В Беловежской пуще изучают волков

Из жизни злых и серых

Волк всегда был противником человека, у которого с ним испокон веку одна цель — добыть пищу. Сегодня волк, по классификации охотников, — нежелательный вид, приносящий вред охотничьему хозяйству. Но раз природа создала этого хищника, значит, неспроста. Национальный парк «Беловежская пуща» вместе с общественной организацией «Ахова птушак Бацькаўшчыны» при поддержке Франкфуртского зоологического общества нынешней осенью начал проект по исследованию жизни и повадок волка.


Мой провожатый — эколог Виктор Фенчук, координатор проекта. Включает компьютер, настраивает маячок, а в эфире — тишина. Меченый волк не дает о себе знать.

— Четыре дня никакой весточки.

Виктор встревожен. Но допускает самый оптимистичный вариант: зверь затаился в глухой местности. На волке — радиоошейник с встроенным GPS–навигатором, который работает через мобильного оператора. Координаты животного приемник записывает и раз в семь часов передает посредством СМС–сообщений на компьютер. Через какое–то время по координатам выезжает егерь и определяет, что делал волк — отлеживался, охотился или уже поедал жертву. Ошейник с передатчиком весит около 800 граммов. Сделан так, что через год, когда батарейка разрядится, он сам отстегнется и освободит шею животного.

Таких мест, где можно наблюдать за волком, в Беларуси мало: Полесский радиационно–экологический заповедник, Березинский заповедник и пуща. Пока только один из 30 пущанских волков по воле человека обзавелся ошейником.

Сотрудники нацпарка расставили специальные капканы, которые не травмируют зверя. Они обработаны жидким воском, чтобы и духа человечьего не осталось. Однако тонкое обаяние волка кто изучал? После первой и пока единственной сработки капканы целый месяц бездействуют. Виктор показывает фотокамеру, которая не единожды фиксировала визиты хищника:

— Мы поставили фотоловушки в тех местах, где стоят капканы. Но зверь хитрый, осторожный. Чувствует опасность. Подходит, нюхает — и уходит. Сейчас пересматриваем стратегию отлова, чтобы до зимы поставить ошейники еще на четверых. В холодное время капканы уберем. Попавший в ловушку зверь может отморозить лапы.

Первый волк, за которым сейчас ведется наблюдение, был пойман около деревни Шерешево в Ясеньском лесничестве. И сразу пропал. Почти неделя прошла, от него ни одного сообщения! На восьмые сутки пришла эсэмэска, а потом еще и еще. Зверь, после того как проснулся, привыкал к ошейнику, отходил от стресса, отлеживаясь в кукурузе, где, как позже выяснили егеря, поедал туши диких животных.

Виктор Фенчук.
Фото  Валентины Козлович

Потом ушел... Но не в лес. На мелиорированное поле. Был пойман учеными на юге нацпарка, а с радиоошейником прогулялся на самый север Каменецкого района. Что–то выжидал возле одной фермы в Пружанском, обошел водохранилище Селец, а потом двинул на Бронную гору в Березовский район, побродил вдоль дороги между Березой и Ивацевичами, развернулся и пошел в родные края, в пущу.

Виктор Фенчук точно знает, где любимая волчья лежка, но объяснить необычную траекторию движения подопечного пока не может:

— Интересный волк. В лес не идет. Ходит по окраинам нацпарка. По заболоченным участкам, мелиоративным каналам. Там много дичи. Косуля, бобр. Днюет на поле. Ему два–три года. Такое чувство, что это волк–одиночка. А может быть, он не заходит в лес, потому что там все поделено.

— Но ведь охотники могут пристрелить его, раз на волка не нужна путевка и даже положена плата за отстрел?

— Увы, да. Предупредить всех о меченом волке мы не в силах. Когда зверь зашел в Пружанское лесничество, звонили охотоведу. В заказник «Споровский» тоже звонили, когда в Березовский район пошел. Только в Беловежской пуще на время проекта введен мораторий на отстрел хищника.

Зачем изучать волка, спросите вы, если о нем еще нашими предками столько сказок, стихов и небылиц сложено? Пожалуй, единственная его положительная характеристика из уст человека — санитар леса. Только ли? Вот сегодня ученые и хотят узнать, какое влияние волки оказывают на жизнь дикой природы. Результаты исследований пополнят копилку знаний о биологии, экологии, образе жизни, миграциях и других аспектах поведения серого хищника в условиях естественной среды. А еще будут использованы при реализации программ по сохранению и восстановлению популяции волка в Германии, где этот вид долгое время являлся исчезнувшим.

Когда верстался номер

На днях стало известно, что меченого волка все–таки застрелили охотники. Однако исследования продолжаются: специалисты Беловежской пущи надели ошейник на очередного зверя.

В тему

Охотники, разоряя логово волка, нередко забирают с собой и раздают волчат. В агроусадьбе Дмитрия Шамовича в Россонском районе сейчас живут три ручных волка. Некоторое время назад волк Ричи жил у сотрудницы нацпарка «Беловежская пуща» Натальи Дьяченко. Тоже принесли охотники. Выросший зверь доставлял немало хлопот хозяйке, и она искала, кому его продать. Волк оказался в Бресте, обитал на территории одного из заводов. Затем Ричи вернули в Каменюки, где он вскоре погиб. Сегодня в вольере нацпарка живут два волчонка, тоже изъятые из логова. Летом они умудрились убежать. Однако самостоятельно добывать еду не умели, подходили к вольерам за пропитанием и вскоре были пойманы и водворены назад.

valentinak3@mail.ru

Советская Белоруссия № 220 (24850). Пятница, 13 ноября 2015Воров на нюх не переносит
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter