В Гомельской области возвращают в госсобственность объекты, предложенные с аукционов за базовую величину

Дешево купил, дорого вернул

Без малого десять лет в стране работает модель продажи государственных объектов за базовую величину. Сегодня на аукцион выставляются здания фактически по цене килограмма сыровяленой колбасы. За годы подобный шаг позволил реанимировать сотни пустующих объектов. Однако до совершенства пока далеко. Не всем покупателям удается облечь задумки в реальные дела. Сегодня достаточно случаев, когда такие здания вновь возвращаются в госсобственность. Причем с недавнего времени для нерачительных владельцев обратный ход событий в буквальном смысле дорого стоит.

Последние адреса трудных объектов Гомельщины, несколько лет назад проданных с аукционов по стартовой базовой величине, нахожу в областной прокуратуре. Именно сюда стекаются иски о расторжении невыполненных договоров купли–продажи, заявленные прокурорами районов. За 2015 год, например, расторгли 14. В этом — уже 4. С ними регулярно и направляется в экономический суд Гомельской области старший прокурор отдела Татьяна Шикало (на снимке):

— Изначально законодательный порядок по подобным объектам выглядел так. Если покупатель не выполнял условия договора, а это обычно четкий срок завершения реконструкции объекта и создание рабочих мест, то недвижимость возвращалась в коммунальную собственность с минимальными штрафными санкциями. Однако на практике сразу же возникла проблема. Предприниматели приобретали здания и тут же о них забывали. Для того чтобы повысить ответственность покупателей, в законодательство внесли изменения. С 2012 года при невыполнении условий договора объект не только возвращается былому собственнику. Но покупатель также обязан уплатить в республиканский бюджет разницу между оценочной стоимостью имущества и ценой его приобретения. А это серьезные суммы.

Вглядываюсь в цифры. Количество нулей сбивает с толку. Вот одной фирме, провалившей обязательства, по решению суда предстоит лишиться здания и вернуть бюджету разницу в 22,7 миллиона рублей, другой — 212,8 миллиона, третьей компании — более 800 миллионов рублей. Такая математика не укладывается в моей голове. На всякий случай уточняю у старшего прокурора отдела:

— Здесь точно нет ошибки?

— Ошибки нет. Речь идет об оценочной стоимости объекта, которую покупатель возмещает за вычетом цены приобретения, если им не выполнены условия договора. К слову, такая мера ответственности прописана в договоре, который он заключает, приобретая с аукциона недвижимость. Здесь нужно понимать, государство предлагает объект по символической цене, ответно рассчитывая на то, что он будет работать.

Именно сейчас местные власти мониторят «базовую» недвижимость, проданную в 2013 году. Обнаруживают и такие объекты, куда не ступала нога нового владельца. Дело по одному из нетронутых зданий поступило в прокуратуру области из деревни Чкалово Светлогорского района. Здесь местной фирме с аукциона продали здание бывшей школы и мастерских. Коммерсант–покупатель планировал разводить овец. Однако два года, отведенные для начала дела, минули. По адресу приобретения — без перемен. Начальник отдела экономики райисполкома Владислав Потапенко ожидал не такого развития событий:

— К сожалению, это уже второй объект по данной фирме. Дело в том, что в Чкалово у нас был большой учебный комплекс. С аукциона он продавался двумя лотами. Сначала — три сооружения, которые не использовались. А чуть позже — еще одно здание школы и мастерские, которые были закрыты после недавней оптимизации. Так вот, мы очень удивились, увидев этого покупателя на втором аукционе. Ведь по первому приобретению им ничего не сделано. Однако по закону отказать ему в участии не имели права. Прежде чем обратиться в суд с иском, много раз встречались, направляли письма. Но никакого движения по объектам. Хорошо, что хоть никто не разобрал, не разрушил. А то бывают разные случаи. Все–таки нужны ограничения для недобросовестных покупателей.

О том же говорит и начальник отдела экономики Жлобинского райисполкома Валентин Ундруль. Здесь недавно расторгли договор купли–продажи бревенчатого здания бывшей амбулатории в агрогородке Щедрин. Не хоромы, конечно. Но фирма, купив его, собиралась предоставлять ветеринарные услуги, создав два рабочих места. Однако не потянула. Управленец объясняет, в чем тонкость момента:

— К аукциону по продаже объектов за базовую величину допускаются все желающие. Мы не знаем, что это за фирма, какой у нее финансовый баланс, возможности. Она лишь вчера могла быть зарегистрирована, а сегодня уже в рядах покупателей. С такими фирмами потом очень сложно работать.


Пытаюсь дозвониться до тех коммерсантов, у кого не получилось, а теперь придется платить по огромным счетам. Телефоны нескольких безответны. С одной из фирм удается связаться. Совладелец эмоционально краток:

— Да, в договоре указано, что если я не выполню условия, то буду возмещать разницу между оценочной стоимостью и ценой покупки. Но это словами. А какая это стоимость в цифрах, там не написано!

— Так спросили бы прежде чем покупать...

— Сейчас это понятно. Чего уж говорить...


В Гомельском областном территориальном фонде госимущества заверяют: судебный исход и возврат — крайний шаг. Ведь все заинтересованы в том, чтобы объект приносил пользу владельцу и людям. В фонде приводят расклад вариантов:

— Каждая ситуация изучается индивидуально. Возникли у предпринимателя проблемы — он может заключить дополнительный договор о продлении сроков окончания реконструкции. Также разрешено вводить объект в работу поэтапно. Здесь нет категоричности. Главное, чтобы видно было дело. Но если совсем ничего не меняется, только заколочены окна и планов ноль — тогда в экономический суд. И он уже решит, насколько объективными были трудности фирмы, не выполнившей взятые обязательства. Даже если недвижимость предлагается по базовой величине, к приобретению нужно подходить взвешенно и ответственно. Надо сказать, подавляющее большинство предпринимателей так и делает.

Кстати

С 2012 года в Гомельской области заключено около 250 договоров купли–продажи недвижимости, предложенной на аукционах с начальной ценой продажи, равной базовой величине.

Цифра

С 2008 года на бывших гособъектах Гомельской области, вовлеченных в оборот, создано 1.800 рабочих мест.

В то же время

Около 80 процентов объектов, выставляемых на аукционные торги в Гомельской области, продаются с понижением цены до одной базовой величины.

dralukk73@mail.ru

Фото автора и прокуратуры Гомельской области.

Советская Белоруссия № 82 (24964). Вторник, 3 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter