Репортаж с улиц будущего города

Город будет. Парку цвесть

Мы едем по городу, у которого пока нет названия. Но уже заасфальтированы и освещены широкие улицы и проспекты, вдоль которых обозначены автобусные остановки; на перекрестках стоят светофоры и дорожные знаки; прокладываются тротуары и велодорожки; вдоль бордюров стоит множество машин. Но пока это машины не жителей, а строителей, которых здесь тысячи.


Газета регулярно рассказывает читателям о происходящем в индустриальном парке «Великий камень», тем более что и строители постоянно дают для этого поводы: закладка очередного объекта, прибытие из Китая поезда с металлоконструкциями, возведение под крышу первого здания... Но фейерверки торжественных церемоний обычно не позволяют ощутить повседневный ритм огромной стройки, на которой много чего происходит. В этот раз мы приехали сюда без повода, наугад — чтобы увидеть и показать читателю обычный рабочий день. Наши намерения поняли, показали и рассказали все.

Пятница (как и среда) — день заседания штаба строительства. Его периодически проводит, когда того требует ситуация, вице–премьер Анатолий Калинин, но сегодня — рядовое заседание с участием постоянного куратора, заместителя председателя Миноблисполкома Сергея Невмержицкого. Докладчик от белорусской стороны — генеральный директор областного УКСа Валентин Ильюшонок, от китайской — коммерческий менеджер китайской корпорации инжиниринга «САМС» Тань Хао. Здесь его зовут Максим, он хорошо говорит по–русски: общение обходится без переводчиков. В работе штаба участвуют представители организаций, которые пришлось бы долго перечислять: 7–й и 3–й строительные тресты, «Минсктрансстрой», «Облсельстрой», «Минскпромстрой», «Белгазстрой»...


Роль Валентина Ильюшонка и Максима определяет статус компаний, которые они представляют. «САМС» выступает генподрядчиком объектов стартового комплекса и отвечает за поставку оборудования. УКС ведет инженерное сопровождение работ и технический надзор: все, что здесь строится и будет построено, должно отвечать проектным параметрам и белорусским строительным нормам.

Впрочем, долго углубляться в сметы и чертежи не пришлось: на площадку приезжают гости, которых тоже заранее не ждали. Помощник Президента — главный инспектор по Минску Александр Якобсон и председатель Мингорисполкома Андрей Шорец, не прерывая заседания, следуют к макету будущего города. Пояснения дает Кирилл Коротеев, первый заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка». Сейчас, когда в первую очередь осваивается промплощадка, СЗАО фактически исполняет функции местной власти. Но придет время, когда рядом станут строить жилье, объекты социальной инфраструктуры: численность населения города, как ожидается, первоначально составит до 80 тысяч жителей. Вопросы высоких гостей: кто, когда и на каких условиях будет строить жилые дома; на чьем балансе будут детские сады и поликлиника; кто, наконец, будет отвечать за уборку улиц? Вопросы касаются ближайшей и более отдаленной перспективы, но не оставляют сомнений: власть уже сейчас готовится решать неизбежные житейские проблемы.


Важно подчеркнуть, что главной тематикой штаба была готовность инженерной инфраструктуры, за которую отвечает белорусская сторона. Таков изначальный замысел: инвестор приходит, в кратчайшие сроки регистрируется и тут же может начинать строить, поскольку все необходимое для этого уже есть. После отъезда гостей и завершения заседания штаба нам предлагают объехать территорию будущего города и оценить готовность инфраструктуры.

На объекте «станция 2–го подъема» — полная тишина. Здесь все готово, хотя большая часть сложного оборудования скрыта под землей и не видна. Шесть артезианских скважин и резервуары объемом 2,8 тысячи кубов хоть завтра обеспечат город чистой водой. Оборудование неоднократно протестировано, испытано, ожидается визит приемочной комиссии.

Зато площадка будущей станции очистки сточных вод поражает размахом работ, обилием строителей и техники. Важнейший для «Великого камня» объект! Сметная стоимость — 172 млрд рублей до деноминации, срок сдачи — октябрь. Кое–где строители еще работают на уровне фундаментов: неужели успеют? «От августовского графика отстаем на 10 дней, — признает начальник СУ–55 солигорского стройтреста № 3 Виталий Вересковский. — В сентябре наверстаем!»


Принципиально, что строители чуть–чуть отстают от своего же, скорректированного графика, но существенно опережают плановый, что и подтвердил Сергей Невмержицкий: «Станцию предполагалось сдать в марте 2017 года, нормативный срок строительства — 21 месяц. Мы сокращаем его более чем втрое, и сдадим станцию в октябре».

...В этот день на объектах индустриального парка работали 170 китайских строителей и около 2 тысяч белорусских. Уже обретают зримые, впечатляющие очертания объекты логистического парка, который возводит компания «Чайна Мэрчентс Груп»: бизнес–центр с гостиницей, выставочный и складской комплексы. Напротив них пару месяцев назад еще был пустырь, а сейчас уже возвышается многоэтажный корпус еще одного резидента парка. Город растет на глазах.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 165 (25047). Вторник, 30 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter