Минским учителям обещают арендное жилье

Дом, где живет учитель

Проблема нехватки кадров из системы дошкольного образования потихоньку перетекает в среднюю школу. Серьезный повод для беспокойства уже есть в начальных классах, где опытные педагоги — настоящий дефицит. Показательный пример: в минской школе 1 сентября на четыре первых класса вдруг оказался лишь один–единственный классный руководитель. И одна из причин, почему выпускники педвузов не остаются в Минске, — жилье. Попробуйте арендовать квартиру или хотя бы комнату на зарплату молодого учителя! Как в сфере образования собираются решать квартирный вопрос?

Что проблема с жильем сегодня — одна из болевых точек, было видно еще на распределении, когда выпускники БГПУ им. М.Танка один за другим делали выбор в пользу населенных пунктов за МКАД. Почему? Школы райцентров и агрогородков заманивали молодых специалистов общежитием. А это серьезное преимущество. Например, другая категория бюджетников, медики, уже не первый год жилищный вопрос решают именно за счет общежитий, которые исправно строят в том числе и в черте Минска. В приоритете — квадратные метры для семей. А как раз с этим пунктом у педагогов совсем беда. Из года в год в столице ситуация не меняется: для работников образования здесь только одно общежитие, да и то может предложить лишь койко–места для одиноких без детей, ведь в комнату заселяют по 2 — 3 специалиста. В регионах ситуация чуть лучше, рассказывает Валентина Герасимович, заведующая отделом социально–экономической работы профсоюза работников образования и науки: педагогов здесь стараются обеспечить жильем, причем места находят в общежитиях предприятий других сфер. Впрочем, и в Минобразования не раз подчеркивали, что решать жилищный вопрос — обязанность исполкомов, в ведении которых школы. Другое дело, что у подведомственных организаций и своих нуждающихся хватает. Результат? Даже в регионах учителям достаются места лишь в том случае, если более или менее обеспечены жильем работники предприятий, к которым относятся общежития.

К сожалению, подчеркивает вице–премьер Наталья Кочанова, пока нет возможности выделить учителей в какую–то отдельную категорию льготников для строительства жилья. Поэтому оптимальный выход в столице — арендные квартиры. Этот же подход видит наиболее перспективным и министр образования Михаил Журавков. Сейчас, говорит он, ведомство как раз прорабатывает в Минске вопрос о предоставлении арендного жилья педагогическим кадрам. К слову, инициатором такой идеи много лет выступала Минская городская организация Белорусского профсоюза работников образования и науки. Для тех, кто кочует по съемным квартирам, — действительно выход. Тем не менее, отмечает председатель организации Лариса Волкова, точные цифры нуждающихся пока назвать сложно. В городе в очереди — более 700 работников образования. Но согласие на арендную квартиру ведь автоматически вычеркивает из очереди на строительство. И хотя возвести собственное жилье — перспектива более чем туманная, многие все же предпочитают держаться за эту соломинку, чем рисковать с другими вариантами. Сейчас все учителя, которым с подачи профсоюзов удалось попасть в ЖСПК, строятся исключительно на свои деньги. Впрочем, в министерстве понимают, что еще одна приоритетная задача — повышение зарплаты, чтобы учителя могли позволить себе решать самостоятельно жилищный вопрос.



Учителя музыки Яна Юркевич (СШ № 141) и Павел Сурагин (СШ № 13) готовятся к занятиям вместе. 

Тем временем в регионах дело сдвигается с мертвой точки намного быстрее. Например, Могилевскому горисполкому этим летом было дано поручение внести в план строительства на следующий год дом для работников школ и детских садов. В начале сентября в Жодино в собственных квартирах дома–новостройки новоселье справили 72 семьи сотрудников городских школ. Несколько учительских домов за последние годы возвели в Гродненской области, в том числе и в самом областном центре. Сейчас с подачи профсоюзов местные педагоги переезжают в 84 собственные квартиры в четырех домах, построенных по госзаказу. Естественно, жилье учителя получают не бесплатно, а на льготных условиях, право на которые есть у молодых родителей с двумя детьми, а также у тех, кто прожил в общежитии или по договору найма более 10 лет, и многодетных семей. Председатель Гродненской городской организации профсоюза работников образования и науки Людмила Севко рассказывает, что вариант квартир не в учительском доме, а в нескольких сборных оказался более подходящим, после того как провели опрос среди более чем 700 нуждающихся. Дело в том, что в каждом доме предусмотрено определенное количество двух– и трехкомнатных квартир, что далеко не всем по карману, даже с учетом преференций. Поэтому, проанализировав, кто и сколько квадратных метров готов строить, профсоюзы обратились к исполкому с просьбой «рассеять» квартиры для педагогов по нескольким зданиям. Многие уже получили долгожданные ключи и заняты приятными бытовыми хлопотами.

А как у них?

В России система образования тоже ищет решение жилищного вопроса для учителей. Например, банки активно продвигают специальную ипотеку для молодых педагогов, которая предполагает льготные условия займа. Еще один относительно бюджетный вариант — программа «Жилье для российской семьи», которая предлагает строительство квартир эконом–класса до 35 тысяч рублей за квадратный метр и сниженную ставку на ипотечный кредит — от 10,3% годовых. Кроме того, в нескольких регионах сейчас в разгаре стройка кооперативов «Учитель», а также учительских домов, объединяющих под одной крышей квартиры для педагогов, детский сад и школу.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 182 (24812). Среда, 23 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter