На Гродненщине функционируют 12 домов для самостоятельного проживания стариков

И в старости есть радости

Новая методика помощи пожилым и немощным людям в домах самостоятельного проживания работает в стране немногим более двух лет, но уже зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. Идея селить одиноких пенсионеров в одном доме для совместного ведения хозяйства родилась на Гродненщине. В Сморгонском районе эту задумку впервые осуществили. Сегодня в области функционируют 12 домов самостоятельного проживания. Плюсов много. Старики получают достойный уход, комфортные условия жизни и избавление от одиночества с минимальными расходами. Для государства это возможность создать рабочие места, подарить вторую жизнь зданиям закрытых сельских школ, библиотек, почтовых отделений и практически полное отсутствие нагрузки на бюджет.



Дом совместного самостоятельного проживания в деревне Далекие Лидского района обустроили осенью 2013 года. Он стал вторым после сморгонского. Здание под него искали придирчиво: оно должно было быть небольшим, чтобы живущие в нем старики могли экономить на оплате коммунальных услуг, и не ветхим, чтобы можно было отремонтировать его, не прибегая к дорогостоящим услугам профессиональных строителей. Идеально подошло помещение Далекской начальной школы, которую на тот момент планировали закрыть. Только в мае прошли последние уроки, а уже в июне волонтеры и работники социальной сферы Лидчины приступили к переустройству. Директор Лидского районного территориального центра социального обслуживания населения Татьяна Петух гордится тем, что все, что можно было сделать своими силами, было сделано:

— Обустройство обошлось в 160 миллионов рублей, причем 82 из них — внебюджетные средства и спонсорская помощь. Деньги тратили только на стройматериалы и мебель. Все делали самостоятельно, за исключением электромонтажных работ. Получился уютный уголок, рассчитанный на одновременное проживание семерых человек. Той же осенью мы приняли первых постояльцев, и с тех пор дом не пустует.

Вот и сейчас на лавочках во дворе небольшого синего деревенского дома сидят четыре бабушки. Увидев, что я достаю фотоаппарат, одна из них — Анна Чиркун — спешно прячет костыли. Из–за проблем с позвоночником она в свои совсем не преклонные 63 года уже не может справляться с хозяйством в одиночку. В ее доме в деревне Дворище надо носить воду из колонки, топить печку, самой убирать, стирать и готовить. Родственники живут в Брестской области. Социальный работник приходил всего на 2 часа в день, а пенсионерке с ее заболеванием необходим постоянный уход. Здесь чисто, завтрак, обед и ужин по расписанию и соцработник всегда рядом. Стоит такое удовольствие всего полтора миллиона рублей. Не нужно денег у родственников просить. Небольшой пенсии хватает и даже остается.


В хорошую погоду бабушки собираются на лавочках у дома.

Еще одна постоялица — 82–летняя Ядвига Точко с лидской окраины. История как под копирку. Дом без удобств и центрального отопления, магазин в трех остановках. Старушка после инсульта двигается с большим трудом. Так и сидела дома в одиночестве от прихода до прихода социального работника. На вопрос, как так случилось, что родственники не помогают, Ядвига Феликсовна предпочитает отмолчаться. Позже социальный работник мне расскажет, что сын есть, но непутевый. Мама для него была, скорее, источником дохода, чем объектом заботы.

92–летняя Альфреда Букша в доме живет всего неделю. Мыслями она еще у себя на огороде в деревне Цацки, но признается, что здесь ей понравилось:

— Весной посадила свеклу, морковку, а вот собрать не получилось. В прошлом году соседу–бездельнику мешок картошки одолжила, а он не отдает. Сын пообещал, что истребует. А я здесь вот... Нравится мне, врать не буду. Уход хороший. Двор красивый. Цветы, сад, беседка. Вчера так хорошо нагулялась, что спала всю ночь. В моем возрасте редко получается выспаться...

В самом доме — опрятно и уютно. Здесь есть все для спокойной и размеренной жизни: телевизор, радио, музыкальный центр, стиральная машина, оборудованная техникой кухня, удобная мебель. Из библиотеки регулярно приносят новые книги. Раз в месяц — визит терапевта. В прошлом году заложили яблоневый сад.


Светлана Лисовская показывает одну из комнат.

За порядком сегодня следит социальный работник Светлана Лисовская. Она 23 года проработала заместителем директора в школе, где и после перепрофилирования для нее нашлось место:

— Стирка, уборка, готовка, магазин, уход за нашим двориком — это все на мне. Вообще–то готовить постоялицы должны сами, но представьте себе: 7 бабушек запустить на кухню — что будет твориться! Что приготовить, обычно решаю я сама, но всегда прислушиваюсь к пожеланиям. Летом часто заказывают холодные супы, любят молочное, картошку во всех видах. Помню, здесь собрались очень набожные старушки. Дело близилось к Рождеству. Слышу — вздыхают: праздник, кутья, а как мы? Подошла к ним и говорю: составляйте меню. Они рассказали, как должно быть. Я приготовила. Все 12 блюд. Поставили большой стол и устроили праздник.

Как распорядиться своими деньгами, решают сами пенсионеры. Обычно на еду уходит около 800 тысяч рублей в месяц — социальные службы ищут спонсоров и помогают осенью заложить в овощехранилище продукты, чтобы подопечные могли тратить поменьше. Все коммунальные платежи старики делят поровну и оплачивают сами. Рассказывают, что поначалу постояльцы думали, что за все платит государство, поэтому особо не экономили. Но когда узнали, что живут за свой счет, сразу стали за собой выключать свет и телевизор, разумно пользоваться водой и газом. В итоге «коммуналка» обходится примерно по 300 тысяч рублей на каждого. Плюс еще 400 тысяч рублей — оплата за оказание социальных услуг.

Неудивительно, что недорогой комфорт за приемлемые деньги пользуется спросом. Все места в доме самостоятельного совместного проживания в деревне Далекие расписаны до весны.

Прямая речь

Председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Гродненского облисполкома Анатолий Зимновода:

— Дома совместного самостоятельного проживания для пожилых и немощных людей сегодня жизненно необходимы. Это и экономно для бюджета, и доступно для пенсионеров. Содержание одного постояльца в доме–интернате области обходится в сумму от 5 до 6 миллионов рублей. В районных отделениях круглосуточного пребывания — от 3 до 3,5 миллиона. Здесь же — всего полтора миллиона. Сегодня так живут уже 78 человек — это практически 3 интерната районного уровня. К слову, и обустройство таких учреждений обходится сравнительно недорого. В основном — до 100 миллионов рублей. В Дятлово, например, вложились в 68 миллионов. Поэтому мы нацелены на то, чтобы в ближайшее время в каждом районе области появилось по дому совместного самостоятельного проживания.

czcz@onet.eu

Фото автора.

Советская Белоруссия № 188 (24818). Четверг, 1 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter