Засуха обострила проблему гибели ельников в Беларуси

Как выгнать из леса типографа

Для белорусских лесов проблема усыхания ельников не нова. Последние десятилетия отечественные ученые и специалисты пытаются противостоять гибели хвойных деревьев. Однако жара и засуха нынешнего года в разы ускорила темпы губительного явления. Главный враг елей — жук короед–типограф — с невиданной скоростью прокладывает в растениях лабиринты, заставляя лесников еженедельно вырубать тысячи кубов еловой древесины.



Надо сказать, плохое предчувствие у специалистов появилось еще по весне, когда в жаркий сезон вошли практически без дождей. Жесткий дефицит осадков, с которым столкнулась, к примеру, Гомельская область этим летом, оправдал прогнозы. Для короеда–типографа сложились идеальные погодные условия, что тотчас отразилось на росте потомства и его аппетите. О последствиях нашествия рассказывает начальник отдела Гомельского государственного производственного лесохозяйственного объединения Василий Савошко:

— Разумеется, мы не впервые сталкиваемся с влиянием короеда на еловые насаждения. Этот вредитель всегда доставляет крупные неприятности, и борьба с ним ведется не первый год. Учеными разработано много мер противодействия. И они давали эффект все прошлые годы. Но нынешняя жара практически свела результаты к минимуму. Этим летом масштабы повреждения ельников в разы отличаются от прошлогодних. Еженедельно вырубаем около 2 тысяч кубометров еловой древесины, что почти втрое больше, чем в менее жаркие годы.

Почему именно бензопила является главным аргументом в борьбе с вредителем, специалист объясняет популярно. Показывает на внешне здоровую крону ели, однако если заглянуть под нее — сплошь ветки, сбросившие иглы. Без особых усилий отламывает кору от ствола. На внутренней стороне, будто лобзиком, вырезан затейливый рисунок ходов типографа:



— Короед повреждает деревья в основном старше 70 лет. Молодые насаждения его не интересуют. За два–три месяца вредитель способен погубить дерево полностью. Будет выглядеть, как после пожара — одни голые ветки. И впоследствии станет заражать остальные. Поэтому погибшие ели срубаем до того, как наступил худший момент, чтобы древесину без потерь качества можно было использовать в промышленных целях.

Кварталы, очищенные от заболевших деревьев, лесники спешат реанимировать. Однако на юго–востоке страны это делают уже не за счет елей, хотя их тоже стараются сохранить. На смену ельникам теперь приходят сосенники. В лесохозяйственном объединении рассказывают почему:

— Изначально местом обитания ели были увлаженные почвы. Сосна на таких не селилась. Ей подходили более сухие участки. Теперь же климатические изменения подводят к тому, что на Гомельщине сосне сейчас комфортнее.

В Институте леса Национальной академии наук также отмечают, что год от года проблема приобретает большие масштабы. Причем многолетняя история усыхания ельников, которая задела все без исключения европейские леса, в наше время приобрела новое звучание. В тонкости вопроса посвящает кандидат сельскохозяйственных наук Владимир Зеленский, заведующий сектором управления лесами и рационального лесопользования Института леса НАН:

— Последнее усыхание, начавшееся в 1992 году, имеет особенности, поскольку протекает на фоне глобального потепления, периодически повторяющихся засух, неравномерного выпадения осадков, ураганных ветров и ослабления деревьев под воздействием корневых гнилей. Поэтому нынешний период оказался самым значительным из фиксировавшихся прежде. Анализ показывает, что главной причиной усыхания ельников является изменение гидрологического режима, вызванное как засухой, так и воздействием человека на природу.

Впрочем, в этом периоде, по словам ученого, были небольшие проблески. В 1998 — 1999 и в 2008 — 2010 годах процесс, губительный для ельников, практически остановился. А все потому, что отмечалась влажная и прохладная погода, при которой генерация короеда–типографа не успевала завершить развитие и погибала... Да только в наше глобально теплеющее время надежды на климат остается не так уж много. Поэтому весь расчет на специалистов и науку. Министерство лесного хозяйства, например, приняло программу адаптации лесов к изменениям климата. Есть в ней место и ельникам. Пусть не в былых масштабах, но в нашей природе ель все же стремятся сохранить.

Факт

Из–за массового усыхания ели территория ботанического памятника природы республиканского значения «Островные ельники Добрушские» за полвека сократилась более чем в 10 раз. Сейчас его площадь составляет всего 2,3 гектара против былых 30,8.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ГОМЕЛЬСКИМ ПЛХО
dralukk73@mail.ru

Советская Белоруссия № 172 (24802). Среда, 9 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter