[ На главную ] [ В закладки ]
"СБ" в соцсетях:



Последние комментарии:

Главная  Общество  Образование  Статья «Еще раз о системе образования»

Еще раз о системе образования


Фото Сергея ЛОЗЮКА

Для любой страны, стремящейся войти в число мировых лидеров за счет увеличения своего национального капитала, один из приоритетных вопросов — развитие системы образования. И сегодня нельзя привести ни одного примера государства как с сильной экономикой и плохим образованием, так и со слабой экономикой и хорошей системой образования. Да, непросто определить, что является причиной, а что следствием: «сначала модернизация — потом образование» или наоборот? Но очевидно, что одно без другого невозможно. Не случайно вопросы, связанные с состоянием системы образования в Беларуси, ее развитием и совершенствованием, находятся под пристальным вниманием Президента. А основа развития нашей страны — ориентация на создание высокообразованного и высококвалифицированного общества, в котором труд принимает все более интеллектуальные формы, при этом от системы образования ждут решения качественно новых задач.

О стратегии развития белорусского образования

Как неоднократно подчеркивал Президент, «наша стана включена в глобальные образовательные процессы, но приоритет — укрепление национальной системы образования». Поэтому и при разработке общей стратегии развития необходимо ориентироваться на имеющиеся достижения, национальные особенности и традиции. Можно выделить несколько базовых положений, на основе которых, на мой взгляд, должно все строиться.

Главная задача — научить учиться, ведь объем знаний, особенно в научно–технической сфере, каждое десятилетие удваивается. Стремительный прогресс, развитие всех отраслей науки и техники требуют от специалистов не только наличия соответствующих знаний, умений и навыков, но и постоянного самосовершенствования через систему непрерывного образования.

6-образование-школа-урок03-301115 (Копировать) (2).jpg
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ

Не менее важная роль и у совершенствования образовательных программ. Сейчас практически во всех передовых странах мира говорят о необходимости развития образования в направлении его фундаментальности, усиления математического и естественнонаучного направлений. Для нас же важно выработать разумный баланс между универсальностью знаний, их фундаментальным характером и практико–ориентированностью на потребности реального сектора экономики. При этом, естественно, один из главных приоритетов — качественное образование. К примеру, советская модель, сочетающая в себе разумную строгость рассуждений с простотой и доступностью материала, а также предпочтение содержательным, а не формальным конструкциям, представляет собой одну из лучших в мире на соответствующем этапе развития общества. Но найти такой баланс в современных условиях, учтя развитие информационных технологий и их активное внедрение в образовательный процесс, — задача непростая.

Важно также усилить профессионально ориентационную работу среди обучающихся, так как современное состояние экономики и общества требует существенных, а в некоторых направлениях и коренных структурных изменений профессионального образования в стране. К сожалению, сегодня эта сфера слабо ориентирована на рынок труда. Отсюда и парадокс: людей с высшим образованием у нас много, но не хватает настоящих специалистов с набором современных знаний. Поэтому особенно актуальна для нас и мировая тенденция — повышать популярность технических специальностей среди абитуриентов. И тут не обойтись без нового механизма формирования социального заказа, реструктуризации сети учреждений профессионального образования, изменения их институционального характера, качественного обновления состава педагогических работников. К слову, в Беларуси в этом отношении уже делается много. Например, принято решение о разработке и внедрении принципиально новой национальной системы квалификаций, которая позволит по–новому взглянуть на распределение ответственности между профессиональным образованием и рынком труда, чтобы система могла более гибко и динамично адаптировать профессиональные квалификации к реалиям бизнес–среды и обеспечивать требуемое качество подготовки рабочих и специалистов. Для решения столь важных задач нам нужны учреждения профессионального образования новой формации, обладающие не только инновационными механизмами для формирования производственной элиты, но и одновременно чертами кадрового агентства, бизнес–инкубатора, информационно–консалтингового центра развития карьеры человека на протяжении всей его трудовой жизни. Требуется и новый инструмент инициации частно–государственного партнерства и делового сотрудничества всех заинтересованных сторон в социально–экономическом развитии общества. Большие надежды здесь на реализацию недавно утвержденной Правительством «Структурной схемы информационно–аналитической системы прогнозирования потребности экономики в кадрах, их профессионального образования и подготовки». Документ установил функции и ответственность за кадровое обеспечение Министерства экономики, Министерства труда и социальной защиты и Минобразования. Проблема, которой сегодня следует уделить отдельное внимание, — это повышение привлекательности для молодежи да и в общественной среде в целом производственно–технических профессий и специальностей. Важнейшая движущая сила здесь — международное сотрудничество, в том числе присоединение Беларуси к международному движению WorldSkills.

Не обойтись и без структурных преобразований в системе образования с учетом международных процессов и тенденций, в том числе активного внедрения дистанционных форм обучения на всех уровнях. Кроме того, сейчас идут процессы, направленные на унификацию систем в русле подходов, закрепленных в Международной стандартной классификации образования 2011 (МСКО 2011), которой придерживаемся и мы.

Развитие образования невозможно и без повышения статуса и квалификации учителя, преподавателя, научного работника. В современных условиях основная задача — развить аналитические способности у учащихся, умение критически мыслить, а также навыки и умения учиться. И без специалистов с соответствующей профессиональной компетентностью и навыками, без достойных условий их работы и жизни все намеченные преобразования и новации будут обречены. Сегодня благодаря республиканскому конкурсу профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года» формируется своего рода педагогическая элита, которая не только профессионально, но и личностно влияет на развитие образовательной сферы.

Здесь же стоит акцентировать внимание и на важности социальных ориентиров и гарантий участникам образовательного процесса. Именно государство должно четко расставить акценты и объяснить, в чем состоят его гарантии в сфере образования, а где граждане должны опираться на собственные силы и возможности. К примеру, с 2013 года в учреждениях общего среднего образования страны апробируется отраслевая система оплаты труда педагогических работников, главная идея которой в экономическом стимулировании качества и результативности педагогического труда с помощью дифференцированной оплаты педагогам различных видов работ, в том числе помимо выполнения непосредственной учебной нагрузки. Новый механизм позволил довести размер средней заработной платы в пилотных учреждениях до сопоставимого со средней зарплатой работников по стране. Так, среднемесячная заработная плата педагогических работников учреждений образования, участвующих в эксперименте, за первое полугодие 2015 года составила 134% от средней заработной платы в образовании, а среднемесячная зарплата учителей — 107,9% от средней заработной платы учителей страны за данный период. А с 1 января 2014 года стартовал проект по апробации нормативного финансирования учреждений общего среднего образования, который повысил заинтересованность школ в результатах своей деятельности и оптимизации расходов. При этом руководители учреждений образования получили право самостоятельно формировать штатное расписание в пределах выделенных средств, а высвободившиеся средства направлять на стимулирование работников и укрепление материально–технической базы. В 2016 году этот проект коснется примерно 180 учреждений.

Об общем среднем образовании

Первый из приоритетов в развитии нашего школьного образования — повышение качества подготовки. К сожалению, сегодня нарушена согласованность между средней и высшей школой. Нужно, чтобы ребенок получил базовые знания именно в том возрасте, который наиболее соответствует их усвоению. Важный шаг здесь — разработка подходов, позволяющих создавать в школах профильные классы. К слову, в качестве одного из направлений профилизации предусматривается и профессиональная подготовка учащихся с использованием учебной базы учреждений профессионально–технического и среднего специального образования. То есть обучение в учреждениях профессионально–технического образования следует рассматривать как элемент профильного образования. Одновременно, конечно, необходимо вводить допрофильную подготовку учащихся 8 — 9–х классов, а также обеспечить условие относительной завершенности базового образования. Поэтому наряду с профильным обучением важным является переход на новое поколение учебных изданий в рамках реализации проекта «Базовый учебник», который позволит повысить качество усвоения учебного материала и его практико–ориентированной направленности. Базовый учебник будет содержать систематизированное изложение учебного предмета в минимально необходимом объеме, определяемом образовательным стандартом и учебной программой. В качестве приложений будет представлен разнообразный дополнительный материал, которым можно пользоваться на учебных занятиях и в процессе самостоятельной работы. Тем временем в базовой школьной программе необходимо сократить как минимум 20 — 30% информации и пересмотреть подходы к изложению материала, ведь современная школьная программа гораздо сложнее, чем она была в 70 — 80–е годы прошлого века. Это усложнение программы началось в 1990–х годах и продолжается до сих пор. Нужно оставить в школьной программе только самую важную и необходимую базовую информацию. И требуется большая и кропотливая работа специалистов, причем не только из системы образования, чтобы отобрать нужный для изучения в школе материал. Создание базовой программы надо проводить поэтапно: сначала решительно отбросить очевидно второстепенный или невозможный для изучения в средней школе материал (для точных наук один из главных ориентиров и сегодня — программа советской школы второй половины XX века), а затем заняться тщательным отбором информации, абсолютно необходимой для изучения в школе. При этом надо выяснить, что изучается школьниками других стран, особенно тех, где уровень среднего образования очень высок. Сейчас у нас идет интенсивная научная и организационная работа по подготовке учебно–методических комплексов нового поколения. Их системообразующим ядром и станет базовый учебник.

Второй приоритет — совершенствование системы отбора абитуриентов. Хотя централизованное тестирование как система проверки знаний выпускников школ и показало свою эффективность, оно требует дальнейшего развития. Особенно в части, где нужно объяснить решение, вывод или заключение, изложить их логику. С учетом введения профильного обучения на III ступени общего среднего образования можно рассмотреть вопрос проведения итоговой аттестации в форме единого экзамена по некоторым дисциплинам. Кроме того, необходимо повысить роль и значимость текущей успеваемости ученика, которого важно нацелить на ежедневную и постоянную работу и овладение знаниями. Примеры успешного и эффективного совмещения оценок текущей успеваемости и экзаменационной можно привести из практики работы учреждений высшего образования, где при выставлении итоговой отметки учитываются оба результата со своими весовыми коэффициентами.

Третье важное направление — сокращение документооборота. Кардинальную дебюрократизацию необходимо провести срочно, не откладывая на потом. Сегодня есть и неоднократно доведен до сведения всех заинтересованных структур официальный перечень обязанностей, которые должен выполнять учитель. Важно, что документально прописана и ответственность руководителей за возложение на учителя несвойственных ему обязанностей. Также уменьшению количества запросов и лишних документов способствуют активное использование в учреждениях образования возможностей IT–технологий и внедрение системы электронного документооборота.

О высшем и профессионально–техническом образовании

Один из базовых элементов подъема экономики страны — повышение уровня университетского образования с учетом общих процессов глобализации. По результатам исследований Национальной ассоциации консультантов по вопросам приема в колледжи, в США главными трендами в системе высшего образования сейчас являются интенсификация академической мобильности студентов, значительное увеличение доли иностранных студентов в высших учебных заведениях, распространение практики онлайн–поступлений в вузы и повсеместное внедрение дистанционных форм обучения. Например, поступление в вуз по интернету становится обычной практикой, что расширяет географию студентов и положительно сказывается на экспорте образовательных услуг. Но, на мой взгляд, онлайн–курсы не могут полностью заменить традиционную модель обучения. Поэтому наиболее разумной представляется смешанная модель, когда основную информацию учащиеся получают дистанционно, а время непосредственно занятия преподаватель тратит на активное взаимодействие со студентом.


Фото Александра РУЖЕЧКА

Необходимо учитывать и сложившуюся объективную реальность, что сегодня одной из характерных черт высшего образования является его превращение из элитарного в массовое. Беларусь здесь не исключение. Во многом это продиктовано запросами рынка, ведь сформировалось мнение, что для работы, которая не требует простого ручного труда, необходимо специальное профессиональное образование. По прогнозам, скоро потребность в специалистах с образованием на уровне бакалавриата достигнет 90% от общего количества трудоспособного населения.

К сожалению, в последнее время во многих странах произошло обесценивание понятия «образование». В обществе зачастую потерян ориентир, многим не ясно, что такое по–настоящему образованный человек. При этом стоит подчеркнуть, что по–прежнему актуален отбор способной, талантливой молодежи. Так, в Болонской модели предусмотрены три основных цикла образования: бакалавриат, магистратура и докторантура. Последние два считаются элитарным образованием. В развитых странах в среднем от 70 до 80% студентов учатся на уровне бакалавриата, на уровне магистратуры — лишь около 20 — 30%, а в докторантуру попадают не более 2 — 5%. В итоге бакалавриат сегодня фактически представляет собой образование для всех. Поэтому в современных условиях перестают быть приемлемыми и те критерии оценки высшего образования, которые применялись в недалеком прошлом, так как они ориентировались на доступное лишь немногим элитарное образование. То есть претензии к качеству высшего образования должны быть не только в адрес студентов и их слабой подготовки, но и в адрес университетов, которые не вполне готовы учить в таком количестве. И эта проблема не только белорусских вузов.

Еще одна особенность современных университетов — все больше новых междисциплинарных специальностей, которые трудно вместить в рамки одной–двух наук, направлений. Отсюда все больше проблем с классификацией этих специальностей, проявляются «трудности прописки» их на конкретных факультетах. Поэтому следует серьезно посмотреть и на структуру университетов. К примеру, лучшие мировые вузы сегодня уходят от построения по принципу «базовый факультет», а во главу угла ставят базовую кафедру, которая и формирует необходимый набор дисциплин, позволяющий предоставить студенту достаточный объем знаний по специальности. Активнее следует переходить и на новый стиль преподавания с упором на дискуссионную составляющую. Надо давать студентам больше самостоятельности, а не загонять их в сугубо лекционные рамки.

В целом же глобализация — сложный процесс для университетов и требует изменения системы мышления об образовании и его практике на самом глубоком и высоком уровне. Может быть, даже в большей степени, чем в сфере экономики. И одним из главных приоритетов в развитии высшего образования в нашей стране должна быть модернизация как содержания, так и методов, подходов и структуры обучения в соответствии с произошедшими коренными изменениями во внутренней и внешней среде, в том числе и с возросшим потоком студентов. Но это возможно лишь при условии реформирования университетов с ориентацией на глобализацию и интернационализацию образовательной и научной деятельности. Что, в свою очередь, требует преодоления инерции, накопленной в последние десятилетия в учреждениях высшего образования страны. Сейчас нам нужно, во–первых, создать научно–образовательные кластеры различной структуры и состава из учреждений образования разных уровней. Положительный опыт в этом направлении уже есть в БГТУ, ГрГУ и в других вузах. Во–вторых, внедрить систему сетевого взаимодействия университетов, суть которой в том, что вузы одного направления и специализаций на основании согласованных учебных программ и планов собираются в сеть с центром, в качестве которого выступает ведущий вуз, что обеспечивает мобильность студентов между университетами. При этом магистратура открывается главным образом в ведущем вузе при условии наличия соответствующих научных школ. В–третьих, при сетевом взаимодействии учреждений высшего образования следует активизировать работу по созданию центров коллективного пользования с современным научным и технологическим оборудованием и аппаратурой. Такие центры в первую очередь должны функционировать при ведущих учреждениях высшего образования, но в то же время перспективно их развитие при колледжах для более активной кооперации с вузами. Чтобы успешно реализовать намеченные мероприятия и позволить системе высшего образования динамично развиваться, важно ввести и закрепить особый статус «национальное учреждение образования» и статус «ведущее учреждение высшего образования». Национальных учреждений образования в стране должно быть не более одного–двух, являющихся действительно флагманами и обладающих непререкаемым авторитетом и мировой известностью. Такие своего рода бренды высшего образования существуют в каждом государстве и всячески поддерживаются. В итоге статус «ведущее учреждение образования» присваивается на определенный период (например, пять лет) и должен подтверждаться по истечении установленного срока. Этот статус дает определенные права и приоритеты в направлении подготовки специалистов различных ступеней и уровней, введении специальностей, финансировании научно–исследовательских работ. Создание же кластеров и реализация сетевой организации образовательного процесса, помимо решения главной задачи повышения качества подготовки, позволит провести дальнейшую оптимизацию системы высшего образования для повышения ее экономической и ресурсной эффективности с учетом имеющихся долгосрочных прогнозов развития регионов и потребности в кадрах. Необходимо и привести перечень специальностей, по которым ведется подготовка в вузах, в соответствие с приоритетными направлениями фундаментальной и прикладной науки, с программами развития наукоемких производств, определяющих структуру высокоразвитой экономики. Особенно важна практико–ориентированная подготовка кадров, обучение инновационным технологиям и методикам. Количество учебных и производственных практик уже дифференцировано по специальностям и по уровням образования, а их длительность увеличена в среднем до 16 — 24 недель. Не менее важно и увеличить роль и значение научных исследований в подготовке специалистов с высшим образованием, расширить масштабы фундаментальных и прикладных научных изысканий по приоритетным направлениям, ведь уровень предоставляемого образования в университете в первую очередь определяется уровнем научных исследований и наличием ученых с мировым именем. Не обойтись и без аннулирования неактуальных, устаревших и дублирующих специальностей, направлений специальностей и специализаций. Следует также закрепить за Минэкономики и Минтруда и соцзащиты функции координаторов работы государственных органов по прогнозированию кадровых потребностей экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Сейчас они констатируют только текущее состояние рынка труда. А к компетенции Министерства образования нужно отнести функцию прогноза подготовки кадров.

О воспитании и идеологии

Ни одна система образования не может быть полноценной без серьезного нравственного и идеологического воспитания учащихся. К сожалению, сейчас во всем мире мы наблюдаем изменение моральных правил и принципов, и не всегда в лучшую сторону. Поэтому в учреждениях образования нужны программы нравственного и идеологического воспитания молодежи, требуется поддержка общественных молодежных организаций, которые способствуют выполнению этих программ. И в стране много сделано в данном направлении, в том числе разработана стратегия государственной молодежной политики до 2020 года, республиканская программа в сфере государственной молодежной политики на 2016 — 2020 годы, концепции организации волонтерского молодежного движения и развития студенческого самоуправления. Кроме того, по инициативе студенческой молодежи при министре образования созданы Общественный республиканский студенческий совет и Общественный республиканский молодежный совет. Но в деле формирования нравственных идеалов молодежи и патриотического воспитания важную роль играют общественные и гуманитарные науки. Поэтому сейчас особенно нужны исследования, связанные с осознанием новой эпохи, в которую вступил мир. А в современных условиях нестабильности и утери общемировых нравственных идеалов и ценностей от ученых, преподавателей и специалистов общественных и гуманитарных наук и дисциплин ждут формулировки новой парадигмы воспитательной работы, общего гуманитарного и нравственного воспитания молодежи.

* * *

Очевидно, что в образовании без постоянного анализа ситуации и оценки развития общества, науки, производства, без новаторства, творчества и кропотливой проработки всех, даже незначительных предложений и решений невозможно движение вперед. Остановка, самоуспокоение и самоуверенность, а также невосприятие критических замечаний — губительны, ведь от состояния системы образования зависит не только развитие и жизнь отдельных личностей, но и благосостояние и безопасность общества и государства в целом. Поэтому всем государственным и общественным институтам важно заботиться о системе образования и тщательно, разумно и взвешенно прорабатывать и принимать решения о ее развитии и реформировании. Можно быть уверенным, что в результате проводимой модернизации образования мы сохраним достоинства нашей системы и приобретем новые. И, на мой взгляд, выполнение намеченных и обозначенных в этой статье мероприятий позволит здесь существенно продвинуться, превратить наши университеты в центры производства знаний и технологий мирового уровня, конкурентоспособные на мировом рынке образовательных услуг.

Михаил ЖУРАВКОВ, Министр образования, профессор.

(Полный текст статьи читайте на нашем сайте www.sb.by)

Советская Белоруссия № 9 (24891). Вторник, 19 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дата публикации: 22:33:22 18.01.2016
E-mail*
Доп.информация
Что отправить? АнонсСтатью целиком
 
Установите новостной виджет «СБ» на главную страницу Яндекс прямо сейчас!
Читайте также
Популярное в разделе
Комментируемое в разделе

Комментарии


19.01.2016 08:43:08  Саша
В Германии представители бизнеса плохо отзываются о Болонской модели. Идёт критика во всех СМИ. У них все достижения были достигнуты предыдущей системой образования, а у нас Болонскую за достижение преподносят. А говоря откровенно, наше образование готовит к вчерашнему дню человека, но не к завтрашнему. Поэтому проблемы с развитием, модернизацией и т.д. Иллюзия знаний о мире при её использовании даёт обратный результат, откуда и следует, что "хотели как лучше, а получили как всегда".
Украинцы, на основе своего образования, думали им помогут западные партнёры, а их удушают. Хотя до всех событий им сообщали, что будут разорять вас, а они не верили. Теперь получили "как всегда". У нас же не понимали, что будет означать потеря украинского рынка, только недавно начали говорить о влиянии ассоциации с ЕС на РБ и о потоках европейских товаров по нулевым ставкам. А уже тогда нужно было подготавливаться. Как в шахматах опаздывают на 3 хода с реакцией на действия партнёров. Западные партнёры уже в который раз сырьевые страны в кризисы опускают. Как СССР низкими ценами на сырьё добивали, дефолт в РФ, в Аргентине и др. странах, неужели заранее нельзя учитывать эти процессы, каждый раз как первый раз, не знают что делать и к такому развитию не готовы. Это как снег зимой. С учётом ускорения процессов каждые 5-8 лет нужно быть готовыми к такому развитию событий. И в системе образования должны научить думать на опережение, а ждать пока пожар случится, а потом думать как тушить.
Немцы начинают работать над реализацией концепции индустрии 4.0. У нас ещё с 2.0 проблемы понимания, прогнозирования и осуществления. И честно нужно себе сказать, что состояние экономики Беларуси - это результат управления, работы кадров, их отбора, что в конечном счёте является оценкой деятельности системы образования в целом. Что подготовили, то и имеем.

ответить »


19.01.2016 11:29:34  Петр,пенсионер
Со многими тезисами Министра образования можно поспорить,но я остановлюсь на некоторых.Наконец то в министерстве образовании поняли,что "К примеру, советская модель, сочетающая в себе разумную строгость рассуждений с простотой и доступностью материала, а также предпочтение содержательным, а не формальным конструкциям, представляет собой одну из лучших в мире на соответствующем этапе развития общества",но одно дело констатировать факт,а другое реализовать её на современном этапе. А теперь посмотрим на практике,как к этому подходят в современной обычной средней школе (внук учится в 8 классе) - задача по математике или физике,когда то моя учительница по математике говорила нам всем,чтобы решить задачу надо минимум пять раз с прочесть саму задачу,а затем правильно записать краткое условие задачи,а сейчас прямо при чтении задачи криптограммой записывают это условие и такой же криптограммой её пытаются решить,в том же духе записывается и ответ. Ну и где содержательность,где рассуждения. Сколько бы учебников по физике не издавали,но лучшего учебника по физике под редакцией Г.С. Ландсберг "Элементарный учебник физики" в трех томах еще никто не придумал,ни от этого ли он уже претерпел больше десяти переиздания начиная с 1952 года,считаю,что этот учебник и нужно взять за основу нового учебника физики,где простым и понятным языком доведены до учащегося сложные физические явления. Согласен,что каждые десять лет объем информации удваивается,а что в прошлое столетие такого не было и успевали наши ученые мужи от образования доносить до учащихся все новшества. И в образовании Министр образование сетует на внешнее воздействие на наше образование,как с положительной стороны так и с отрицательной намного больше,опять нам кто то мешает(?). Не знаю с каких таких соображений мы так пробивались для вступления в Болонский процесс,ведь многие мировые ВУЗы так в него и не вступили и не собираются вступать.,а мы что,нам хворостинкой помахали мы и рады бежать на привязи. И полностью согласенс Министром,что в 8-9 классах нужно вводить,не просто уроки труда(лобзиком выпиливать),а предпрофильную подготовку и это не ново,так, у нас,в мое время,в школе в 8 классе нас учили(мальчиков),как в доме провести свет с элементами лампочек,выключателей и розеток,и прямо на листе толстой фанеры каждый из нас устанавливал и проводил свет в свой дом. И мне совсем не понятно утверждение Министра,,когда он обращается к опыту США ... "Повышения уровня университетского образования .... через увеличения доли иностранных студентов в высших учебных заведениях...",да,для США это палочка выручалочка,которая решает две задачи для Америки,первая - это полная деградация собственной системы средней школы,а вторая - это заполнение этого вакуума зарубежными грамотными головами с дальнейшей задержкой их в США для нужд государства. И совсем Министр не затронул тему связки ВУЗ - предприятие,а на этом во многом строилось в СССР взаимодействие и рост профессионализма студента до получения им диплома(участие студентов в так называемых хоздоговорных работах институт-предприятие и в таких участиях студентов определялись и будущие научные кадры страны(отбор в аспирантуры).

ответить »


19.01.2016 13:50:12  Сафонов Анатолий
Я уже столько сказал, что можно книгу выпускать.... Правильно Петр

ответить »


19.01.2016 14:28:31  алекс, 67, EC
...... исследовать можено до бесконечности... жить нужно сегодня... А день сегоднешний еще раз доказала, что лучше(стабильнее.. правильней...) чем христианская(магометанская. индуистская. буддистская, иудейская.... ) мораль и социальистическая !!!!(с учетеом нацособенностей!!)идеология нам людям мира не даны. Конечно можно жить нормально и с монархами.., но пусть они будут как рудимент, как традиция... но не беолее того. Нужна доказательстьвенная база ???? Думаю нет. Поэтому уроки теологии с первого класса.Война с распущенностью причем на всех уровнях. А то жили жили при не укради налево право не ходи и вдруг сразу перешли к эскорт услугам как стакан газировки..... Так не должно быть.И пусть школьные праздники проходят в церквах... Думаю это главное. Что касается учебника физики-здесь нет равных Петру-пенсионеру.
Приятнго, что министра глубоко интеллигентный и культурный человек. А это уже 90% успеха.Только тематика по-моему не для широкого круга. Здесь только специалистам высокого класса решать.Цена очень высокая-это будущее наших детей и внуков.

ответить »


19.01.2016 21:05:34  Сафонов Анатолий
Правильно Алекс! Я тоже сторонник того, чтобы не было как "...однажды лебедь, рак да щука, тигр, осьминог, улитка да гадюка, лев, кашалот, гиппопотам ... короче говоря - нет воза там...." . Реформу должны делать не те, которые сидят на завалинке и делают "как скажут", а выбрать из тех, кто последние пять-десять лет бил тревогу о том, что делается у нас в образовании, для кого это смысл жизни и кто отдал этому всю свою жизнь... Поверьте - их не много, но у них есть мотивация и они знают чего им надо и как это сделать, например: Михаил Волков, Евгений Ливянт, Владимир Разумович и другие. Их надо собирать вместе и делать тренинг по основным вопросам развития образования и слова Петра пенсионера в этом будут не последние и его жизненный опыт не даст протолкнуть очередную авантюру. По этому поводу мне нравятся заседания правительства в Англии, где каждый высказывает свою точку зрения и где более консервативно решаются многие вопросы, как политические, так и экономические и с "шашкой наголо" никто реформы не делает... С уважением.

ответить »


19.01.2016 21:34:51  ВалерГолуб
В статье очень много демагогии. Думаю, что под опекой этой демагогии могут
расти подобные демагоги. Уже однажды было совершенствование образования (не так давно). А получилось? Наступили на грабли. Что касается советского метода образования, то оно не по времени, по крайней мере.
Его время безвозвратно ушло.

ответить »


24.01.2016 19:03:52  Петр,пенсионер
Уважаемый ВалерГолуб,интересно,Ваше образование,что закончили,где работали и были ли успехи в жизни на основе образования.

ответить »


19.01.2016 23:21:57  Андрей Бекиш
Прочитал очередную комбинацию красивых слов.

А есть ли примеры стран с хорошей системой образования, где учителя и профессорско-преподавательский состав получают 200-300 долларов в эквиваленте?

Очень неприлично сводить все к деньгам. Я и не пытаюсь. Просто задаю вопрос, интересуюсь так сказать.

ответить »


24.01.2016 19:43:11  У...И...Ы....
С Вами согласен...

хотя многие собеседники могут обвинить ВАС ПРЕПОДАВАТЕЛЯ в меркантильности....Им точные науки не нужны........ Удачи ВАМ Андрей, и достатка за не всегда благодарный труд.......

ответить »


20.01.2016 13:28:11  Андрей, 45, Беларусь
Позволю себе процитировать слова умного прекрасного специалиста, настоящего профессионала, автора статьи "Образование: взгляд изнутри" в "СБ:Беларусь сегодня" директора гимназии В.Н.Разумовича, оставленные в комментариях к статье: "Министр образования с 1-го сентября т.г. может своим приказом внести как минимум десяток изменений не требующих финансовых затрат и кадровых потрясений, что сразу же позволит значительно улучшить условия работы каждого учреждения образования".
Но вместо этого пишется очередная статья. Такого рода статья - далеко не первая, и мы видим, каковы последствия таких статей для системы образования.
В очередной раз предлагается модель модернизации всей системы образования, но: 1) где объективный анализ сделанного и объективная оценка ситуации в количественных параметрах, в сравнении с предыдущими этапами и передовыми мировыми образцами и стандартами?; 2) кто разработчики программы изменений?; 3) кто эксперты?; 4) какие измеримые цели ставятся?; 5) в какие сроки и какими средствами эти цели должны быть достигнуты; 6) какие результаты получены? И самое главное: 7) кто все это будет делать и кто, в конце концов, будет нести ответственность за эти изменения? Или министр полагает, что можно получить принципиально новый результат, ничего не меняя в институтах планирования и управления изменениями?
Министр - доктор наук, он в совершенстве владеет инструментом под названием "научная методология". И не совсем понятно, почему при планировании программы модернизации важнейшего социального института вместо научного подхода в разработке Стратегии министр предпочитает публицистический стиль своих предшественников.
Если статья - реакция на недовольство в верхах тем, что министерство образования опять ничего не делает, тогда все понятно - простим и забудем!
Но если это анонс предстоящих изменений, тогды мы, похоже, опять на пороге очередного этапа хаотических шараханий от "недостаточно хорошего" к "самому лучшему" без каких-либо шансов на улучшение ситуации в системе образования. Нет Стратегии - нет программы. Нет программы - нет целей. Нет целей - нет критериев оценки сделанного. Нет критериев оценки - нет механизма корректировки достижения целей, и, конечно, никакой ответственности. Извините, министр, но это азы управления проектами.
Министр хочет создать "систему сетевого взаимодействия университетов, суть которой в том, что вузы одного направления и специализаций на основании согласованных учебных программ и планов собираются в сеть с центром, в качестве которого выступает ведущий вуз, что обеспечивает мобильность студентов между университетами"? Только для обеспечения мобильности студентов? Из пушки по воробьям? Ну так в порядке эксперимента создайте хотя бы одну такую сеть и покажите на конкретном примере и результатах, что это такое, как это работает и какой весомый научный, академический и экономический эффект дает.
Министр считает, что "сейчас нам нужно ... создать научно–образовательные кластеры различной структуры и состава из учреждений образования разных уровней. Положительный опыт в этом направлении уже есть в БГТУ, ГрГУ и в других вузах"? В чем этот положительный опыт заключается с точки зрения результата, покажите на цифрах, не на словах!
Министр пишет: "Чтобы успешно реализовать намеченные мероприятия и позволить системе высшего образования динамично развиваться, важно ввести и закрепить особый статус «национальное учреждение образования» и статус «ведущее учреждение высшего образования». Министр не знает, что понятие "ведущий вуз" (или, как у нас сейчас говорят, УВО) уже не один десяток лет присутствует в нашей системе высшего образования и предлагает изобретать велосипед? Так хоть горшком назови... И, кстати, что это за "намеченные мероприятия", кем, когда и в каком документе они, с позволения сказать, "намечены"?
Не требует большого ума понимание того, что без постоянно действующей Экспертной рабочей группы профессионалов-практиков не будет выработано ни Стратегии, ни Программы, ни скоординированных планов модернизации системы образования, не будет достигнуто никаких позитивных результатов. Хотя псевдоактивностей будет, хоть отбавляй! Как и "распиленных" бюджетных средств...
Уважаемый господин министр, когда же министерство под Вашим руководством начнет уже хоть что-то делать?

ответить »


24.01.2016 19:34:16  Сафонов Анатолий
Согласен с Вами Андрей! Нельзя все так сразу и без расчетов и без экспериментов.

ответить »


24.01.2016 16:03:47  ЧУКЧА, СССР
Ой, белорусы! Да не гневите же Вы Бога! А вот у нас в России за исключением всего нескольких учебных заведений, образование скоро будет похоже на деревоперерабатывающий комбинат.
Вы может, спросите меня, а почему так!
Да тут очень же просто все: принимать будут дубы, а выпускать липу, однако.

ответить »


24.01.2016 21:07:49  Георгий
ЧУКЧА, СССР, никто в мире не умеет так забавно смеяться над собой, как мы.

ответить »


24.01.2016 17:19:10  ----7
Принимать дубы, а выпускать липу" -- это вы о себе и собственном образовании?:D

ответить »


25.01.2016 14:30:37  Сафонов Анатолий
Никак не пойму, как можно сократить объем изучаемой информации на 30% и в то же время с 8-го класса сделать профильные классы?!
P.S.
Все наши методики и новшества носят сумбурный характер. Если один учитель разработал методику и у него получилось, то это не значит, что если остальные учителя применят эту методику и у них все получится?! То же самое относится и к детям: работая с одним ребенком по данной методике и перенеся эту методику на другого ребенка, ты вдруг осознаешь, что она уже не работает?!

ответить »

Новости онлайн
В Беларуси

Все статьи раздела

В мире

Все статьи раздела


Архив газеты

Май 2016
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031