15 предприятий Брестской области не используют дорогостоящее оборудование

Ганцевичи: грустная мелодия для трубы

Любое предприятие, даже очень успешное, можно убить одним непродуманным шагом. Например, закупить дорогостоящее оборудование, которое никогда себя не окупит, и кредитный груз уверенно потянет фирму на дно долговой ямы. Специалисты Комитета госконтроля Брестской области насчитали 15 производств, которые таким образом выбросили на ветер сотни миллиардов рублей.

Свежий пример — ганцевичское предприятие «Модуль», где проверка КГК продолжается по сей день. Завод, продукция которого не идет дальше Брестской области, в 2009 году купил почти за два миллиона евро австрийскую линию по производству металлопластмассовых труб. Вот только проработала она два месяца, дав выручку 136 миллионов рублей. А проценты за кредит уже потянули ни много ни мало — 8 миллиардов. «Модуль» сегодня — банкрот...

Начальник ОТК и заводской лаборатории Валентина Плотко показывает образцы продукции, которую способно выпускать новое оборудование.

Проблемы этого некогда успешного производства уже обсуждались в Комитете госконтроля. Еще в прошлом году антикризисное руководство обещало исправить ситуацию («Поменять минус на плюс», «СБ» за 20 марта 2014 г.). Планы были стандартные: постепенно наращивать объемы, увеличить в два раза выпуск продукции и таким образом к 2019 году полностью рассчитаться с долгами. Однако за год в лучшую сторону — никаких изменений.

По производственной деятельности убытки за прошлый год — 6,4 миллиарда рублей. Общий долг — 130 миллиардов, только дебиторская задолженность — 6 миллиардов. Новый антикризисный управляющий Юрий Тишин обрисовывает ближайшие перспективы:

— Санация продлена еще на год. Однако хоть какую–либо ясность мы будем видеть по итогам первого квартала. По итогам второго — зафиксируем динамику. Либо в плюс, либо в минус. Основная задача — выйти на самостоятельную закупку сырья, но, к сожалению, нам не хватает оборотных средств. Пока что ведется работа по отсрочке платежей. Есть вариант продать предприятие как имущественный комплекс, но только с условием сохранения профиля и рабочих мест.

Линия стоимостью  два миллиона евро проработала два месяца.

Определенные надежды фирма возлагает на оборудование, которое стало для предприятия неподъемным грузом. Это притом что аналогов таким линиям в Беларуси нет. По официальной версии, конвейер с 2009 года не запускался по техническим причинам. То сломался шнек, то сварочный аппарат для спайки алюминия, то ролики для его сгиба... И хотя аппаратуру можно было починить по гарантии, этого почему–то никто не делал. Юрий Тишин не дает прямой оценки действиям предыдущих руководителей:

— Возможно, линия встала из–за несоблюдения технологии. Может быть, было какое–то недопонимание с персоналом. Мы хотим приложить максимум усилий, чтобы она снова заработала. В любом случае продавать оборудование не собираемся. Постараемся вернуть персонал, который здесь работал, и запустить производство.

Получит ли «Модуль» выгоду от этого проекта? Вопрос спорный. Ведь сырье придется закупать импортное за валюту, а готовую продукцию отпускать у нас за рубли, причем география рынка — Брестская область. И если раньше областное ЖКХ поддерживало свое предприятие, поскольку «Модуль» входил в его систему, то сейчас времена лоббирования уходят в прошлое. Рынок определяет конкуренция, в том числе ценовая. А себестоимость ганцевичских модульных труб, пусть и лучшего качества, будет явно выше, чем у конкурентов. К слову, на нашем рынке, помимо этого завода, есть еще более 10 игроков. Выйти же за пределы региона, тем более проложить путь для заграничных поставок, чтобы «отбить» сырьевые доллары, очень непросто. Нужны хороший маркетинг и время, чтобы зарекомендовать себя да еще и потеснить конкурентов. При нынешней экономике «Модуля» это практически за гранью возможного.

Сделали, потом подумали


Зачем вообще нужно было соглашаться на изначально невыгодное предложение и закупать такое оборудование, сегодня не понимает никто. Куда смотрели чиновники различных уровней, без согласия которых такая сделка вряд ли могла бы состояться? Тоже вопрос... В Комитете госконтроля и в областной прокуратуре этим вопросом задаются не только по отношению к «Модулю». Начальник управления КГК Брестской области Александр Пузик приводит другие примеры:

— Предприятие «Березатара» фактически провалило инвестпроект по выпуску упаковки для пищевых продуктов типа тетрапак и тетрарекс. С 2008 года они так и не смогли наладить выпуск продукции, поскольку вовремя не произвели пусконаладочные работы, плюс — дорогостоящее импортное сырье, от которого полностью зависит производство. Кроме того, проектная мощность внутреннему рынку не соответствовала изначально, а за рубежом, к примеру, со шведами они конкурировать не могут. В результате у фирмы более 40 миллиардов задолженности только по кредитам.

В «черном списке» — ОАО «Торгмаш», где простаивает мини–завод по производству изделий из пенобетона, ОАО «Дрогичинский комбикормовый завод» с «замороженным» невостребованным зернохранилищем, куда вложено почти два миллиарда рублей, ОАО «Брестский электроламповый завод», Пинское ОАО «Полесье», ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов», Пинский завод искусственных кож и многие другие. В сумме — растраченные миллионы в валюте и миллиарды в рублях. А это уже вопрос государственной экономической безопасности.

Пока проверки продолжаются, причем контролеры обращают внимание не только на миллиардные убытки, но и на доходы руководства убыточных предприятий. На «Модуле», например, предыдущий антикризисный управляющий, которого сейчас можно смело называть хорошо обеспеченным белорусским безработным, вполне легально полтора года получал ежемесячную зарплату более 20 миллионов рублей. Плюс — служебное жилье и автомобиль. Это притом что у 150 с лишним работников средняя зарплата составляет около трех с лишним миллионов.

alexbresta@gmail.com

Фото автора.

Советская Белоруссия № 37 (24667). Четверг, 26 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter