Хозяева частных домов покупку топлива откладывают до холодов

Дрова в сезонном разрезе

Ситуация, повторяющаяся из года в год. Жители частного сектора Могилевщины начинают запасаться дровами и торфобрикетом, когда ударят морозы. Чуть на улице установится минус — в райтопсбытах всегда оживленно. Потеплело — и число посетителей резко идет на убыль. Может, в этом году люди наконец осознали, что к зимним холодам лучше готовиться заранее, без аврала? Еду в Быховский район, чтобы на месте увидеть положение дел.

Николай Лызь.

Отопительный сезон начался рано — в первых числах октября. Однако в местном райтопсбыте посетители есть и сейчас. Люди только сегодня, когда ноябрь на исходе, решили запастись торфобрикетом или дровами. Симпатичная молодая дама, назвавшаяся многодетной матерью, объяснила свою нерасторопность тем, что у нее во дворе очень маленький сарайчик, в который ничего не помещается. Только сейчас, мол, удалось освободить помещение, чтобы наполнить топливом.

Оказалось, что, кроме молодой мамы, только на этой неделе обратились за топливом и другие хозяева из частного сектора. В холодную погоду еженедельно приходят до 30 человек, тогда как в оттепель не набирается и пяти.

С директором Быховского райтопсбыта Николаем Лызем специально объехали городские улицы, с которых в последние дни поступали заявки, — Новоколхозную, Фрунзе, Заслонова. У всех домовладельцев хорошие сараи и навесы. Но с покупкой топлива ждут почему–то до последнего...

Побывали и в деревне Заяченье у 66–летнего одинокого пенсионера Николая Шавликова, которому по его просьбе доставили дрова накануне. Места для хранения топлива у него хватает. Пенсионер как раз складывал во дворе поленья. Пожаловался на невысокую пенсию. Дескать, никак не мог собрать раньше нужной суммы.

Конечно, пенсионеры, да и сельчане трудоспособного возраста не самые богатые люди. Однако сезонная норма топлива, которая отпускается по льготной цене на каждое домовладение на Могилевщине, стоит не так уж дорого. За положенные три тонны брикета придется заплатить 654 тысячи рублей, за 4,9 кубометра дров — 318.500. Правда, это цены без доставки, дополнительно сельчане оплачивают пробег машины в обе стороны — до 200 тысяч рублей. Да и дрова за минимальную цену доставят двухметровыми. Если работники райтопсбыта их еще поколют–попилят, за дополнительную услугу возьмут еще 400 тысяч рублей. 

Николай Шавликов в этом году припозднился с покупкой дров.

Теперь немного статистики. Всего в Быховском районе 9.676 домовладений, однако большинство из них отапливаются газом. Кроме того, жители отдаленных деревень покупают дрова не в райтопсбыте, а в лесхозе: отходы древесины, обрезки. Так им дешевле. Тем не менее в райтопсбыте выписано 3.455 топливных книжек. Правда, по одному экземпляру хранится на предприятии, по одному — на руках у домовладельцев, так что клиентов получается вдвое меньше. К тому же иногда книжки люди теряют, им оформляют дубликаты. С учетом этих нюансов можно считать, что 1.500 домовладений покупают топливо в райтопсбыте. Однако на сегодня дрова и брикет выписали всего 1.047 хозяев домов. Где же остальные?

Кто–то за этот год перешел на газоснабжение, у кого–то благодаря мягкой зиме топливо осталось еще с прошлого года, некоторых стариков на зиму забрали к себе дети. Но обратимся опять к цифрам. Брикета в январе этого года выписано 68 тонн, в феврале — 54,5, в марте — ни одной тонны, в июне 100, зато в октябре — 310. Та же ситуация и с дровами: январь — 191 тонна, май — 173, июль — 142, зато сентябрь — 338,1, а октябрь — 578,5. Зачем же домовладельцы создают трудности себе и другим, тянут до последнего?

На улице сейчас то дожди, то мокрый снег. В такую погоду брикет райтопсбыт вообще не возит. Конечно, при транспортировке топливо закрывают, но выгружать–то все равно придется на влажную землю. А как топить дом мокрым брикетом?! Дрова после выписки по договору должны доставить в течение месяца. На практике привозят на четвертый–пятый день, от силы — через неделю. Если кому–то нужно срочно, в райтопсбыте идут навстречу. Но все равно сотрудникам предприятия работать в таком режиме непросто. Здесь трудятся всего 9 человек и имеется только три единицы техники: два грузовика и трактор. А Быховский район — протяженный, до населенных пунктов Смалицкого, Черноборского сельсоветов приходится ехать по 30 километров. Темнеет сейчас рано. Понятно, много рейсов за день не сделаешь.

К тому же работники райтопсбыта — сдельщики, и при такой ситуации зарплата из месяца в месяц получается очень разной: то густо, то пусто. По долгу службы они общаются со своими коллегами из других районов Могилевщины и уверяют, что почти везде ситуация примерно такая же.

Николай Лызь по опыту прошлых лет делает вывод:

— За декабрь топливо точно возьмут все желающие, придется еще, может, с месяц напряженно поработать, а потом начнется затишье.

Компетентно

Жанна Савицкая, заместитель генерального директора Могилевского коммунального областного унитарного производственного предприятия «Облтопливо»:

— Хотелось бы, чтобы люди брали твердое топливо в течение года более равномерно. Чтобы переломить ситуацию, мы постоянно работаем с населением: проводим разъяснительную работу через средства массовой информации, сельсоветы, звоним хозяевам частных домовладений индивидуально, размещаем объявления в агрогородках около магазинов, Домов культуры, проводим «прямые линии», напоминаем ветеранам и участникам Великой Отечественной войны об их льготах — праве получить топливо за половинную стоимость. Думаю, со временем эта работа даст определенные результаты.

irina_mendeleva@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 232 (24862). Вторник, 1 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter