Энергетика будущего

На Белорусской АЭС появился первый реактор
На Белорусской АЭС появился первый реактор


На сооружении Белорусской АЭС начался качественно новый и важный этап. Сюда в конце минувшего года был доставлен корпус реактора для первого энергоблока. А в нынешнем году начнется его монтаж. Об этом сообщил главный инженер Белорусской АЭС Анатолий Бондарь.

Доставка корпуса реактора превратилась в захватывающую транспортно-логистическую эпопею. Массивное изделие весом 350 тонн доставляли комбинированным путем. Сначала от завода-изготовителя на специализированной автомобильной технике его доставили на причал Цимлянского водохранилища. Затем до Великого Новгорода корпус реактора передвигался по речному пути. Далее его перевозили по железной дороге на специализированном транспортере, единственном на просторах бывшего СССР.

На границе Беларуси и России корпус реактора прошел соответствующее оформление и затем прибыл на конечную станцию Бобровники, которая используется для нужд Белорусской АЭС и находится вблизи станции. Анатолий Бондарь рассказал и другие интересные подробности. Корпус реактора можно было перемещать по железной дороге только в дневное время. Его изготовил волгодонский филиал АО "АЭМ-технологии" "Атоммаш". Корпус был отгружен с завода 14 октября. Оборудование весит более 330 тонн, его высота 13 метров, диаметр 4,5 метра. В целом АО "АЭМ-технологии" изготовит для Белорусской АЭС более 50 видов оборудования. За 2013-2017 годы будет изготовлено и отгружено свыше 4 тыс. тонн оборудования.

В 2016 году начинается поставка и монтаж и другого основного энергетического оборудования, сообщил заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк:

- Работы на площадке строительства БелАЭС идут по графику, соответственно, монтаж основного оборудования должен произойти в установленные сроки. Основное оборудование для первого энергоблока будет на площадке АЭС в 2016 году. Уже доставлены значительные объемы электротехнического и другого оборудования. В 2016 году также частично начнет поступать оборудование для второго блока.

А вот что уточнил главный инженер Белорусской АЭС Анатолий Бондарь. В 2016 году запланирована доставка двух парогенераторов для первого энергоблока (для одного энергоблока их необходимо четыре, два уже находятся в Островце). Третий парогенератор уже готов к отгрузке с предприятия-изготовителя. В феврале-сентябре намечена доставка главных циркуляционных насосов. Кроме того, в 2016 году планируется получить дизель-генераторы, необходимые для обеспечения высокой безопасности энергоблоков станции, транспортный шлюз. Ожидается также поставка оборудования автоматизированной системы управления технологическими процессами.

Словом, делается все возможное, чтобы первый энергоблок Белорусской АЭС запустить в ноябре 2018 года, второй - в июле 2020-го, сообщил Анатолий Бондарь:

- Сейчас работы ведутся так, что разница по времени ввода первого и второго энергоблоков может сократиться - такая ситуация наблюдалась и во время ввода зарубежных атомных станций.

В 2015 году работы параллельно велись на двух энергоблоках станции. Построены здания учебно-тренировочного центра и пожарное депо. Одновременно работы продолжаются в зданиях реакторов первого и второго энергоблоков, турбинных отделениях, зданиях управления, безопасности, на резервных дизельных электростанциях, градирнях, в административно-бытовом корпусе. Все работы на площадке АЭС выполняются по графику, констатировал главный инженер.

Общая стоимость оборудования для Белорусской АЭС оценивается в 3 млрд долларов, сообщил далее Анатолий Бондарь. В том числе оборудование длительного цикла изготовления (это все, что связано с реакторной и турбинной установками) стоит приблизительно 1,6 млрд. По словам Анатолия Бондаря, белорусские компании производят 7,5% общепромышленного оборудования для атомной станции. Речь идет именно об общепромышленном оборудовании и не касается производства оборудования длительного цикла изготовления. Таким образом, отечественные производители непосредственно участвуют в проекте Белорусской АЭС. Доля изготавливаемого ими оборудования медленно, но все-таки растет, отметил он.

Продолжая тему, заместитель министра энергетики Михаил Михадюк рассказал, что со стороны белорусских компаний есть заинтересованность участвовать в конкурсах на поставку оборудования для Белорусской АЭС. Например, высокую активность проявляет Минский электротехнический завод имени В.И.Козлова. Чаще всего белорусские предприятия становятся поставщиками двигателей, кабельной продукции, баков, металлоконструкций. "Вопрос участия белорусских предприятий рассматривается нами ежемесячно. Конечно, есть особые требования к поставщикам оборудования на атомную станцию", - добавил он.

Естественно, на новом этапе требования к соблюдению всевозможных норм и правил сооружения такого ответственного объекта только возрастают. Однако пока критических замечаний по строительству Белорусской АЭС нет, сообщил Анатолий Бондарь. Хотя мониторинг работ на площадке ведется в постоянном режиме, в том числе Госатомнадзором, органами строительного надзора. 

Сейчас работы на площадке АЭС ведутся на 102 объектах. Около 83% работ выполняют строительные организации Беларуси, 17% работ - российские. Одна из главных задач - своевременно возвести защитные оболочки, чтобы обеспечить необходимые условия для монтажа реакторной установки. Ожидается, что монтаж корпуса реактора первого энергоблока состоится в августе 2016 года.

Ядерное топливо для Белорусской АЭС будет поставлять российская компания "ТВЭЛ", сообщил Анатолий Бондарь. Конкретные сроки поставки топлива пока не уточняются. "Мы прорабатываем с российской стороной соглашение по поставке ядерного топлива в соответствии с контрактом", - добавил заместитель министра энергетики Михаил Михадюк. Предполагается, что будут обозначены детали начальной загрузки ядерного топлива и первой перегрузки.

Досье

Компания "ТВЭЛ" - одна из наиболее авторитетных в мире. Входит в состав топливного дивизиона госкорпорации "Росатом" и включает предприятия по фабрикации ядерного топлива, конверсии и обогащению урана, производству газовых центрифуг, а также научно-исследовательские и конструкторские организации. Основной деятельностью "ТВЭЛ" является производство и поставки ядерного топлива для энергетических и исследовательских реакторов. Топливная компания обеспечивает ядерным топливом 78 энергетических реактора в России и пятнадцати государствах Европы и Азии, 30 исследовательских реакторов в мире, а также все транспортные реакторы российского атомного флота. Каждый шестой энергетический реактор в мире работает на топливе, изготовленном ТК "ТВЭЛ".

Все это позволяет сделать вывод, что стратегическим партнером Беларуси в области атомной энергетики и в будущем остается Россия, заявила начальник отдела международного сотрудничества, подготовки кадров и информационного обеспечения Департамента по ядерной энергетике Министерства энергетики Лилия Дулинец. Она акцентировала внимание на том, что одновременно расширяется сотрудничество со странами, также имеющими развитую атомную отрасль: Францией, Чехией, Словакией, Венгрией, Республикой Корея. Кроме того, налажено взаимодействие с государствами, только приступающими к реализации своего первого ядерного проекта. Так, Беларусь подписала декларацию о взаимодействии с Бангладеш - эта страна сейчас занимается строительством первой атомной станции "Руппур" с водо-водяными реакторами по российскому проекту. Пока работы в Бангладеш находятся на подготовительном этапе. Осенью 2015 года делегация этой страны посетила площадку строительства Белорусской АЭС для изучения белорусского опыта.

Одновременно Беларусь наращивает сотрудничество с международными организациями, в первую очередь МАГАТЭ и Всемирной ассоциацией операторов атомных электростанций.

Досье

Белорусская атомная электростанция возводится по проекту АЭС-2006 в 18 км от Островца (Гродненская область). БелАЭС будет состоять из двух энергоблоков суммарной мощностью до 2400 (2х1200) МВт. В соответствии с генеральным контрактом на строительство станции первый энергоблок планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году, второй - в 2020 году.

Всегда на шаг впереди

Российская государственная корпорация "Росатом" - главный партнер Беларуси по строительству первой в стране атомной электростанции возле райцентра Островец. От финансово-экономического самочувствия этой огромной организации во многом зависят сроки и качество реализации важнейшего инвестиционного проекта. Каковы результаты работы госкорпорации в нынешних непростых экономических и политических условиях? Каковы планы? Об этом рассказывает генеральный директор "Росатома" Сергей Кириенко.

- Серегей Владиленович, какова роль атомного комплекса в экономическом и научно-техническом развитии России?

- В СССР атомный проект рождался как проект обеспечения национальной безопасности. Сегодня, возвращаясь к документам 70-летней давности, по-другому понимаешь, в каких условиях жили люди, в каких условиях они эту задачу реализовывали. Потому что вопрос действительно стоял так: не просто получится или не получится научная разработка, удастся ли выполнить поставленные задачи и получить награды и премии, нет. Вопрос стоял так - быть стране или нет? И более того, люди, которые занимались реализацией этого проекта в закрытых городах Минсредмаша, понимали, что они являются первыми точками прицеливания. То есть если не успеть, если у СССР не появится своего ядерного оружия, то будет нанесен превентивный удар.

Если говорить о сегодняшних задачах, то по-прежнему главная задача атомной отрасли - обеспечение надежного ядерного щита, в том числе с учетом всех новых вызовов. Но к ней добавился и целый ряд других задач. Задел, который с самого начала формировался в атомной отрасли, позволил создать уникальный набор технологий, крайне важных для развития экономики, для энергетической и транспортной безопасности России. Это, конечно, атомная энергетика, транспортные реакторы для атомных ледоколов и обеспечения Северного морского пути. Это современная наука и современная медицина. Иными словами, сегодня добавился целый ряд новых направлений, связанных с мирным использованием атомной энергии и радиационных технологий.

- Какое место в  этом ряду занимают зарубежные проекты "Росатома"?

- Необходимо понимать, что работа на зарубежном рынке - это зона жесточайшей конкуренции. Нас там никто не ждет, я бы даже сказал, всеми силами пытаются не пустить, создать барьеры и вытолкнуть. Да и говорить о том, что эта конкуренция всегда добросовестная, тоже не приходится, используются все рычаги давления: и политические, и административные, любые. Поэтому лично для меня самый главный показатель заключается в том, что в такой жесткой, агрессивной среде мы в последние годы не проиграли ни одного международного тендера. Все тендеры, на которые мы выходили, заканчивались победой российских атомных технологий. Здесь крайне важно подчеркнуть эффективность и конкурентоспособность наших технологий.

Атомная отрасль отличается от многих других отраслей более длинным циклом реализации проектов. Ведь атомная станция в четыре блока строится 7-10 лет, далее она гарантированно работает минимум 60 лет, а при грамотной эксплуатации все 80-100! Следовательно, мы заключаем контракты на поставку топлива на 20-30 лет, и это нормальный срок контрактной работы. Такие сроки больше любых политических циклов и даже больше циклов человеческой жизни. Поэтому важнейшая вещь для нашей работы на международных рынках - это репутация не только технологической надежности, безопасности, но и репутация отрасли, которая всегда выполняет принятые на себя обязательства.

Вне зависимости от того, как складывается ситуация, если российские атомщики что-то обещали, они это сделают. В последние годы мы завершили проекты, которые заключались в непростые 90-е годы, и ряд этих проектов был не очень рентабелен, как, например, строительство атомной станции в Иране. Кроме того, мы обеспечили пуск девяти энергоблоков в четырех разных странах: пущен Бушер, пущены блоки в Тяньване, в Индии, пущен исследовательский реактор в Китае, три новых блока запущены в России. Одним словом, все обязательства выполнены, и это важнейший показатель конкурентоспособности атомной отрасли. За счет выполнения обязательств по ранее подписанным контрактам мы сегодня имеем самый большой в мире портфель контрактов на сооружение новых АЭС в других странах.

Наш портфель подписанных контрактов на сегодня - более 20 энергоблоков. А общий портфель контрактов на 10 лет вперед - более 100 миллиардов долларов. И если считать не на 10 лет, а весь период эксплуатации и обслуживания объектов, то это портфель контрактов уже более 300 миллиардов долларов.

Принципиально важно, что атомная отрасль обеспечивает как раз тот экспорт, которым страна может гордиться. Потому что это не экспорт сырья, а экспорт высокотехнологического продукта, то есть результата интеллекта и творчества людей, которые живут в нашей стране. Именно на таком экспорте правильнее всего зарабатывать для развития экономики страны.

- Российский ледокольный флот также играет международную роль...

- Знаете, у нас наработаны тысячи реакторо-лет в технологиях безопасного использования атомных реакторов в ледоколах. У нас есть опыт, когда ледоколы более года не заходили ни в один из портов, в постоянном режиме обеспечивая судоходство по Северному морскому пути. У нас есть уникальный результат, когда проводка каравана судов через Севморпуть заняла всего 7,5 суток - это несопоставимо ни с одним другим альтернативным маршрутом. И конечно сегодня, когда в северных широтах начинается масштабная добыча углеводородов, когда каждый час имеет значение, а мы выигрываем как минимум 20 суток, в сравнении с альтернативными маршрутами прохода в Юго-Восточную Азию, это становится важнейшим конкурентным преимуществом нашей страны.

Наша задача понятна и проста: мы должны обеспечить необходимую инфраструктуру и доставку грузов для российских проектов на Ямале, в Северном Ледовитом океане, а также обеспечить эффективную работу Северного морского пути. Поскольку растут объемы перевозок в северных широтах и прогнозируется дальнейший многократный рост, принято принципиально важное решение Правительства РФ о закладке серии новых атомных ледоколов. В 2016 году должен состояться спуск на воду первого головного ледокола в серии, затем еще двух серийных ледоколов принципиально нового класса. Это так называемые двухосадные суда, которые, во-первых, обеспечивают проход на скорости через самые толстые льды, гарантируя круглогодичную навигацию Севморпути. Во-вторых, они могут менять осадку и входить в устья великих сибирских рек, обеспечивая развитие береговой полосы, добычу углеводородов и развитие экономики России на Крайнем Севере.

- Как сказывается на развитии корпорации рост мировой конкуренции?

- Сегодня с точки зрения мирного использования атомных технологий конкуренция меняется. Нашими традиционными конкурентами в атомной энергетике всегда были США, Франция, Япония. Возьмусь утверждать, что за последние годы в результате всего комплекса мер, предпринятых Президентом и Правительством России, мы эту конкуренцию выиграли. Согласитесь, когда Россия выигрывает тендер на сооружение атомной станции в Финляндии, Венгрии, Турции, Иордании, а многие из этих стран являются или членами НАТО, или просто политически для них США или Европа ближе. Так вот, когда мы на конкурсе выигрываем, то это победа за явным преимуществом. Это, на мой взгляд, и есть главный эффект конкурентоспособности.

Но успокаиваться нельзя. На рынок мирных атомных технологий выходят новые игроки: в первую очередь это корейские и китайские атомные компании. Они используют как преимущество более дешевую рабочую силу, серьезную поддержку государства в виде централизованной плановой экономики, дешёвые кредитные ресурсы. Это новая реальность в конкурентной борьбе. Однако я считаю, что конкуренция - всегда хорошо. Конкуренция заставляет думать на опережение. Одна из главных ценностей "Росатома" звучит так: на шаг впереди. Мы всегда должны быть на шаг впереди и самих себя вчерашних, и всех конкурентов. 

Я уже говорил, что продукт "Росатома" это не сырье. Это даже не уникальные сооружения, здания, станки, установки, хотя, конечно, многие из них вызывают искреннее восхищение людьми, которые их создавали в сложнейших условиях. Это все очень важно, но не это основа конкурентоспособности атомной отрасли России. Основа - человеческий потенциал, интеллект людей, работающих в атомной отрасли, это их профессионализм и их преданность делу. Я уверен, главное богатство атомной отрасли - это человеческий капитал, это люди, которые в ней работают.

На выходе корпус второго реактора для БелАЭС

В Волгодонском филиале "АЭМ-технологии" (входит в машиностроительный дивизион Росатома - "Атомэнергомаш") завершена сварка верхнего полукорпуса реактора для второго энергоблока Белорусской АЭС. Перед сваркой проходила операция по сборке составных частей полукорпуса. Она уникальна, потому что  все массивные и крупные по размеру детали необходимо выставить относительно друг друга очень точно, с отклонением не более 0,5 мм. Немалую сложность представляла и автоматическая сварка кольцевых швов. Она длилась 15 дней, при этом приходилось непрерывно подогревать зону сварного соединения. Затем многотонное изделие отправили в печь на термическую обработку при температуре 300 градусов, чтобы оно приобрело требуемые механические свойства. После того, как контролеры тщательно проверили качество сварных соединений, внутри полукорпуса была нанесена коррозионно-стойкая наплавка. 

После того, как будут изготовлены и соединены воедино остальные части корпуса реактора, он приобретет вид огромного стального цилиндра наподобие железнодорожной цистерны. Внутри корпуса размещается активная зона и внутрикорпусные устройства. Ожидается, что корпус второго реактора прибудет в Островец, где строится Белорусская АЭС, во второй половине 2016 года. А корпус реактора для первого энергоблока, как известно, уже прибыл на строительную площадку. По плану строительства станции первый энергоблок планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году, второй - в 2020 году.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter