Новая уличная скульптура–фонарь на улице Советской в Бресте не простояла и 10 дней

Фонарный звон

Новая уличная скульптура–фонарь на улице Советской в Бресте не простояла и 10 дней, как в горисполкоме приняли решение о ее переносе. Председатель Брестского облисполкома Константин Сумар предложил журналистам придумать номинацию для этого громоздкого художественного решения. Ну вроде «Самый нелепый проект». Я о фонаре «сова и бульдог», который появился в городе в начале ноября.

«Лiшняя нiтка палатну завада», — говорит мастерица–ткачиха из деревни Подбела Каменецкого района Мария Кравчинская. Творчество Марии Ивановны и ее коллеги Надежды Грицук внесено в Список нематериального культурного наследия Беларуси. Ткачихи сохранили подвойное ткачество. Видели бы вы, с каким старанием они выбирают нитки, узоры. Потому что одна лишняя нитка испортит уникальный подвойный ковер. Маленькая оплошность — и пропал труд.

Но «лишняя» скульптура Бресту, кажется, — не помеха. А мастерам Брестской студии художественной ковки — дополнительный заказ. Брест охватила самая настоящая фонарная лихорадка. В городе уже около пяти десятков кованых фонарей! И очередной хозяин нового светильника старается сделать свою скульптуру масштабнее предыдущей.

Чуть больше года назад идущий к тысячелетию город осенила действительно хорошая идея: установить литературные фонари на улице Гоголя. Но литературных знаний хватило лишь до одного перекрестка («За спиной у Гоголя», «СБ» за 26 августа 2013 г.).

Дальше — пошло–поехало. Даже гоголевский черт ногу сломит. Маленький принц Экзюпери возносится к веткам каштанов. Швейная машина зазывает присесть на стульчик. Барышня в кружевном платье намекает на талант брестских дизайнеров, а официант с подносом — на гостеприимство горожан. Корабль рекламирует рынок, а шестеренки — мясокомбинат...

Улица Гоголя «офонарела» в буквальном смысле.

Вслед за предприятиями фонарями решили обзавестись МЧС и департамент охраны. А ведь есть еще ГАИ, уголовный розыск, патрульно–постовая служба, прокуратура, погрангруппа, поликлиники и больницы... Ну и таможне в эти дни — 75 лет!

Всем — по фонарю?

По мнению одних брестчан, фонарь департамента охраны — самый лучший из всех, раз приковал к себе внимание. И детям полюбился. Другие же увидели в сове некий намек на эмблему нацистов, а саму композицию называют иллюстрацией к сборнику сказок Салтыкова–Щедрина. Советскую — «осовевшей»...

Сколько людей — столько мнений.

Другой вопрос. Место ли громоздкому сооружению на пешеходной улице, где уже есть памятник тысячелетию города, вентиляционная труба с котами, сапог, кошелек, 17 керосиновых фонарей и несколько десятков безымянных светильников?

Ну и, наконец, кто из брестчан знает имя автора (или авторов) кованых произведений? Знают заказчика. Авторы — за кадром. Авторство, мне думается, обязывает к большей ответственности. За исполнение, за содержание и воплощение.

В Минске скульптуры авторские. Без работ Владимира Жбанова сегодня невозможно представить себе столицу: «Девочка с зонтом» в Михайловском сквере у вокзала, «Незнакомка», «Прикуривающий», «Дама с собачкой» у Комаровского рынка, одна из последних скульптур — «Покупатели» — поставлена возле ЦУМа... Мне, вечно спешащей по делам в столице, они кажутся проникновенными. Хочется остановиться. Задуматься...

В Бресте новый главный архитектор. Николай Власюк прошел крещение Минском, где некоторое время возглавлял комитет архитектуры и градостроительства горисполкома.

Новый председатель у исполнительной власти Бреста — Александр Рогачук.

Им сейчас думать, стоит ли превращать общее городское пространство в «ярмарку тщеславия» для многочисленных предприятий, а теперь уже и ведомств. Надо ли загромождать уютную тишину вычурностью...

По-моему, пришло время возродить худсовет, который бы определял, уместна ли та или другая скульптурная композиция — карета, кошелек или собачья будка — на той или иной городской улице. Тем более на пешеходной, которая предполагает простор, а не некий смысл до последней плитки.

По случаю опять напомню о Гоголе (раз улица его имени выбрана для фонарного столпотворения). О его статье «Об архитектуре нынешнего времени». По Гоголю, «архитектор–творец должен иметь глубокое познание во всех родах зодчества». Тем более в Бресте — городе, где учат будущих архитекторов и строителей.

valentinak3@mail.ru

Советская Белоруссия №226 (24607). Четверг, 27 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter