Будет ли в Беларуси школа для собак-поводырей?

Эту собаку ничто не заменит

Печальная история с незрячей российской певицей Юлией Дьяковой, у которой в конце июля недалеко от московской станции метро «Профсоюзная» увели собаку–поводыря, у нас произойти попросту не могла. Четвероногих поводырей в Беларуси не осталось вовсе. Заявок же на них, по данным Белорусского товарищества инвалидов по зрению, тем временем, 34. «Нам, слепым, Министерство труда и социальной защиты взамен выдает электронные средства реабилитации, но ни одно не может заменить в повседневной жизни собаку. Она ведь не только облегчит жизнь, но и украсит ее. Помогите приобрести собаку–поводыря! Я фактически замурован в четырех стенах», — написал в редакцию «СБ» один из претендентов, инвалид первой группы по зрению из Бобруйска Сергей Лукьянович. Увы, решение этой проблемы даже в перспективе не просматривается.



Терять зрение Сергей Владимирович, которому нынче пятьдесят, начал внезапно: «У меня диабет, мне запретили поднимать тяжести. Я не придал этому значения, а когда обратился к врачам, чтобы сделать операцию, было уже поздно». Теперь незаменимые атрибуты жизни Лукьяновича — трость и всевозможные электронные говорящие девайсы.

— Правда, с тростью я не хожу. Меня жена или дочка водят. Есть у меня говорящие термометр и тонометр. Но от электронных средств реабилитации — GPS–навигатора, смартфона, планшета, которые выдало Министерство труда и социальной защиты, мне ни горячо, ни холодно. Ими слепому не так уж и легко научиться пользоваться. Да и не представляю, что будет, если они сломаются — кто их в нашей стране чинить будет? Вот если бы обученную собаку... Только где взять? Хотя мне рассказывали, что здесь, в Бобруйске, видели мужчину с поводырем–лабрадором...

Есть мнение: обеспечить каждого незрячего собакой–поводырем — равносильно тому, что подарить каждому инвалиду вместо коляски автомобиль. Тем не менее, практика уже давно показала: нынешние ноу–хау — электронные приборы — живому псу совсем не альтернатива, а лишь необходимое подспорье. Навигатор не подскажет о ямке на пути, только даст направление для движения — обращают внимание в Белорусском товариществе инвалидов по зрению. Только, увы, в стране подобных собак–помощников для слепых не готовят нигде, хотя такую возможность, замечает заместитель председателя товарищества Михаил Антоненко, рассматривали:

— Провели опрос, какова потребность. Всех нуждающихся предупредили: собаку–поводыря дадут бесплатно, но животное в любом случае требует ухода, в том числе ветеринарного контроля, ее нужно кормить, выгуливать. В общем, постарались нарисовать реальную картину. Повторно обращались в инстанции уже в этом году. Пришел ответ: денег на открытие школы пока нет. В проект Государственной программы социальной интеграции инвалидов и пожилых людей на 2016 — 2020 года этот пункт записали вновь...

Единственная на весь бывший Советский Союз школа находится в подмосковной Купавне. Кто может взяться за реализацию проекта у нас? Идеальными дрессировщиками, по мнению БелТИЗ, могли бы стать спасатели. В отличие от пограничников, которые натаскивают псов на агрессию — действия по охране границы, захвату преступников, выявлению наркотиков, — сотрудники МЧС готовят дружелюбных собак, готовых прийти на помощь и подбодрить. Впрочем, в Министерстве по чрезвычайным ситуациям с ходу заявили: речь о подготовке поводырей на их базе не ведется. Причин тому множество. Мол, механизм обучения абсолютно другой. Как минимум, необходимо наличие специалиста, знающего все нюансы жизни инвалидов по зрению и исходя из этого строящего тактику дрессировки. Таковых в министерстве нет. Кроме того, для реализации проекта нужно отдельное финансирование из бюджета. В том числе для закупки щенков, их содержания, кормления...

Да и подготовить квалифицированного специалиста, способного обучить щенка роли поводыря, не так уж и просто. Опять же — дорого. Цена вопроса, названная представителями подмосковной школы в Купавне четыре года назад — 20 тысяч у.е. За эти деньги россияне брались не только обучить будущего тренера, но и выделить подготовленную собаку. Учиться нужно было как минимум три месяца. «С тех пор курс упал, и собака стоит около 7 тысяч у.е., — подсчитывает Михаил Антоненко. — Проблем в том, чтобы ее приобрести, нет. Но и таких денег у инвалидов по зрению нет тоже».

— Я просматривал варианты и в Польше, — рассказывает о своих поисках Сергей Лукьянович. — Самая дешевая собака обошлась бы мне в полторы тысячи евро. Но они подготовлены только наполовину. Знают лишь общие команды. За полностью обученную нужно выложить 23 — 25 тысяч евро. Есть школа собак–поводырей в Германии, очень старая, там немецких овчарок обучают. Но их цена — 60 тысяч евро. И они предназначены только для граждан Германии...

Впрочем, замечают в МЧС, у нас в стране есть кинологические клубы. Почему бы этим не заняться им?

Справка «СБ»

Поводырем может работать далеко не каждая собака. На эту роль прекрасно подходят лабрадоры и немецкие овчарки. Англичане готовят королевских пуделей, американцы — голден–ретриверов. Представители этих пород спокойны, неагрессивны, у них практически не развит охотничий инстинкт. Дрессировать собак начинают, когда им исполняется год. До этого щенки проходят ряд специальных тестов и осмотров, после чего комиссия определяет, годны ли они для такой роли. 

Для работы с незрячим животное должно обладать уравновешенным характером и природной смелостью: чужие люди или общественный транспорт не должны его нервировать. Выбраковка на этом этапе очень большая: из 100 собак лишь 3 — 5 останутся «в профессии».

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 160 (24790). Суббота, 22 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter