Особенности военно-исторической реконструкции

Игры цвета хаки

Военная реконструкция - забава для взрослых или патриотическое течение?
...В деревню пришли немцы. Весело гоготали, дурачась с автоматами в руках. Яркое полуденное солнце отбивалось на вычищенных до блеска сапогах и пуговицах новеньких мундиров. «Свят! Свят! Свят!» — крестились сельские старушки, накрепко закрывая двери хат на засовы: откуда нашествие через 70 лет после войны? Успокаивать напуганную деревеньку в Лепельском районе пришлось местным властям. С трудом объяснили сельчанам безопасность такого соседства. Мол, люди в немецкой форме — всего лишь артисты. Побудут недельку, пока тут снимается фильм, и уедут. Впрочем, кино — это одно дело. Другое — игры взрослых людей, любителей военной реконструкции. Стало модно на глазах у тысяч зрителей играть в войну. Что это — забава для взрослых или патриотическое течение? Недавно мы пригласили читателей к обсуждению этой темы («Военная реконструкция не должна превращаться в нелепые и смешные игры», «СБ» за 23 июля). Продолжим разговор.

Рывок, еще рывок! Красноармейцы залегли за небольшим холмиком и ведут прицельный огонь по солдатам вермахта. Те, на ходу отстреливаясь, покидают поле боя и прячутся в рощице. Даже мне, стороннему наблюдателю этих острых военных сражений, хочется прыгать и кричать что–то вроде «Ура! Вперед!». Из–за холма первым срывается Максим Михлин. Следом — верные товарищи по оружию Сергей Кулаков, Павел Рощин и еще добрый десяток мужчин, одетых в форму бойцов Красной Армии. С винтовками наперевес они преследуют врага, то и дело приседая на колено и прицеливаясь вслед убегающим. Неожиданно из–за склона появляется группа фрицев, наши идут врукопашную... Ух! Вот это адреналин! Кажется, что ты на самом деле оказался на поле брани Великой Отечественной и стал участником очередного сражения. Все настолько реалистично, что я, кажется, даже чувствую запах пороха и готова броситься на помощь бойцу, бинты которого насквозь пропитались кровью. Но мой «боевой пыл» тут же утихает. Люди, одетые в немецкую форму, пожимают руки советским солдатам. Все улыбаются. Очередной спектакль–сражение, продемонстрированный многочисленным зрителям витебским подразделением минского клуба «Товарищи по оружию», окончен. К бурному восторгу наблюдателей, конечно же, очередной победой Красной Армии.


Сколько стоит такое хобби? Кто оплачивает командировочные расходы, форму, антураж? В ответ на этот вопрос реконструкторы улыбаются: конечно же, сами! Пошив формы — около 200 долларов. Это с учетом двух обязательных в комплекте гимнастерок — 1941 и 1943 годов. Плюс сапоги, ремни, портупеи, поездки на собственном транспорте в Минск или Псков... 


Но, помимо материальной, есть и моральная сторона вопроса. Многие ветераны и люди пожилого возраста, свидетели военных событий, считают не очень правильным устраивать на земле, щедро политой кровью солдат, показушные игры в «войнушку». Не слишком ли бесчеловечно ворошить и без того незаживающую рану в сердцах людей, которым уже просто в силу возраста иногда бывает трудно отличить реальность от искусного вымысла? Директор Витебского областного музея Героя Советского Союза М.Ф.Шмырева Ирина Шишкова уверена: историю нужно изучать не только по учебникам:


— Идет восьмое десятилетие после начала Второй мировой, все меньше становится ветеранов. Что знают потомки о тех героических событиях? Мы наяву показываем подвиг наших солдат, их мужество, их волю к победе. Реконструируем события для того, чтобы молодое поколение училось беречь и защищать свою Отчизну, чтобы война никогда не повторилась.

Моя собеседница убеждена в том, что такие клубы, как «Товарищи по оружию», занимают важное место в патриотическом воспитании молодежи. Главное, на ее взгляд, чтобы это действительно не превращалось в игру, а было наполнено глубоким историческим содержанием.


Согласен с ней и председатель Витебского областного совета ветеранов Геннадий Егоров, который тем не менее затрагивает еще один аспект: не влияет ли деятельность клубов военной реконструкции на активность «черных копателей»? Погоня за военными реликвиями становится своего рода бизнесом, и на подпольном рынке цены на антураж зашкаливают. Есть спрос — будут и предложения. А ведь вандалы не только роются в бывших окопах, но и нередко посягают на безвестные места захоронений. К сожалению, в ходу среди нынешней молодежи и боевые награды Великой Отечественной. В интернете — масса объявлений о покупке–продаже...


Может, отчасти и поэтому не все ветераны Великой Отечественной одобряют «игры в войну». Снайпер Галина Замалина и авиатор Иван Олейник в своих убеждениях и вовсе категоричны:


— Восхищаться военными реконструкциями и искать в них смысл могут только те, кто никогда не видел войны. Для нас война — это кровь, боль, страх, горе. Нужно жить настоящим, а не примерять маски врагов, делясь на «немцев» и «русских». Во всем и всегда должны быть рамки, четкие границы. А играть в трагедию, каковой и стала для белорусов Великая Отечественная война, на наш взгляд, нельзя. Во имя памяти о погибших...

Дело не только в форме


Несмотря на то что любительское объединение дислоцируется в Минске, его витебское подразделение насчитывает уже около 40 человек и является инициатором многочисленных акций. Ребята, увлеченные историей, тесно сотрудничают с Витебским областным музеем Героя Советского Союза М.Ф.Шмырева. Его директор Ирина Шишкова благодарна добровольным помощникам. Одной из самых ярких и необычных совместных акций последнего времени она называет... партизанскую свадьбу. Ее члены клуба устроили для своего друга. Сами написали сценарий и разыграли уникальный спектакль для Дмитрия и Виктории Кирилловых. Расписывали молодых в настоящей партизанской землянке. Все были одеты в военную форму времен Великой Отечественной войны.


— Вообще–то деятельность у нас разносторонняя, — в разговор у только что затихшего поля брани включается Максим Михлин. — Наш филиал создавался 3 года назад. У истоков стояли спасатель ОСВОДа Сергей Кулаков и военнослужащий 103–й мобильной бригады Сергей Исаков. Кстати, второй Сергей увлек тогда этим делом своего 14–летнего сына.


Сегодня в клубе занимаются люди в возрасте от 16 до 50 лет. Это студенты, сотрудники МЧС и ветеринарной академии, промышленники, милиционеры, банкиры. Сам Максим в этом году окончил технологический университет, по распределению будет работать на «Белвесте». Беспокоится. В вузе с пониманием относились к хобби, хотя и там были проблемы с внеурочными «выходными». А как отнесутся к увлечению на предприятии? Ведь путешествовать членам клуба приходится немало. Ребята регулярно собираются на «Линии Сталина» для участия в больших реконструкциях, ездят с «творческим обменом» в Псков. А еще витебчан часто приглашают на съемки белорусские и российские кинематографисты.

Фото  предоставлено Витебским клубом военной реконструкции.

a_veresk@mail.ru


Советская Белоруссия №176 (24557). Вторник, 16 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter