насколько весом ее экономический потенциал?

— Предприятий этого профиля всего несколько — Белорусский металлургический завод, Речицкий метизный завод и в меньшей степени Могилевский металлургический завод. Сюда же можно отнести производственное объединение «Белвтормет». Однако это тот золотник, который мал, да дорог. Один только БМЗ выпускает продукции примерно на миллиард долларов в год, причем какой! Белорусский металлокорд закладывается в шины самых известных мировых производителей, строительная арматура находит применение на самых ответственных объектах в десятках стран. А все потому, что эта продукция воплотила в себе новейшие научно–технические разработки.

— А каково место нашего металлургического комплекса в мировом масштабе?

— Отрасль во всем мире развивается очень активно — от добычи руды до получения конечной продукции. Например, Китай уже выпускает ее порядка 190 млн. тонн в год, при том, что в мире производится около 1 млрд. тонн. Наши 2 млн. тонн могут показаться каплей в море, но это продукция, как я уже сказал, высочайшего качества.

Развитие белорусской металлургии находится под постоянным контролем государства. Это мировая практика. Бесконтрольность здесь чревата тяжелыми последствиями. Посмотрите, что происходит с металлургией у наших соседей. За бесценок скуплены высокорентабельные предприятия, они оказались в частных, зачастую нечистоплотных руках. БМЗ также привлекал пристальное внимание со стороны. И кое–кто пытался влиять там на ход событий. К счастью, Президент в 1995 — 1996 годах не дал на растерзание это уникальное предприятие. Абсолютно убежден, что в ином случае БМЗ сегодня у нас не было бы.

— Сегодня на экономическом рынке диктует моду тот, кто активно внедряет инновационные технологии. Это актуально для нашей металлургии?

— Безусловно. Назову лишь несколько цифр и фактов. Объем металлопродукции при пуске первой очереди БМЗ в 1984 году составлял всего 700 тыс. тонн в год, а сегодня завод производит около 2 млн. тонн стали и изделий из нее. В конце 1987 года начат выпуск белорусского металлокорда. В 2004 году, ровно через 20 лет после выплавки первой стали, была произведена ее 20–миллионная тонна. В сентябре 2000 года Президент произвел торжественный пуск мелкосортно–проволочного стана для производства высококачественной катанки, а уже в январе — феврале 2001 года были освоены его производственные мощности. В 2004 году принято решение о строительстве трубопрокатного производства. Вот вкратце основные вехи развития отечественной металлургии. Все это стало возможным благодаря сотням изобретений и инноваций. На их основе создавались научные труды, выкристаллизовывалась белорусская научная металлургическая школа и, по сути дела, начиная с конца 80–х — начала 90–х годов о ней уже говорили во всем мире. И сегодня в международном сообществе металлургов мы — желанные гости.

— Развитие отрасли невозможно без собственной кадровой школы, основоположником которой вы являетесь. Как идет подготовка специалистов и исследователей?

— Непросто. При освоении Белорусского металлургического завода, его развитии и модернизации не хватало высококвалифицированных специалистов с высшим образованием даже на уровне начальников цехов. Тогда нам удалось добиться решения Министерства образования о подготовке их по скоростной программе, в том числе 15 человек — для БМЗ. К сожалению, сейчас большинство из них работает за рубежом.

В 2000 году в Белорусском национальном техническом университете была создана кафедра «Металлургические технологии». Уже состоялся первый выпуск инженеров. Сегодня на кафедре обучаются более 200 студентов. Руководство БМЗ в 2000 — 2001 годах сильно поддержало нас при создании учебной базы. Но сейчас этот процесс усложняется. Если раньше на заводе был филиал кафедры и можно было привлекать его финансовые ресурсы для развития материально–технической базы, то сегодня этого практически нет. Другими словами, путь к знаниям более тернист у преподавателей, чем у студентов. Кафедра выпускает в год всего 10 — 15 инженеров–металлургов. Этого мало. В итоге строящееся трубопрокатное производство БМЗ к моменту его пуска в 2007 году не будет обеспечено именно нашими, подготовленными дома специалистами. Хотя о кадровой «оснащенности» в первую очередь должны думать руководители металлургических предприятий.

Мы постоянно работаем над повышением уровня обучения студентов, о чем свидетельствует подготовка научных кадров. С 1984 года из белорусской металлургической школы вышли 8 докторов и более 30 кандидатов наук. И все–таки этого, я считаю, недостаточно для максимально эффективного развития металлургической науки и производства.

— Много было дискуссий о целесообразности производства труб в стране. На какой стадии находится этот перспективный проект?

— Напомню, что трубопрокатное производство предусматривалось еще при создании БМЗ. Начиная с 1984 — 1985 годов мы обсуждали этот вопрос с руководством завода. Пытались четко представить, каким должен быть Белорусский металлургический завод в XXI веке. Строились смелые, но реальные планы. Ведь проектная мощность завода с тех пор практически удвоилась. И, предвидя будущее, в 1985 году директор БМЗ М.Тихоновский поставил вопрос о создании в Белоруссии второй Магнитки. Для этого необходимо было развивать трубо– и листопрокатное производство.

В 1987 году мы обратились в вышестоящие инстанции с предложением перерабатывать производимую на заводе трубную заготовку в конечный продукт — бесшовную горячекатаную трубу. Но, к сожалению, не получили должной поддержки. Тем не менее проблема, повторно поднятая в 2004 году, для председателя президиума НАН Беларуси Михаила Мясниковича уже не была новой. Без сомнения, для решения этой задачи нынешнему руководству завода пришлось проявить волю, прийти к ясному пониманию того, что литая или катаная трубная заготовка является полупродуктом, а по сравнению с ней добавленная стоимость при изготовлении конечной продукции выше в 2 — 3 раза. На основе этих расчетов Александр Лукашенко принял решение о строительстве трубопрокатного комплекса на БМЗ, которое приобрело в какой–то степени революционный характер для развития отрасли. Реализация проекта идет по графику.

Пользуясь случаем, хочу поздравить со страниц моей любимой газеты коллег–металлургов с нашим профессиональным праздником. Пожелать всем здоровья, счастья и успехов в их делах, творческих сил для служения Отечеству.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter